клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

The Jola People: Yeg wrestling

Jola wrestling
Jola girls wrestling in Guinea Bisau in the middle of the 20th Century
Photo by Hugo Bernatzik (?)

Русская версия


Jola map The Jola (Diola, in French transliteration), or Jola Fonyi, are an ethnic group which reside in southwestern Senegal in isolated, forested regions in the banks of Casamance river with smaller concentrations in southern Gambia and northern Guinea-Bissau. The Jola are a friendly people who are very relaxed and known for their charm towards strangers. Family is central to the Jola culture and all are treated equal while performing their roles in the village. Rice, millet, corn, and peanuts are grown as the primary means of support. The Jola were the last ethnic group in the Senegambian region to accept Islam. Even though some accepted Islam after the Soninke-Marabout wars, they honor the traditional use of palm wine in their rituals. The Jola people believe that the spirits called Bakin or Eneerti (Mandinka Jalang) can protect their families, their villages, and their rice fields; and can even protect them from conversion to Islam and Christianity. Jola masks often feature wide, smile-like open mouths and can be adorned with many embellishments such as rings in the ears. Historically Jola communities and lineages are highly fragmented, decentralized and autonomous and were spread out in hamlets covering several square kilometers. Unlike neighboring ethnic groups, the Jola had neither a caste system in their social hierarchy nor even a paramount chief as rule was carried out only at the village level. Neither had they the system of slaves or nobility. Population by different sources varies from 267 thousand to about 500 thousand.

This relatively small but distinctive ethnic group is famous as masters of singing, dancing and wrestling. Jola wrestling Yeg (meaning “fighting”, or “wrestling”) is more exciting in respect of technique and craft in compare to other wrestling traditional styles popular in Western Africa (called Laamb). (Since the old traditional Jola wrestling style becomes a rarity nowadays, the most of information in this article is related to it in the past tense.)

As almost any other African traditional wrestling styles, Jola wrestling seems to have evolved as a modified version of real martial art. Traditional warriors defeated their enemies in hand-to-hand combat by throwing them to the ground with great force, preferably on their head. In old times, almost the entire range of wrestling holds and throws, even those liable to result in injury or death, were 'legal'. That is, they were accepted as part of the game. However, the referees and spectators set their own limits as to which tactics were acceptable. Over time this kind of warfare developed into the non-violent form of sport which has been practiced until now. Unlike other West-African tribes, the Jola practiced Yeg without delivering punches or kicks (very common techniques still remaining in the Senegalese wrestling which rules are similar to Yeg otherwise.) These limits were dictated by simple common sense: avoiding pointless risk. Beating, slapping, punching, kicking, sand throwing in the eyes were forbidden in Yeg. As soon as a wrestler indicated that he wanted to give in, he had to be released immediately.

Actually, the ancient Jola’s Yeg was a freestyle wrestling without a preliminary hold position. During a match, holds were allowed both – above and below the waist. This wrestling style involved both wresting positions – standing and on the knees. Techniques involving legs (like trips) were usually also allowed. In order to win, a wrestler had to force the opponent to touch the ground by his back.

The ancient Yeg was one of the oldest systems of advance techniques, which is quite different from modern wrestling. If a wrestler threw an opponent down but not on his back, the bout continued until one of the contestants was pinned or capitulated. In the modern form of Senegambian wrestling which prevails now, once a combatant has thrown his opponent to the ground, he has to get off him immediately.

In theory, there were no regular weight classifications; a wrestler was free to challenge anyone and accept any challenger. In practice, combatants generally challenged or accepted challenges from those near to their own size. However, champions almost always came from the heavyweight class.

Wrestling competitions were held between villages and clans. Wrestling events were always accompanied by dancing and music. Participants danced around the arena to the rhythm of drums, challenging anyone (non-verbally) who would take them on. Such challenges were made with arm gestures, grimaces and body movements. When a challenge was accepted, the pair moved towards the center of the arena to begin their contest. After the bout was over, the loser returned to his team with cheers and jubilation. Often, if a loser felt that he had been defeated by chance, he requested another bout immediately. The winner usually accepted this second challenge, although he would often return to this team mates and smear himself in Juju potions before returning.

Wrestling was a mandatory element for kids in rituals of transitions into a next age group. And this was true not just for boys but also for girls. In fact, in the past, several African tribes allowed girls to wrestle; usually girls wrestled against each other as part of the ritual of initiation into womanhood. Among Jola, teenage boys and girls wrestled among their own gender, and the champions married. Wrestling matches and social dances provided the major opportunities for teenage boys and girls to meet and to court. Wrestling teams competed by township quarter against other quarters and other townships. Both boys and girls wrestled and observed the others’ skills in wrestling, while providing support through songs and dances of encouragement. Teenage boys and girls wrestled wearing just loincloth, so everyone had a good opportunity to evaluate habit of body and physical attractiveness of every participant.

Nowadays, wrestling in Senegal and Gambia is a standardized show having made of old traditional wrestling styles by modernizing and simplifying them in order to make them more entertaining. Contemporary Senegalese folk wrestling ("Lutte Sénégalaise" in French, "Laamb" in Wolof) based mostly on the traditional wrestling of the Serer people, became the most popular form of the West African wrestling ("Lutte Traditionnelle" in French). Participating women in the official competitions in this sport is out of the question but they often engage in impromptu wrestling matches with each other as a peculiar side show during wrestling tournaments at celebrations and festivals.


Jola wrestling
Wrestling girls, Southern Abayot, Guinea Bisau, circa 1930
Photo by Hugo Bernatzik from the album Tribal Portraits. Photographs from the African Continent. By Bernard J Shapero


Jola wrestling
Women wrestling at a festival in Gambia
Photographs from Wrestling in Gambia


Sources

Jola people. Wiki

Wrestling in Gambia

"The World Encyclopedia of Wrestling by A. Mandziak and O. Artemenko, Minsk, 2010"

(Diola) Jola Tribe in Gambia

The Being Discussed Diola's Identity

Wrestling in Senegambia

Jola-Fonyi of Senegal. Joshua Project

Wrestling in Gambia

Senegalese wrestling. Wiki

Senegalese wrestling. Info Rapid

Tribal Portraits. Photographs from the African Continent. By Bernard J Shapero

The Rough Guide to the Gambia. By Emma Gregg, Richard Trillo (Google eBook)

Shrines of the Slave Trade: Diola Religion and Society in Precolonial Senegambia. By Robert Baum (Google eBook)

The Gambia & Senegal. By Katharina Lobeck Kane (Google eBook)

Yeg wrestling techniques

Jola wrestling techniques


Jola wrestling in Carlax village in Senegal

wrestling in Carlax village

wrestling in Carlax village
Photo from the site ?


Impromptu girl wrestling in West Africa
Impromptu girl wrestling in West Africa


>> Ethnic forms of wrestling

>> Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

>> Combative activities

>> Combat History


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved

клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Народ Диола: Борьба Йег

Jola wrestling
Борцовский поединок девушек народа диола. Гвинея-Бисау, середина 20 века
Фото Уго Бернацика (?)

English Version


Jola mapДиола (джола, йола) — народ, населяющий изолированные лесные районы по берегам реки Казаманс на юго-востоке Сенегала, проживающий также в южной Гамбии и в северной Гвинее-Бисау. Джолийцы известны своим дружелюбием по отношению к незнакомцам, они славятся широкой добродушной улыбкой и декоративными украшениями на голове. В отличие от других народов, проживающих на территории Сенегамбии, народ Диола не является иерархическим - у него нет таких социальных явлений как рабы, знать, рабочие и т. д. Эгалитарная природа диольского общества, ограниченная деревенской средой, позволила им создать общественную систему, основанную на всеобщем самосознании. Эта сисема была тесно связана с религиозной верой в духов (называемых Бакин, или Энеерти) и с ритуалом инициирования. Народ Диола очень фрагментирован и децентрализован, они живут в просторных деревнях, занимающих несколько квадратных километров. Хотя традиционная хозяйственная деятельность Диола очень разнообразна (ловля рыбы, выращивание арахиса, изготовление пальмового вина и пальмового масла), их основное занятие — рисовое культивирование, тесно связанное с их религией. Знание орошаемого рисопроизводства у них было ещё задолго до приезда европейцев в эту область. Выращивание риса главным образом забота женщин. Диола — последний народ в Сенегамбии, который принял ислам. Но, несмотря на это, они все ещё чтут и проводят важнейшие ритуалы их предков. У Диола есть понятие о едином Боге, которого они связывают с природными явлениями, такими как небо, дождь и год. Они зовут этого бога Эмит, или Ата Эмит. Численность народа Диола по разным сведениям – от 267 до 500 тысяч.

Этот относительно небольшой, но очень самобытный народ знаменит своими песнями, танцами и спортивной борьбой. Борьба Диола называется Йег (по-диольский борьба) и отличается от других западноафриканских стилей (называемых Лаамб, или Ламб – борьба) более изощренной техникой и зрелищностью. (Поскольку традиционная национальная борьба диола постепенно уходит в прошлое, большая чать информации о йеге будет вестись в прошедшем времени).

Как и большинство других видов африканской национальной борьбы, йег вероятно представляет собой модифицированную версию реального боевого искусства. Традиционно африканские воины побеждали противника в рукопашном бою, резко бросая его со всей силы на землю, желательно головой. В старину почти все приемы единоборства считались «легальными», даже те, которые приводили к тяжелым травмам и смерти соперника. Эти приемы считались «частью игры». Тем не менее, часто судьи и зрители устанавливали свои допустимые пределы. Со временем, эти боевые единоборства трансформировались в «мирный» вид спорта, который сохранился до наших дней. В отличие от других видов национальной борьбы западно-африканских племен, диола боролись без применения ударов руками и ногами (которые являлись и до сих пор являются традиционными приемами сенегальской борьбы, в остальном во многом аналогичной йегу). Эти ограничения диктовались прстым здравым смыслом, чтобы избежать бессмысленного риска. Избиения, удары руками иногами, бросание песка в глаза были запрещены правилами йега. Как только один из борцов хотел сдаться, другой должен был немедленно отпустить его.

По своей сути, йег преджставляет собой борьбу вольного стиля без предварительного захвата. Во время поединка разрешается производить захваты соперника руками как выше, так и ниже пояса. Борцам разрешается вести схватку не только в стойке, но и стоя на коленях. Иногда также применяются приемы с воздействием ногами на ноги соперника, хотя в некоторых селениях подножки и подсечки запрещены. Для победы необходимо заставить соперника коснуться земли спиной.

Древняя борьба йег является одной из старейших систем единоборства с многообразной и развитой техникой бедения поединка и отличается от современных видов борьбы. Если соперник оказался на земле, но не коснулся ее спиной, борьба продолжается до туше или до капитуляции. В сенегамбийском виде борьбы, который сейчас доминирует в Западной Африке, схватка прекращается как только один из борцов оказывается на земле.

В теории, у диола не существовало весовых категорий: борец волен был вызвать на поединок любого и принять вызов от любого. На практике, однако, старались вызывать на борьбу или принимать вызов от борца примерно равных габаритов. Тем не менее, чемпионами обычно становились тяжеловесы.

Борцовские состязания обычно проводили между деревнями или кланами. Соревнования по борьбе всегда сопровождались музыкой и танцами. Участники соревновании танцевали вокруг борцовской арены, без слов вызывая соперников на борьбу. Вызов на поединок мог производитсья жестами, гримасами или движениями тела. Когда вызов принимался, пара выходила на середину арены и начинался поединок. После окончания схватки проигравший возвращался к своим с криками ликования. Проигравший, считавший поражение случайным, мог немедленно потребовать, чтобы ему дали шанс на реванш, а победитель обычно принимал этот вызов, но перед повторным поединком обычно шел к своей команде, чтобы помазаться традиционным африканским зельем, называемым «джу-джу».

Борьба у племен диола являлась обязательным элементом обрядов перехода из одной возрастной группы в другую. Причем у некоторых групп диола этот обряд проводилося не только среди мальчиков, но и среди девочек. Известно, что в некоторых африканских племенах девочкам и девушкам разрешали бороться. Борьба для девочек-подростков часто являлась частью ритуала посвящения в мир взрослых женщин. В племенах диола юноши и девушки боролись между собой, а чемпион среди юношей часто женился на чемпионке среди девушек. Борцовские состязания и совместные танцы давали возможность юношам и девушкам встречаться и ухаживать друг за другом. Команды борцов соревновались квартал на квартал или селение на селение. Борцовские состязания юношей и девушек позволяли оценить ловкость, силу и сноровку представителей противоположного пола. Поскольку и юноши, и девушки боролись лишь в набедреных накидках, то существовала возможность также в полной мере оценить телесные данные участников состязаний.

В наши дни борцовские состязания в Сенегале и Гамбии превратились в красочные представления, организованные как развлекательное шоу с использованием осовремененных традиций старинной борьбы. Сенегальская народная борьба «Лютте Сенегалезе» (по французски), или «Лаамб», «Ламб» (на языке серер), базирующаяся на национальной борьбе народа серер, стала основой наиболее популярного сейчас в Западной Африке спорта - «Лютте Традисионель» (традиционная борьба, по французски). Об участии женщин в официальных состязаниях в этом виде спорта нет и речи, хотя во время борцовских турниров на праздничных фестивалях женщины иногда устраивают друг с другом импровизированные поединки - в качестве побочного представления.


Jola wrestling
Борющиеся девушки. Южный Абайот, Гвинея-Бисау, около 1930г.
Фото Уго Бернацика из альбома Племенные портреты. Фотографии с африканского континента.
Составитель Бернард Шапиро (по-английски)


Jola wrestling
Женская борьба на фестивале в Гамбии
Фотография со странички Борьба в Гамбии (по-английски)


Источники

Диола (народ). Википедия

А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко. "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира".

Борьба в Гамбии (по-английски)

Племя Диола (Йола) в Гамбии (по-английски)

Дискуссия о происхождении народа Диола (по-английски)

Борьба в Сенегамбии (по-английски)

Диола-Фонья в Сенегале. Проект Джошуа (по-английски)

Борьба в Гамбии (по-английски)

Senegalese wrestling. Wiki (по-английски)

Сенегальская борьба. Википедия

Сенегальская борьба. Сайт Info Rapid (по-английски)

Племенные портреты. Фотографии с африканского континента. Фотоальбом (по-английски)

Эмма Грегг и Ричард Трилло. Краткий путеводитель по Гамбии (Google eBook) (по-английски)

Роберт Баум. Храмы работорговли: Религия и общество Диола в Сенегамбии в доколониальные времена (Google eBook) (по-английски)

Катарина Лобек Кейн. Гамбия и Сенегал (Google eBook) (по-английски)

Приемы борьбы йег народа диола

Jola wrestling techniques


Борцовский поединок в деревне Карлах в Сенегале

wrestling in Carlax village

wrestling in Carlax village
Фото с веб ресурса ?


Impromptu girl wrestling in West Africa
Импровизированная схватка девушек в Западной Африке


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: