клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Полинезия: Традиционные единоборства

Тонганцы, Таитяне и Маори

tonga
Острова Тонга. Кулачный бой между двумя женщинами
Рисунок Данвина по гравюре, изготовленной Массардом в 1836 году
Вебресурс Antique French Engravings

English version


Полинезия расположена на островах, разбросанных по колоссальным просторам Тихого океана. Как и у других племен и народов, у полинезийцев существовали и существуют традиционные и ритуальные единоборства. Еще первые европейские мореплаватели отмечали искусных бойцов с островов Тонга и Таити, а также смелых бойцов племени маори, населяющих архипелаг Чатем и Новую Зеландию. На этих островах существовало (а где-то сохранилось до наших дней) и женское единоборство.


Архипелаг Тонга заселен людьми более шести тысяч лет назад. Он являлся одним из главным центров расселения людей по всем островам Полинезии. К двенадцатому столетию тонганские короли (Туи Тонга) контролировали огромную конфедерацию островов, которая включала Фиджи, Соломоновы острова на западе и Маркизские острова и Кирибати на востоке. Эта Тонганская империя просуществовала более 400 лет. Тонга – единственное государство в Полинезии, избежавшее формальную колонизацию.

Острова Тонга также называли Дружественными островами, поскольку Джеймс Кук встретил здесь в 1773 году дружественным прием туземцев. Художник Джон Веббер, находившийся на корабле Кука, сделал множество зарисовок, в том числе многочисленных поединков по борьбе, боксу и фехтованию на палках. К своему великому удивлению, британцы обнаружили, что тонганские женщины также участвовали в единоборствах, в том числе в кулачных боях, в которых женщины ударяли джруг друга запястьями. В описании третьего плавания капитана Джемса Кука (1728-1779 гг.) приведены следующие сведения о борцовских схватках на Хаапаи, группе островов северной части архипелага Тонга: «Если тонганцы ничем не заняты, они развлекаются борьбой и боксом, причем иногда в поединках участвуют дети и девушки... Тонганцы приглашают моряков выходить на ринг и принять участие в поединках; при этом они с легкостью их побеждают, кроме тех случаем, когда они поддаются по дипломатическим причинам» Биограф Кука писал: «…наш командир прибыл на Хапай [центр Тонга], где встретил самый теплый прием со стороны местных жителей и вождя острова Эарупы. Во время стоянки моряки и туземцы обменивались подарками. Затем некоторые туземцы стали демонстрировать искусство единоборства на дубинках, борьбу и кулачный бой, в которых участвовали и женщины. Затем были танцы в исполнении мужчин и ночные развлечения с пениями и плясками».

В целом, тонганская борьба Пиитайя, или фангатуа (fangatua, fangatooa – «борьба, бороться») является борьбой вольного стиля в стойке с произвольным захватом руками за тело и пояс соперника. Как правило, схватка начинается с того, что соперники стремятся поудобнее схватить друг друга: «Если вызов на борьбу принят, оба противника как можно крепче схватывают друг друга с обеих сторон у пояса, и каждый из них старается приподнять и опрокинуть соперника на спину. Кого повалят – тот, тотчас не конфузясь, отступает. Кого бросят наземь, тот поднимается с улыбкою, если у него сломят руку, он преспокойно дает ее перевязать».

Борьба играла важную роль в жизни островитян с Таити, другого тихоокеанского острова, на котором туземцы почитали свои собственные идолы и развлекались по-своему. Джеймс Кук писал: «Как и тонганцы и самоанцы, таитянцы обожают бокс и борьбу, причем не только смотреть, но и участвовать... Хотя борьба считалась мужским занятием, боролись не только мужчины. Часто, когда мужчины заканчивали свои поединки, женщины выходили бороться друг с другом, а иногда – и с мужчинами. В этом виде спорта участвуют также высокопоставленные персоныю Например, сестра королевы была одета почти так же как многочисленные мужчины-борцы и боролась с молодым вождем, окруженная толпой подданных».

Вероятно, доступность борьбы для таитянских женщин объясняется игровой природой этого вида спорта. Недаром Джеймс Кук, наблюдая борьбы тонганцев, сравнивал манеру тонганской и таитянской борьбы: «Однако таитяне вступают в борьбу без того духа и мужества как это делают более твердые островитяне Тонга. Нет сомнений, что любой боксер или борец с Тонга навряд ли нашел бы на Островах Общества достойного соперника ... глядя, как они борются, как-то невольно приходят на ум слабые попытки детей в сравнении с тою ловкостью и силою, какую обнаруживают при этом тонганцы».

Как отмечали европейские мореплаватели, помимо борьбы и бокса, тонганцы и таитяне активно практиковались также в единоборствек на палках. Они были весьма искусны в фехтовании на палках, поскольку в условиях примитивного хозяйства палки легко изготавливать и ими легко манипулировать. Фехтование на палках с давних времен использовалось островитянами как в спортивных, так и в военных целях. Женщины также участвовали в этом виде единоборств.


Маори — коренной народ Полинезии, проживающий в основном в Новой Зеландии и на островах Чатем. В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Маори ведут свое происхождение из восточных архипелагов Полинезии. Они прибывали в Новую Зеландию и на Чатем (Рекоху) несколькими потоками ранее 1300 г. н.э. Будучи долгое время в изоляции, эти полинезийцы создали уникальную культуру, известную как культура маори, со своим языком, богатой мифологией, ремеслами и исполнительским искусством. По переписи 2006 года, число маори в Новой Зеландии составляло 620 тысяч человек.

Борьба и единоборство на палках – древние виды спорта и боевых искусств у маори. Искусство борьбы, согласно мифологии маори, было создано богами. Затем боги передали иго людям, которые стали его использовать как средство воинско-физического воспитания, способ испытать силу и ловкость, а также как развлечение. На самом деле, маорийский вид борьбы Мамау (mamau – «единоборство без оружия») аналогичен другим полинезийским видам борьбы. Маорийская борьба также известна под другими названиями. Борьбу маори часто называли «ринга-ринга», которой обучали в специальных школах. В своей книге «Раса маори» изданной в 1904 г. знаток маорийской жизни Э.Р. Триджер приводит следующие термины используемые маори для названия своей традиционной борьбы: «ta или whatoto или nonoke или mamau».

Еще в недалеком прошлом борьбой мамау занимались в каждом племени. При этом боролись как малолетние дети, так и взрослые люди обоих полов. Традиционно искусство борьбы преподавали в особых подготовительных школах – так называемых варе-кура («дом знаний»), в которых обучались дети родовой знати начиная с 12 лет в течении 4-5 лет. Кроме того, борьбу можно было наблюдать в варе-тапаре («дом развлечений»), где опытные мастера воинских искусств обучали молодежь своему ремеслу. Борцы надевали специальные амулеты, чтобы увеличить свою силу и ослабить соперника.

Маорийской борьбе обучали вплоть до конца 19 века, а маорийский чемпион Герберт Слейд в 1890х годах успешно боролся со знаменитыми в то время борцами, Уильямом Миллером из Австралии и Джоном Сулливаном из США

Во время многочисленных праздников устраивались соревнования, на которых мерялись силами представители разных родов, общин и племен. Бывало, что с мужчиной вступала в борьбу женщина, или две молодые девушки. Такая разновидность борьбы, в которой состязались представители обоих полов, называется para-whakawai.

В девятнадцатом столетии жила знаменитая маорийская женщина-борец Куравха из племени Те Агава, жившая в Маунгахопату. Будучи юной девункой, Куравха боролась на равных с любым мужчиной, хотя обычно против молодого мужчины выходили бороться две девушки. Куравха вместе с другой сильной женщиной, Ухаитири, вдохновляли и вели островитян на борьбу с европейскими захватчиками.

У народа Морори, жившего на архипелаге Чатем до завоевания островов маори в 1835 году, существовала традиция устраивать состязания по борьбе и единоборстве на палках как обряд заключения мира. Однако воинское искусство и вооружение морори не были достаточно развиты, чтобы противостоять завоевателям маори, которые убили или забрали в рабство большинство коренных жителей.

Taiaha Известный исследователь Ричард Тэйлор при описании традиционных игр и развлечений упоминает также и о метании палок, которое, согласно его исследованиям, маори называют «Те Такаро ринга-ринга». У маори островов Кука встречается термин «каукуми». Маори также в совершенстве владели искусством единоборства на палках и на специальных пиках (таиаха), искусство борьбы на таиаха называлось Те Мау Таиаха. Таиаха состояло из длинного древка овального сечения длиной 150 – 180 см, изготовленного из твердых пород древесины с прикрепленным на одном конце плоским клинком «рау», а на другом – наконечником, который назывался язык («ареро»). Формой и украшениями таиаха напоминала стилизованное человеческое тело, а язык ареро олицетворяло язык бога войны Матауэнга. Клинок и наконечник закалялись в огне, так что они становились почти такими же прочными, как сталь. Обучение искусству те мау таиха производилось «от ног вверх». Во время манипуляций с таиаха движение ног напоминало танец чечетки «каро» (уклонение) с различными элементами, заимствованными из поведения животных. Как и в других восточных единоборствах, эти стилизованные движения были призваны укреплять силу, быстроту и координацию движений и чувство баланса. Работа ног в этом виде единоборств напоминае фехтование и даже бокс. Боевые приемы с таиахой включают в себя множество видов ударов, выпадов,парирований и уходов.

В отличие от единоборств с оружием, таких как те мау таиаха, традиционная борьба народа маори перестала быть популярной, а на ее место пришло сумо, которое маори теперь считают своей национальной борьбой.


Источники

"Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира", авторы А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко

Полинезия. Википедия

Тонга. Википедия

Таити. Википедия

Маори. Википедия

Чатем (архипелаг). Википедия

Журнал предприятия Капитана Кука (по-английски).

Традиционное воспитание Маори (по-английски).

Игры и времяпрепровождение Маори (по-английски).

Те Мау Таиаха (по-английски).

Журнал Полинезийского Общества (по-английски).

Тихоокеанские острова (Боевые искусства) (по-английски).

Tonga: As the Explorers Saw it 1616-1810 By Edwin N. Ferdon, The University of Hawai'i Press, 1987 (по-английски).

Tongans Overseas: Between Two Shores By Helen Morton Lee, The University of Hawai'i Press, 2003 (по-английски).

The Life of Captain James Cook By J. C. Beaglehole, Stanford University Press, 1974 (по-английски).

Narrative of the Voyages Round The World, Performed by Captain James Cook, by A. Kippis, 1788 (по-английски).

The uncivilized races of men in all countries of the world By John George Wood. The R. Heber Newton Collection Presented by his Children, 1931 (по-английски).

Палочный бой на Тонга
Компиляция с рисунков Денвина

tonga

Tonga

Tonga


tonga
Две женщины дерутся на кулаках.
Острова Тонга. Гравюра, 1837г.
Иллюстрация из "Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира", авторы А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко


Маори

tonga
Борьба и бой на палках


Тренировка маори в единоборстве на палках

Māori

Māori

Māori


Māori
Боевой танец маори


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: