клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Коренные малочисленные народы Российского Севера
Нганасаны и коряки: Борьба Торуаса и Еннингыйнын

Toruasa
Торуаса - традиционная борьба народности нганасан, живущего в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе
Иллюстрация из "Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира", авторы А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко

English Version


Нганасаны («люди», самоназвание няа, ня — «товарищ») – небольшой народ численностью около 800 человек, коренное население Таймыра (Долгано-Ненецкий автономный округ России). Нганасаны - самый северный народ Евразии, с самым однородным генетическим набором, характерным для самодийской этнической группы.— самодийский народ в Сибири. Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был директивно введён в СССР в 1930-е годы как ошибочное обобщение известного многим народам Севера употребления слова со значением «человек» в качестве эндоэтнонима. Нгагасаны - полукочевой народ, основным занятием которого издавна являлось оленеводство.

Несмотря на малочисленность, нганасаны сохранили многие старинные традиции, среди которых – сразу несколько видов национальной борьбы: поясная борьба с удержанием захвата пояса до конца схватки, а также единоборство с болевыми приёмами и ограниченными ударами руками и ногами. Последний вид национального единоборства исстари применялся мужчинами для решения спорных вопросов, в особенности при соперничестве за женщину. Но нганасанские женщины не безответные существа, они тоже участвуют в единоборствах, предпочитая традиционный вид борьбы торуаса, в котором не применяются ноги. Торуаса – это борьба в стойке без продолжения схватки на земле с обоюдным захватом друг друга выше локтей. Борьба торуаса базируется на силе и устойчивости. Борьба девушек – украшение национальных праздников, большинство из которых приходится на зиму. Девушки борются в красочной зимней одежде, пошивом которой славятся нганасаны.


Yennin-Gyynyn wrestling Коряки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка, родственное чукчам. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России. Общая численность — около 9 тыс. чел. По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых. Каждая группа говорила на своём языке включала несколько более мелких территориальных групп. Предки коряков являются, судя по культурной близости, создателями охотской культуры (1 тыс. н. э.).

Антропологи предполагают что в период Позднего Плейстоцена (закончившегося 11,7 тысяч лет назад) существовал «мост», соединяющий Азию и Северную Америку. По земле, на которой в настоящее время живут коряки, проходили люди, направлявшиеся в Америку. В те времена потоки переселенцев шли в обе стороны. Вероятно, коряки – потомки тех, кто успел возвратиться в Азию до наступления ледникового периода.

Yennin-Gyynyn wrestling Еннин-гыйнын или ченчен-гыйнын – традиционная борьба коряков. Это борьба вольного стиля в стойке без продолжения схватки на земле (снегу). Она во многом аналогична торуасе, кроме возможности помогать себе ногами. На схватку соперники выходят в обычных или специальных борцовских штанах, мужчины борются обнаженными по пояс. Это даже отразилось в лексике корякского языка, например, слово «ичг’ыйтывэк» в равной степени означает «снимать одёжду, раздеваться» и «вызвать на борьбу».

Для победы (эналват-гыйнын) необходимо бросить соперника на землю спиной вниз. В отличие от Торуасы, в еннин-гыйнын применяются различные подножки, подсечки и броски с помощью ног. Когда-то перед началом схватки, для разогрева, борцы раздавали друг другу довольно болезненные и увесистые оплеухи, а в недалеком прошлом также применялись удары руками и пинки ногами. Тем не менее, в этом виде современного единоборства запрещено причинять сопернику боль. Зимой, перед схваткой, борцы часто натирают свое тело снегом.

Соревнования (ячвынчет-гыйнын) являются частью традиционных сезонных праздников, таких как оленеводческий праздник рогов «кильвей» или «праздник спуска байдары» у приморских охотников. В прошлом у коряков существовали специальные тренировочные площадки для совершенствования техники борьбы.

В борьбе соревновались и представительницы женского пола: «После мужчин женщины тоже бегали наперегонки и боролись»*. Согласно преданиям в прошлом нередко проводились смешанные поединки и женщины боролись с мужчинами. Кроме того, иногда, чтобы завоевать сердце девушки молодой человек должен был одолеть ее в борьбе, что не всегда было легким делом: «Ну тогда давай бороться, осилю тебя, женюсь на тебе. Девушка схватила его за руку и стала сильно трясти. Так сильно трясла - руку сломала»*. Девушки тренировались в борьбе под руководством отца или деда.


Источники

Википедия

Этнография Камчатки. Коряки

А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко. "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира".

*) И.С. Гурвич. Корякские промысловые праздники, 1962.

Декабрь 2012г.


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved