клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Народ Диола: Борьба Йег

Jola wrestling
Борцовский поединок девушек народа диола. Гвинея-Бисау, середина 20 века
Фото Уго Бернацика (?)

English Version


Jola mapДиола (джола, йола) — народ, населяющий изолированные лесные районы по берегам реки Казаманс на юго-востоке Сенегала, проживающий также в южной Гамбии и в северной Гвинее-Бисау. Джолийцы известны своим дружелюбием по отношению к незнакомцам, они славятся широкой добродушной улыбкой и декоративными украшениями на голове. В отличие от других народов, проживающих на территории Сенегамбии, народ Диола не является иерархическим - у него нет таких социальных явлений как рабы, знать, рабочие и т. д. Эгалитарная природа диольского общества, ограниченная деревенской средой, позволила им создать общественную систему, основанную на всеобщем самосознании. Эта сисема была тесно связана с религиозной верой в духов (называемых Бакин, или Энеерти) и с ритуалом инициирования. Народ Диола очень фрагментирован и децентрализован, они живут в просторных деревнях, занимающих несколько квадратных километров. Хотя традиционная хозяйственная деятельность Диола очень разнообразна (ловля рыбы, выращивание арахиса, изготовление пальмового вина и пальмового масла), их основное занятие — рисовое культивирование, тесно связанное с их религией. Знание орошаемого рисопроизводства у них было ещё задолго до приезда европейцев в эту область. Выращивание риса главным образом забота женщин. Диола — последний народ в Сенегамбии, который принял ислам. Но, несмотря на это, они все ещё чтут и проводят важнейшие ритуалы их предков. У Диола есть понятие о едином Боге, которого они связывают с природными явлениями, такими как небо, дождь и год. Они зовут этого бога Эмит, или Ата Эмит. Численность народа Диола по разным сведениям – от 267 до 500 тысяч.

Этот относительно небольшой, но очень самобытный народ знаменит своими песнями, танцами и спортивной борьбой. Борьба Диола называется Йег (по-диольский борьба) и отличается от других западноафриканских стилей (называемых Лаамб, или Ламб – борьба) более изощренной техникой и зрелищностью. (Поскольку традиционная национальная борьба диола постепенно уходит в прошлое, большая чать информации о йеге будет вестись в прошедшем времени).

Как и большинство других видов африканской национальной борьбы, йег вероятно представляет собой модифицированную версию реального боевого искусства. Традиционно африканские воины побеждали противника в рукопашном бою, резко бросая его со всей силы на землю, желательно головой. В старину почти все приемы единоборства считались «легальными», даже те, которые приводили к тяжелым травмам и смерти соперника. Эти приемы считались «частью игры». Тем не менее, часто судьи и зрители устанавливали свои допустимые пределы. Со временем, эти боевые единоборства трансформировались в «мирный» вид спорта, который сохранился до наших дней. В отличие от других видов национальной борьбы западно-африканских племен, диола боролись без применения ударов руками и ногами (которые являлись и до сих пор являются традиционными приемами сенегальской борьбы, в остальном во многом аналогичной йегу). Эти ограничения диктовались прстым здравым смыслом, чтобы избежать бессмысленного риска. Избиения, удары руками иногами, бросание песка в глаза были запрещены правилами йега. Как только один из борцов хотел сдаться, другой должен был немедленно отпустить его.

По своей сути, йег преджставляет собой борьбу вольного стиля без предварительного захвата. Во время поединка разрешается производить захваты соперника руками как выше, так и ниже пояса. Борцам разрешается вести схватку не только в стойке, но и стоя на коленях. Иногда также применяются приемы с воздействием ногами на ноги соперника, хотя в некоторых селениях подножки и подсечки запрещены. Для победы необходимо заставить соперника коснуться земли спиной.

Древняя борьба йег является одной из старейших систем единоборства с многообразной и развитой техникой бедения поединка и отличается от современных видов борьбы. Если соперник оказался на земле, но не коснулся ее спиной, борьба продолжается до туше или до капитуляции. В сенегамбийском виде борьбы, который сейчас доминирует в Западной Африке, схватка прекращается как только один из борцов оказывается на земле.

В теории, у диола не существовало весовых категорий: борец волен был вызвать на поединок любого и принять вызов от любого. На практике, однако, старались вызывать на борьбу или принимать вызов от борца примерно равных габаритов. Тем не менее, чемпионами обычно становились тяжеловесы.

Борцовские состязания обычно проводили между деревнями или кланами. Соревнования по борьбе всегда сопровождались музыкой и танцами. Участники соревновании танцевали вокруг борцовской арены, без слов вызывая соперников на борьбу. Вызов на поединок мог производитсья жестами, гримасами или движениями тела. Когда вызов принимался, пара выходила на середину арены и начинался поединок. После окончания схватки проигравший возвращался к своим с криками ликования. Проигравший, считавший поражение случайным, мог немедленно потребовать, чтобы ему дали шанс на реванш, а победитель обычно принимал этот вызов, но перед повторным поединком обычно шел к своей команде, чтобы помазаться традиционным африканским зельем, называемым «джу-джу».

Борьба у племен диола являлась обязательным элементом обрядов перехода из одной возрастной группы в другую. Причем у некоторых групп диола этот обряд проводилося не только среди мальчиков, но и среди девочек. Известно, что в некоторых африканских племенах девочкам и девушкам разрешали бороться. Борьба для девочек-подростков часто являлась частью ритуала посвящения в мир взрослых женщин. В племенах диола юноши и девушки боролись между собой, а чемпион среди юношей часто женился на чемпионке среди девушек. Борцовские состязания и совместные танцы давали возможность юношам и девушкам встречаться и ухаживать друг за другом. Команды борцов соревновались квартал на квартал или селение на селение. Борцовские состязания юношей и девушек позволяли оценить ловкость, силу и сноровку представителей противоположного пола. Поскольку и юноши, и девушки боролись лишь в набедреных накидках, то существовала возможность также в полной мере оценить телесные данные участников состязаний.

В наши дни борцовские состязания в Сенегале и Гамбии превратились в красочные представления, организованные как развлекательное шоу с использованием осовремененных традиций старинной борьбы. Сенегальская народная борьба «Лютте Сенегалезе» (по французски), или «Лаамб», «Ламб» (на языке серер), базирующаяся на национальной борьбе народа серер, стала основой наиболее популярного сейчас в Западной Африке спорта - «Лютте Традисионель» (традиционная борьба, по французски). Об участии женщин в официальных состязаниях в этом виде спорта нет и речи, хотя во время борцовских турниров на праздничных фестивалях женщины иногда устраивают друг с другом импровизированные поединки - в качестве побочного представления.


Jola wrestling
Борющиеся девушки. Южный Абайот, Гвинея-Бисау, около 1930г.
Фото Уго Бернацика из альбома Племенные портреты. Фотографии с африканского континента.
Составитель Бернард Шапиро (по-английски)


Jola wrestling
Женская борьба на фестивале в Гамбии
Фотография со странички Борьба в Гамбии (по-английски)


Источники

Диола (народ). Википедия

А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко. "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира".

Борьба в Гамбии (по-английски)

Племя Диола (Йола) в Гамбии (по-английски)

Дискуссия о происхождении народа Диола (по-английски)

Борьба в Сенегамбии (по-английски)

Диола-Фонья в Сенегале. Проект Джошуа (по-английски)

Борьба в Гамбии (по-английски)

Senegalese wrestling. Wiki (по-английски)

Сенегальская борьба. Википедия

Сенегальская борьба. Сайт Info Rapid (по-английски)

Племенные портреты. Фотографии с африканского континента. Фотоальбом (по-английски)

Эмма Грегг и Ричард Трилло. Краткий путеводитель по Гамбии (Google eBook) (по-английски)

Роберт Баум. Храмы работорговли: Религия и общество Диола в Сенегамбии в доколониальные времена (Google eBook) (по-английски)

Катарина Лобек Кейн. Гамбия и Сенегал (Google eBook) (по-английски)

Приемы борьбы йег народа диола

Jola wrestling techniques


Борцовский поединок в деревне Карлах в Сенегале

wrestling in Carlax village

wrestling in Carlax village
Фото с веб ресурса ?


Impromptu girl wrestling in West Africa
Импровизированная схватка девушек в Западной Африке


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: