клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Nuba wrestling
Wrestling in Ancient Nubia from the days of Ramses II depicted on the frieze in the Temple Medinet Habu of Ramesses III , Luxor, Egypt (12 century BC)
Из статьи Wrestling in Ancient Nubia

Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

Nuba tribes:
Traditional combative sports



Nuba is a collective term used for ethnic groups and tribes inhabiting the Nuba Mountains in Central Sudan, one of the most remote and inaccessible places.


Русская версия

Nuba whipping
Girl lashing and self-lashing is a traditional ritual of some Nuba tribes.
Photo by Leni Riefentahl from her album The Nuba of Kau


Nuba mapNuba is a collective term used for the peoples who inhabit the Nuba Mountains of South Kordofan state, in Sudan. Although the term is used to describe them as if they composed a single group, the Nuba consists of numerous distinct tribes and ethnics speaking different languages and dialects (Lafofa, Moro, Krongo, Mahas, Masakin, Tira, etc.) In fact, nearly 100 different dialects are spoken in the Nuba hills. However, they stand out as distinct from the surrounding tribes due to their common history and environment. The Nuba people reside in one of the most remote and inaccessible places in all of Sudan, the foothills of the Nuba Mountains in central Sudan. At one time the area was considered a place of refuge, bringing together people of many different tongues and backgrounds who were fleeing oppressive governments and slave traders. The Nuba total population is estimated around a million but every ethnic group is quite small. The Nuba people are primarily farmers, as well as herders who keep cattle, goats, chickens, and other domestic animals. The primary religion of many Nuba peoples is Islam, with some Christians, and traditional shamanistic beliefs also prevailing. Men wear a sarong and occasionally a skull cap. Young men remained naked, while children, including girls, wear only a string of beads. Older women and young women wore beads and wrap a sarong over their legs and sometimes a cloak tie on the shoulder. Both sexes practice scarification and circumcision.

Nuba map
Nuba Wrestling martial art technique from the tomb of Amenemhat, 12th Century Egypt, at Beni Hasan. Illustrated by Nijel Binns. Credit Wikimedia Commons
С сайта AlamedaPatch

Combative sports are known in Nuba from time immemorial. Archeology data indicate that inhabitants of ancient Nubia (Kingdom of Kush) practiced not only armed martial arts but also wrestling and unarmed self-defense thousand years before Christ. Images depicting wrestling engraved in ancient Egypt temples and tombs. There are no other records in any corner of the world that can claim such a long, and unbroken martial arts tradition. Martial arts including wrestling and empty hand self-defense blossomed in 12th Dynasty Egypt (20th Century BC). In fact, Nuba Wrestling is the original martial art that all of Africa.

As the Nuba say, they learned how to wrestle from monkey while their ancestors watched fights between these animals. Nubians learn how to wrestle from early childhood. A researcher says, “Nuba kinds try to wrestle before they can walk”. Another researcher wrote, ”Wrestling plays an important role in the life of this nation. Both genders practice it. In some regions, women have exclusive wrestling tournaments once a year, where men may not wrestle.”

In the past, wrestling competitions were held between teams, rather than between individuals, which reflected the specifics of the social structure of Nuba tribes. In those competitions, rivalry between clans and villages was tried to settle. Such competitions were held not just between males but also between females. Well-known scholar A.M. Zolotarev wrote: “It is known that ritual wrestling between girls was related to the dual society structure. Wrestling matches take place in the square in the middle of the village. Girls forming two ranks gather there according to their height with the tallest in the middle of each rank. They are surrounded by a crowd of screaming and cheering women holding babies. Wrestling tournament starts with individual contests. Old women take by turns pairs of girls of the same height from the two ranks. Each contestant wrestler throws a girdle over her opponent and they start wrestling. Winners are loudly cheered. As soon as individual matches are finished, the team-on-team contest takes place which is a culmination of the tournament.”

As far as the technical aspect of Nuba wrestling is concerned, its goal is to slam the opponent to the ground whereas there is no pinning or submissions. Nuba wrestling is a ritual and recreational sport, and serious injuries are rare. Although strikes are essential part of the grappling, it is not a boxing system. Nuba wrestling is best viewed as a system of standing grappling, historically practiced naked, but in towns, today practiced in t-shirts and shorts.

Nuba fighting
Men's fighting in the village of Kau - combination of wrestling and boxinbg with iron bracelets
Photo by Leni Riefenstahl from her album The Nuba of Kau

Nuba whipping
Girls from Kau with whips ready for lashing
Photo by Leni Riefenstahl from her album The Nuba of Kau

Nuba stick fighting essentially mimics the movements of fighting with spear and shield. Light armor is worn, so injuries can be severe.

Another peculiar Nuba fighting style is whip fighting which actually is a female combat sport, being a part of the ritual of initiation into the womanhood. In order to be accepted into the adult worlds, girls must demonstrate skills and courage in the contest.

In 1975, famous German filmmaker and photographer Leni Riefenstahl spent sixteen weeks in a village of Kau in Nuba and then published two photo albums “The People of Kau” and “The Last of the Nuba” which became international bestsellers. She depicted and described girl whipping and brutal men fights between villages, a combination of stick fighting, wrestling and boxing with iron rings: “At first, they are fighting with sticks, after that with the iron rings fixed to the wrist. Soon the bouts are getting wilder and more passionate until one of them is falling to the ground heavily bleeding. Referees are observing that the bouts remain fair. However, there had been cases of death for no fighter is going to give up a bout even if he is severely hurt.”

Nowadays, wrestling traditions of Nuba tribes remain exclusively as male activities which can be explained by strengthening Islam rules in Sudan. This tradition is considered as manifestation of manhood and readiness to play manly role in the society. At that, all traditions of girl wrestling which were related to harvest celebrations and entering maturity have been lost.


Nuba wrestling stamp
Lafofa is an ethnic minority among the Nuba people of Sudan; they live in South Kordofan. It likely numbers less than 10,000 persons. This group is mainly Muslim. The traditional language is Lafofa, a Niger-Congo language but many of them speak Arabic.

Wrestling has been popular for the Lafofa from old times. Usually wrestling matches were held during calendar holidays; they were also a part of the system of ritual trials. There were two age categories for males: “kamenai” – men who reached a marriage age and “tembiling” – men reached advanced age. In order to be included into “kamenai”, a young man had to pass a setg of trials. So, the ritual of the initiation included wrestling competitions in which everyone who wants to be accepted as an adult had to participate.

In fact, in the Lafofa society, wrestling was a mandatory in the ritual of initiation not just for guys but for girls as well. Ceremonial wrestling was related to the harvesting season and for girls it also represented a transition ceremony from the childhood to the womanhood. Wrestling for girls played a role similar to the ritual of beating of teenage boys. Traditionally, girl wrestling was organized according to membership in matrilineal descent group. People from the same descent group were not supposed to wrestle each other. As soon as a woman had a firstborn, she would never wrestle.


Nuba whip fighting
Lepido whip fighting
From the article Whip fighting in Tira by Nanne op 't Ende

Nuba whip fighting
Lepido whip fighting
From the article Whip fighting in Tira by Nanne op 't Ende

The Tira and Moro are two sub-ethnic groups of the Nuba peoples; they live in the Western section of the Nuba region; population of each of them is about 100,000. The Tira are mostly Muslims while the most of the Moro are Christians. Both speak dialects of the Kordofanian languages group as well as Sudanese Arabic.

The Tira and Moro women are known as proficient in the ferocious sport of whip fighting. For the these ethnics, as for other Nubian clans, the initiation ritual is an important element of their life; during the ritual, the one being tested must demonstrate stoical courage – it is true not only for boys and men but also for girls and women. Unlike some other clans where the females prove their courage by fighting with sticks, the Tira and Moro women have whip-fighting contests known as “lepido”, using whippy baobab branches as their weapons. Such switches make vicious whips and the shedding of blood and other injuries occur frequently. The bravest fighters are granted adulthood but the more cowardly or unskillful may have to wait a year or more before the next whip fight and the chance to be upgraded.

This combat sport was a part of the ritual of initiation into the womanhood. In order to be accepted into the adult worlds, girls had to demonstrate skills and courage in the contest. Ritual terms and rules of this contest are quite specific – the contestants lash each other in turn. Actually, it is a duel going in the following way. To challenge another woman to a duel, the challenger should pick up a whip and a shield, advance toward her opponent and throw the tip of the whip gently at her opponent. If the other woman accepts the challenge, she also picks up her whip and shield and the fighters take the position opposite each other. The challenger lashes out first, trying to hit her opponent anywhere on the body. If the blow is countered the other woman lashes out. They take turns this way until the woman who came forward gestured that it was over. Then the duelists return into their groups. The next woman come forward, challenges someone. The same ferocious whipping takes place. And so it continued. The sound of a direct hit on the skin is welcomed with cheers and applause; the woman who was hit shows no signs of pain. Sometimes a fighting woman has fun if she manages to hardly hit her opponent but sometimes she seems to ask to be forgiven. At certain moments anger seemed to run deep, the women kept lashing out at each other until others separated them.

Interestingly, girl whipping is also a traditional ritual of some other ethnic groups living in Nuba and around it. Leni Riefenstahl depicted mutual whipping oiled girl in the village of Kau. In some tribes, their girls are lashed not by other girls but by selected men. The Hamar (Hamer) people leaving in Ethiopia at the border with South Sudan have a tradition of whipping women to prove their love for their relatives usually brothers. Girls and women beg one of their kinsmen called Maza to whip them thoroughly. As girls of the Tira and the Moro, Hamar women don’t show the pain - they must feel being proud of their scars. They would look down on a woman who refuses to join in. Looks grotesque from the perspective of outsiders.


Nuba wrestling
Picture by Lewis Smith

To the south of Nuba, in the Imatong Mountains in South Sudan the Lotuko people (Lotuho, Otoho) reside which should be mentioned because their traditions are quite similar to the traditions of the Nuba tribes. The Lotuko population is around 100 thousand; their language belongs to Eastern Nilotic languages.

Ariama or akiama is traditional wrestling of the Lotuko people. (The word ariama literally means test, examination, the finding out who is better, stronger). Actually, it is a form of freestyle wrestling – any holds are allowed applied to the opponent’s body or his loincloth. Legs can be used against opponent’s legs. Whoever falls first is considered as a loser. Lotuko developed a special training system to train young wrestlers.

As other Nuba tribes, Lotuko wrestling was an integral part of community rituals – from harvest celebrations to wedding ceremonies and initiations into maturity. Girls wrestled each other during harvest festivals and initiation ceremonies. In old times, wrestling was more a ritual contest and a celebration of youth rather than a contest between clans and villages which takes place nowadays. Girls no longer participate is these competitions. For youths and men, ariama is considered as a display of courage, readiness to play men’s role in the society as well as readiness to war.


Donga stick fighting
Surma women in stick fighting
From the article Women Donga stickfighting

One more group of tribes must be mentioned which resides not too far from Nuba but formally do not belong to the Nuba. Surma is a group of tribes residing in South Sudan and southwestern Ethiopia. The term Surma is the collective name for the Suri, Mursi and Me'en groups with a total population of 186,875. All three ethnics speak languages belonging to the Surmic branch of the Nilo-Saharan language family. All three peoples share a similar culture. Their homeland is remote, located in desolate mountains, and traditional rivalries with their tribal neighbors in the past decades became quite bloody.

The Surma have a fierce traditional culture: they are famous in the world by their stick fighting called Donga and by women having huge lip plates. Donga is both the name of the sport and the stick, whereas Sagenai is the name of the stick-fighting session. Stick fighting is central in Surma culture. Donga brings great prestige to men — it is especially important when seeking a bride — and they are very competitive, at the risk of serious injury and occasional death. The males are often shaved bald, and frequently wear little or no clothes, even during stick fights. Although Donga is a particularly male ritual of getting girlfriends, it can also be a way to settle conflicts. Sometimes women participate in stick fighting if they really have to settle conflicts with women of another clan or village.


References:

The Nuba of Kau by Leni Riefenstahl.

Wrestling in Ancient Nubia by Scott T. Carroll

"The World Encyclopedia of Wrestling" by A.C.Mandzyak and O.L.Artemenko (in Russian).

From the Mountains to the Plains by Leif Ole Manger

Religion, Identities and Politics: Defining Muslim Discourses in the Nuba Mountains of the Sudan by Leif Ole Manger

African Models and Arid Lands. Edited by Gisli Palsson

Nuba peoples

Lotuko people

Tira people

Hamer people

Surma people

Nuba fighting

History of the Nuba

Neither Goddesses Nor Doormats: The Role of Women in Nubia

Joshua project. Sudan

Lepido rore: Whip fighting in Tira by Nanne op 't Ende

The Baobabs: Pachycauls of Africa, Madagascar and Australia. By Gerald E. Wickens, Pat Lowe (Google book)

Tribal diversity of Southern Ethiopia

Women Donga stickfighting

Hamer Nasi Ethiopia

Sudan Vision (Ariama)


Ancient rock paintings depicting Nuba wrestling

Ancient rock paintings depicting Nuba wrestling


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved

клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Nuba wrestling
Изображение древней нубийской борьбы на фреске храма Рамзеса II "Мединет Хабу", построенного в Луксоре (Египет) в 12 веке до н.э. при фараоне Рамзесе III
Из статьи Wrestling in Ancient Nubia

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Нубийские племена:
Традиционные единоборства



Нубийцы ("люди холмов") — общее название народностей и племен, проживающих на границе Судана и Южного Судана в Нубийских горах


English Version

Nuba whipping
Хлестание плетьми и самохлестание девушек - традиционный ритуал некоторых нубийских племен. Фото Лени Рифеншталь из альбома The Nuba of Kau


Nuba mapНуба, или горные нубийцы (самоназвание — «люди холмов») — общее название народностей и племен, проживающих на границе Судана и Южного Судана в Нубийских горах (лафофа, моро, кронго, махас, масакин, тира и др.). Эти народности говорят на разных языках и диалектах (которых насчитывается более сотни), но есть у них и общее, связанное с общей историей и природными условиями. Они в основном населяют труднодоступные районы, окружающие нубийские горы. Большая часть народа нуба исповедуют ислам, но сильно? влияние шаманизма, так как традиционно они проживали в горных районах и влияние ислама усилилось только в XIX веке. Есть также племена, исповедующие христианство. Существует версия, что нубийцы - потомки беглых рабов из различных мест, скрывашихся в Нубийских горах – этим можно объяснить разнородность этих племен. Нубийцы занимаются возделыванием проса и разведением скота. Довольно много диалектов. Нубийцы славятся своими танцами, и особенно местными видами национальной борьбы, на состязания по которым собирается множество людей. Общее население всех нубийских народностей и племен – один миллион, хотя каждое из них немногочисленно и может быть отнесено к малым народам. Нубийцев отличает высокий рост, мужчины традиционно ходили обнаженными, а дети, включая девочек, носили лишь бусы. Девушки и взрослые женщины носили ожерелья, а также опоясявались саронгом. Представителям обоих полов наносят на тело насечки, а также делают обрезание. Знаменитая немка Лени Рифеншталь, снявшая документальные фильмы про нацистов, жила среди нубийцев и запечатлела их на видео- и фотокамеру.

Nuba map
Изображение нубийского единоборства на гробнице Аменемхата в Бени-Хасане, Египет (12 столетие до н.э.)
Иллюстрация Нижель Биннс с сайта Wikimedia Commons
Перепечатка с сайта AlamedaPatch

Борьба у нубийцев известна с незапямятных времен. Данные ахеологии свидетельствуют, что жители древней Нубии (царства Куш) занимались не только вооруженной, но и рукопашной борьбой и самообороной без оружия - за тысячи лет до рождения Христа. Эпизоды нубийской борьбы запечатлены на старинных египетских храмах и гробницах. В мире нет других исторических свидетельств непрерывного развития боевых искусств такой давности. Расцвет нубийской борьбы пришелся на 12 династию Египта (20 век до н.э.). Все африканские виды единоборств ведут свое происхождение к нубийским единоборствам.

По утверждению самих нубийцев бороться они научились у обезьян, когда их далекие предки наблюдали за схватками этих животных, а затем сами стали делать то же самое. Бороться здесь учатся с самого раннего детства. Как подчеркивает один из исследователей: «у нуба дети еще недостаточно хорошо научившись стоять, уже пробуют бороться». Другой исследователь пишет: «Борьба играет большую роль в жизни этого народа. Оба пола занимаются ею. В некоторых местностях женщины устраивают борьбу один раз в год; мужчинам при этом запрещалось».

По сути, соревнования по борьбе у нуба являются не просто поединками между отдельными борцами, а выражением соперничества между отдельными кланами и селениями. Сами соревнования имели командный характер, что связано с особенностями социальной организации нуба. Подобный характер соревнований был присущ не только мужчинам, но также и женщинам. Известный ученый А.М. Золотарев в одной из своих работ пишет: «Известно только, что с дуальной организацией здесь связана особая обрядовая борьба между девушками двух фратрий. Борьба происходит на площади, расположенной посреди деревни. Две шеренги девушек становятся друг против друга, выстроенные в соответствии с ростом, с самой высокой в центре шеренги. Их окружает толпа, в особенности, хохочущие и кричащие молодые женщины с детьми в руках… Начинается борьба. Старые женщины выводят из каждой шеренги по девушке равного роста. Каждая девушка обхватывает свою противницу «передним поясом» и они начинают бороться. Победительницу приветствуют радостными криками и танцами женщины ее фратрии. После индивидуальных схваток следует борьба шеренги против шеренги».

Если рассматривать техническую сторону нубийской борьбы, то главная цель нубийского борца – бросить соперника на землю. В то же время, в этой борьбе нет таких понятий как туше или капитуляция. Нубийская борьба – одновременно ритуальное и развлекательное занятие, травмы в ней редкость. Хотя во время схватьк допускаются удары, этот спорт не имеет ничего общего с боксом. Иными словами, нубийская борьба – это система стоячей борьбы, которой традиционно занимались нагими. Однако, в настоящее время, борются в футболках и шортах.

Nuba fighting
Единоборство мужчин селения Кау - сочетание борьбы и бокса с железными браслетами
Фото Лени Рифеншталь из альбома The Nuba of Kau

Nuba whipping
Девушки селения Кау с плетьми, готовые к стеганиям
Фото Лени Рифеншталь из альбома The Nuba of Kau

Нубийские бои на палках – это подражание боевому единоборству с копьем и щитом. Поединки в этом виде проводятся в легких доспехах, чтобы избежать серьезных травм.

Еще один специфический вид нубийского единоборства – борьба на хлыстах, или прутах, причем это по-существу женский вид единоборства, который является в основном частью обряда инициации в мир взрослых. Девушки должны показать смелость и сноровку в поединке, чтобы их приняли во взрослый мир.

В 1975 году знаменитая германская кинемотографистка и фотограф, Лени Рифеншталь, в течение четырех месяцев жила среди нубийских племен в селении Кау, изучала их жизнь и снимала ее на пленку. Она опубликовала несколько иллюстрированных книг и фотоальбомов, два из которых стали международными бестселлерами: «Люди Кау» и «Последний из нубийцев». В числе прочего, она запечатлела и описала хлестания девушек плетьми и жестокое мужское единоборство между представителями разных селений, своеобразное сочетание боя на палках, борьбы и бокса железными браслетами: «Сначала они дерутся на палках, затем они надевают на запястья железные браслеты. Далее поединки становятся все более дикими и яростными – до тех пор, пока один из бойцов не падает на землю, истекая кровью. Рефери, наблюдающий за поединками, следит, чтобы они проходили честно. Однако, случались и смертельные исходы, когда один из бойцов не хотел сдаваться, даже будучи серьезно ранен».

В настоящее время традиции борьбы у суданских племен сохранились практически только среди юношей и мужчин. Эта традиция считается проявлением мужественности и готовности играть мужскую роль в обществе. В то же время старинные традиции девичей борьбы, которые когда-то относились к праздникам урожая и к вступлению в период женской зрелости, уходят в прошлое – это во многом объясняется усилением исламских ограничений на деятельность женщин.


Nuba wrestling stamp
Лафофа – национальное меньшинство среди нубийских народностей Судана, проживает на плато Кордофан. Численность менее 10 тысяч. Исповедуют в основном ислам, говорят на языке лафофа и на арабском.

Борьба у них издавна пользовалась огромной популярностью. Схватки традиционно проходят в дни календарных праздников, а также входят в инициационный комплекс испытаний. У лафофа существуют две основные возрастные категории: “каменаи” – мужчины, которым разрешено вступать в брак, и “тембилинг” – мужчины достигшие преклонного возраста. Для перехода молодого человека в ранг каменаи ему необходимо пройти через комплекс испытаний. Поэтому важным элементом обряда инициации являлась борьба, где в схватках неизменно должны были участвовать все готовые к возрастному переходу.

В обществе лафофа борьба являлась обязательной ступенью в инициации не только для парней, но и для девушек. Борьба среди девушек частично выполняли функцию, аналогичную ритуальным избиениям юношей-подростков. Для девочек борцовские состязания означали церемонию перехода от детства и девичества к взрослому женскому миру. Традиционно, девичья борьба была организована в соответствии с матримониальным родством – потомицы общих предков по женской линии не могли бороться между собой. После того, как у женщины рождался первый ребенок, она никогда больше не боролась.


Nuba whip fighting
Борьба на плетках "лепидо"
С сайта Whip fighting in Tira by Nanne op 't Ende

Nuba whip fighting
Борьба на плетках "лепидо"
С сайта Whip fighting in Tira by Nanne op 't Ende

Тира и Моро – два субэтноса, относящихся к нубийцам; населяют западную часть Нубии; численность каждой из этих двух групп – около ста тысяч. Большинство тира исповедует ислам, в то время как большинсто моро – христианство. Обе народности говорят на диалектах кордофанской языковой группы, а также на суданском диалекте арабского языка.

Женщины народностей тира и моро известны как искусные бойцы в жестком единоборстве на хлыстах, или прутах. Для представителей этих народностей, как и для других нубийцев, очень важными являются ритуалы инициации, во время которых молодые люди проходят проверку на стойкость, смелость и сноровку в боевом деле. Это относится не только к юношам, но и к девушкам. В отличие от некоторых других народностей, где юноши и девушки доказывают стойкость в борьбе на палках, женщины нубийских народностей тира и моро состязаются в единоборстве «лепидо», в котором в качестве оружия используются гибкие ветки баобаба. С помощью таких плетей можно наноести серьезные травмы и вызвать сильные кровотечения, что часто и происходит в реальности на практике. Самых смелых бойцов принимают во взрослые, а трусливые и неумелые должны ждать год, а то и дольше, пока получат возможность официально продвинуться во взрослые.

Этот вид единоборства по сути был частью ритуала инициации в мир взрослых женщин. Для того, чтобы быть принятой в этот мир девушка должна была продемонстрировать смелость и сноровку в поединке. Ритуальные правила этого единоборства очень своеобразны – соперницы поочередно хлещут друг друга плетью. Это по сути дуэль, проходящая по следующему ритуалу. Девушка, желающая вызвать другую на поединок, берет плеть и щит, направляется к той, с которой хочет сразиться и слегка хлещет ее кончиком плетки. Если та принимает вызов, она также берет плеть и щит, и соперницы становятся в изготовку напротив друг друга. Первая девушка производит первый удар и хлещет соперницу по любой части ее тела. Если удар засчитывается, вторая наносит свой. И так далее, до тех пор, пока вызвавшая на поединок не показывает знаком об его окончании. Тогда дуэлянтки возвращаются в свои команды. Следующая женщина выходит в круг и выбирает кого-то, чтобы вызвать на следующий поединок. То же свирепое поочередное хлестание повторяется. Каждый звук удара плетью по телу сопровождается приветствиями толпы и апплодисментами, а отхлестанная девушка не подает признаков боли. Иногда девушка, которой удалось нанести особо болезненный удар, проявляет открытую радость, а иногда – просит прощения. Бывает, что во время поединка девушки входят в раж и жестоко хлещут друг друга, пока кто-то их не разнимет.

Интересно, что хлестание девушек плетьми является также традиционным ритуалом некоторых других племен и народностей, живущих в Нубии и вокруг нее. Та же Лени Рифеншталь запечатлела блестящих от масла девушек с плетками в селении Кау. У ряда племен не девушки отхлесывают друг друга, а делают это их родственники-мужчины по настоятельной просьбе самих девушек. У народности хамар (хамер), живущего неподалеку, в Эфиопии, на границе с Суданом, девушки просят родственников отхлестать их плетью – в доказательство их любви к близким, чаще всего, к братьям. Девушки и женщины умоляют избранного для этой экзекуции родственника, которого называют Маза, как следует отхлестать их. Так же как и девушки Тира и Моро, они не показывают, что им больно – они должны гордиться шрамами. И они презирают женщин, которые отказываются быть отхлестанными. С точки зрения постороннего наблюдателя, картина весьма гротескна.


Nuba wrestling
Рисунок художника Льюиса Смита

К югу от Нубии, в горах Иматонг в Южном Судане, проживает еще один этнос, лотуко (латуко, отуксо), который также следует упомянуть, поскольку его традиции и ритуалы сходны с традициями и ритуалами нубийских племен. Лотуко - народ группы нилотов, их численность – около ста тысяч.

Ариама (ariama – «испытание, определение кто лучше») или акиама (akiama) - традиционная борьба Лотуко. Представляет собой вольную борьбу с произвольными захватами за тело и набедренную повязку соперника. Борьба ведется только в стойке, без продолжения схватки на земле. Разрешено использовать приемы с воздействием ногами на ноги соперника. Побежденным считается тот, кто первым упал на землю. У лотуко разработана система тренировки борцов и отработки приемов.

Как и у других нубийских народностей, традиционная борьба у лотуко была частью общинных ритуалов, начиная от сбора урожая до свадебных церемоний и вступления в статус взрослого. Девушки боролись между собой во время праздников урожая и во время церемоний вступления в период женской зрелости. В старину борьба являлась больше ритуальным состязанием и праздником молодости и силы, чем состязанием племен и селений, что имеет место в настоящее время, когда девушки практически перестали участвовать в борцовских состязаниях. Для юношей и мужчин борьба ариама считается проявлением мужественности, готовности играть мужскую роль в обществе и готовности к войне.


Donga stick fighting
Женщины сурма дерутся на палках
С сайта Women Donga stickfighting

Еще одна группа племен, о которой необходимо упомянуть, расположена не так далеко от Нубии, но не относится к нубийским народностям. Сурма – общее наименование для трех народностей (сури, мурси и меен), проживающих на юго-востоке Эфиопии и юго-западе Южного Судана. Общая численность – менее 200 тысяч. Все три народности говорят на диалектах сурмитской ветви нило-сахарских языков и имеют общую культуру и аналогичные традиции. Они живут в малонаселенных горных районах, и их давняя вражда с соседскими племенами за последние десятилетия переросла в весьма кровавые столкновения.

У племен сурма существуют два жестоких обычая, благодаря которым они известны в мире: бои на палках донга и обычай женщин растягивать нижнюю губу до невообразимых размеров, вставляя в нее пластины. Донга – это и название единоборства, и самой палки, в то время как турнир называется «сагенай». Единоборство на палкох является главным ритуалом культуры сурма. Успехи в поединках донга существенно повышают престиж мужчин, особенно это касается моментов поиска невесты. Мужчины сурма проявляют исключительную стойкость в поединках и бьются до конца, невзирая на раны и возможную гибель. Мужчины бреют головы и практически не носят одежды, в том числе, во время боев на палках. Хотя донга – специфический мужской ритуал борьбы за невесту, борьба на палках также происходит в случае различных конфликтов. Иногда в этих боях участвуют и женщины, особенно когда им необходимо разрешить конфликт с женщинами других селений и кланов.


Источники

Лени Рифеншталь. Нубия Кау (по-английски).

Скотт Кэррол. Борьба в Древней Нубии (по-английски).

А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко. "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира".

Лейф Оле Мангер. От гор к равнинам (по-английски).

Лейф Оле Мангер. Религия. Индивидуальность, Политика (по-английски).

Африканские модели и засушливые земли. Под редакцией Гисли Пэлссона (по-английски).

Народы Нубии. Wiki (по-английски).

Народ Лотуко. Wiki (по-английски).

Народ Тира. Wiki (по-английски).

Народ Хамер. Wiki (по-английски).

Народ Сурма. Wiki (по-английски).

Нубийская борьба. Wiki (по-английски).

История Нубии (по-английски).

Не богини, но и не подкаблучницы: Роль женщин в Нубии (по-английски).

Проект Джошуа (Судан) (по-английски).

Нанне Энде. "Лепидо роре": Борьба на плетках у народа Тира (по-английски).

Баобабы в Африке, на Мадагаскаре и в Австралии. Авторы Джеральд Уикенс и Пэт Лоу (Google book) (по-английски).

Племенное разнообразие южной Эфиопии (по-английски).

Женская борьба на палках Донга (по-английски).

Народ Хамер в Эфиопии (по-английски).

Видение Судана (Ариама) (по-английски).


Наскальное изображение древней нубийской борьбы

Наскальное изображение древней нубийской борьбы


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved