клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

Xingu tribes and their wrestling "Huka-Huka"

Huka-Huka
Huka-Huka matches between girls from the tribes Waura and Kamaiura, 2011
Photo by Andrey A. Matusovsky

Русская версия


Xingu tribes (naming themselves Ukuche) are indigenous peoples of Brazil living on the banks of Xingu river (right inflow of the Amazon river). Xingu people represent fifteen tribes and their population is about 800. As a result of total isolation from external influence for centuries, these tribes having different ethnologies formed a community; they share similar belief systems, rituals and ceremonies. Each tribe occupies a separate village which is pre-planned and featured circular plazas with 5-7 big oval shaped houses (separate for men and women; men's houses are in the middle). Xinguano do not wear clothes (except girls wearing a small triangle at the pubis). Recently, as tourists appear here, women started wearing panties.

Traditional culture of the native people living in Brazil Amazon region includes ritual athletic games and festivals where people compete in variety of sports – from “tug-of-war” to wrestling. The both, men and women participate in them. The games give the Brazilian indigenous people an opportunity to congregate, re-affirming and in some cases rediscovering their traditional skills and values, as well as to be in good physical shape. The most famous sports of Xingu peoples is Huka-Huka wrestling which made them well-known and attracted tourists from all over the world. The pre-wrestling dance Huka-Huka became popular anywhere.
In the male dominated society women invert the situation in the ritual of “Yamurikuma” held in the dry season, in which they wear feather ornaments and ankle rattles which are normally used by the men, perform with weapons making typically male movements. Besides many other activities – unmarried women wrestle Huka-Huka as men do. For Xinguano, top ranking in wrestling is an important element of the tribe proud.

Jungle inhabitants like to test their strength against people from other villages. According the tradition, male visitors are expected to wrestle with anyone in the village when they arrive. If girls are among the guests, local girls can challenge them in turn. Actually, wrestling contests have replaced intertribal wars of the past. Having guests from other villages, local women chant songs that refer to male sexuality and encourage male guests to wrestle against local men.

Huka-Huka is named after the sound wrestlers make as they circle around opponents before wrestling begins: they expel air from their lungs, which better prepares them to the bout, and gives them additional strength. Both strength and agility are required, the object being to grasp the opponent by his or her upper leg or to throw him or her on the ground. Although people in some tribes wrestle standing, others start the contest kneeling on the ground (true Huka-Huka stipulates that starting position). If wrestlers start a bout on the knees they try to stand up to perform a throw from the standing. These rules and traditions, however, are strict just for men – women wrestle in more freestyle manner often leaning heavily on the opponent from kneeling without standing up (see the video clip).

During the events men and women compete in archery, carrying logs, running, swimming and pulling ropes in the “tug-of-war”. The competitions alternate with ritual dancing. The Yamurikuma ritual culminates with wrestling of the Huka-Huka. Women usually don’t hesitate to act bare breasted but for wrestling they usually wear simple decorated bras.

A chief of the ritual sits on a small cot on the area and calls each wrestler by name inviting pairs to the playground. Usually, individual pairs of experienced wrestlers begin. Then several pairs of young wrestlers come out into the playground and compete simultaneously: young boys, then – girls and unmarried women.

Wrestlers stand face to face, hit by right feet against the ground, circle around, make ritual moves and deliver sounds, “Hu! Ha! Hu! Ha!”. A match usually lasts just for seconds and finishes when one of the opponents is thrown down. This fall doesn’t have to occur literally though; sometimes seizing the both opponent’s knees (which would lead to a throw) is enough to designate the victory. The winning athlete opens arms and dances while the loser is singing and imitating a bird.

The athletic rituals not just help the rainforest inhabitants to be in a good physical shape but also represent another way to rouse sexuality; wrestling particularly seems to be the most powerful aphrodisiac for the both genders.

One of prominent ethnographer and anthropologist researching Amazon indigenous tribes answered our question regarding female ritual fights (not literally): “Female fighting as a systematic phenomenon is inherent either in primitive tribal societies or in higher stages of the civilization. Women of the latter category usually seek to be involved in any possible human activity, even in those which are not compatible with their biology, anatomy and physiology. In primitive hunting and nomadic societies, women had more freedom and more points to be able to protect their families while men are out for hunting, pasturage or war. So, physical strength and dexterity were very important for those women. Examples: early Arabs, Mongols, Papuans, Amazon Indians, Bolivian mountaineers, some African tribes, particularly Tuaregs...” Since the answer is not quite political correct, the scientist asked not to mention his name.


We have put a few questions to well-known Russian ethnographer and anthropologist Andrey Matusovsky.

First of all, what particular life style of Xingu tribes determined the Huka-Huka tradition?

In case of the Xingu tribes (Waura, Yawalapiti, Mehinako, Kalapalo, Matipu, Nahukua, Aweti, Kamaiura, Kuikuro, and Trumai) it is their cultural common. As a result of the long last close coexistence, many cultural elements became common, and Huka-Huka is one of them.

What is the purport of these mass female single combat matches?

Now it is just a sport, as for men.

Aren’t women involved in wrestling to attract tourists?

No, this is an old tradition. (In fact, there are quite few touring in Xingu, first tourists appeared only in 2000s.)

Is an absolute winner determined. Are tournaments held like in Olympic sports? How?

You have correctly mentioned that whoever throws the opponent on the ground is the winner. Nowadays, Amazon Olympic games are held in Brazil and Xinguans participate in them with Huka-Huka. It is simple in villages: guests come – wrestling matches are anticipated. I have not seen any special regularities in wrestling matches occurred between Waura and Kamaiura.

What are the main rules and terms?

You have correctly described them on your site.

Who participate (only unmarried women may)?

Whatever I have seen, yes, only unmarried girls.

Are there any special wrestling training conducted? Who tranes girls?

I guess, yes (but I didn’t see and didn’t ask). I know that men have a tutor, a wrestling guru.

Does a victory raise a social status of a girl?

I didn’t obtain more specific but I think it doesn’t. Everyone just knows she is a good wrestler. She might be selected as an experienced fighter when visiting another village. Prestige of the tribe is more important.

Just a general philosophic question to you as an anthropologist. Why women in some tribes participate in such non-traditional female activity as wrestling? What is peculiar about these tribes?

A kind of ritual hostility exists between men and women in Xingu, which become apparent in all their religious-mythological values. There are many ritual taboos for women. You have correctly mentioned on your site that women are allowed to “win back” during a special celebration by mimicking male essence. I guess, the reason why women participate in Huka-Huka should be sought here.


Videoclip by Andrey Matusovsky


Brief video overview of Andrey Matusovsky's video materials
taken during his expedition to the Indian tribe Waura inhabiting
in Brazilian National Park "Xingu" in the Matu-Grosu state.
A part of his author's popular science documentary "Smaller People in the world".


December 2012 (renewal)
Exclusive of Female Single Combat Club"


Indigenous Xingu girls amuse Western female tourists by wrestling with them



Sources

Jogos dos Povos Indigenas.

Povos Indigenas.

Povos Indigenas

Cost Net (Survivor).

A.S. Mandzyak, O.L. Artemenko. The-World-Encyclopedia-of-Wrestling (in Russian)

Huka-Huka wrestling


Huka-Huka
Photo from the article "Art of body painting" at the blog History of Graphic Design


Huka-Huka
Photo from The-World-Encyclopedia-of-Wrestling


Huka-Huka
Mass wrestling in a Xingu village
Photo by Andrey Matusovsky


Ука-Ука
Knee wrestling. Videoclip


Xingu women and girls in the games "Yamurikuma"
Фото с сайта Brazil in Hot Pants

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma


>> Ethnic forms of wrestling

>> Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

>> Combative activities

>> Combat History


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated:

клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Шингуано и борьба ука-ука

Huka-Huka
Поединок ука-ука между девушками ваура и камаюра, 2011 г.
Фото Андрея А. Матусовского

English Version


Шингуано, (самоназвание укуче), небольшая группа индейских народов в Бразилии (штат Мату-Гросу). Живут в верховьях реки Шингу в бассейне Амазонки. Численность около 800 человек. В результате изолированной жизни жизни в районе, почти недоступном для внешних влияний до середины XX века, эти племена образовали этнокультурную общность. Каждое из 15 племён шингуано занимает отдельное селение. 5—7 овальных в плане больших домов с крышей, спускающейся до земли, расположены вокруг площади (женщины и мужчины живут в разных домах, мужской дом расположен в центре). Одежда у шингуано отсутствует (у женщин треугольник из коры на лобке), хотя с появлением в районе туристов, на девушках стали появляться трусики.

Одна из традиций шингуано и других племен бассейна Амазонки – проведение фестивалей, во время которых народ танцует и состязается в различных видах спорта – от перетягивания каната до борьбы, причем участвуют не только мужчины, но также подростки и женщины. Эти праздничные игры дают возможность собираться вместе и сохранять (а иногда и восстанавливать) старинные навыки и обычаи. Шингуано стремятся быть в хорошей физической форме и участвуют в различных традиционных видах спорта, включая знаменитую борьбу «ука-ука», в которой Шингуано – непревзойденные мастера. Именно благодаря ей, эти крошечные племена, затерянные в амазонских джунглях, стали известны всему миру, а танец ука-ука танцуют повсюду.

В обществе, где доминируют мужчины, женщины берут реванш во время ритуального праздника «Ямурикума», проводимого осенью, в сухой сезон. Во время этого праздника они надевают перья и коленные трещотки, которые обычно дозволено носить только мужчинам, выступают с оружием, совершая мужские телодвижения, Помимо многих других спортивных и танцевальных мероприятий, незамужние женщины (подобно мужчинам) участвуют в борьбе ука-ука. У шингуано первенство в борьбе – важная составляющая племенной гордости.

Жители джунглей любят меряться силами с обитателями соседних деревень. По традиции, мужчины, посещающие чужую деревню, должны быть готовы к поединку с любым ее жителем. Если среди гостей деревни есть девушки, то их тоже могут вызвать на поединок местные жительницы. На самом деле, борцовские поединки заменили межплеменные военные столкновения прошлых времен. Когда гости-мужчины посещают деревню, местные женщины хором исполняют песни, аппелируя к мужской сексуальности и призывая их к единоборству с местными мужчинами.

Название ука-ука созвучно звукам, которые издают борцы, когда они кружатся, готовясь к схватке. Они выпускают воздух из легких, что позволяет им лучше подготовиться к предстоящему поединку и придает им дополнительные силы. От борца ука-ука требуется сила и проворство, необходимо схватить соперника за ляжку и повалить на землю. В то время как в некоторых племенах борцы начинают поединок стоя, у большинсва принято становиться на колени (в истинной борьбе ука-ука предусматривается именно такая первоначальная позиция). Если борцы начинают борьбу с колен, они стараются встать на ноги, чтобы произвести захват ноги соперника и последующий бросок. Эти правила и традиции, тем не менее, строго соблюдаются только мужчинами, женщины борются в более свободном стиле, часто наваливаясь друг на друга, не вставая с колен на ноги (см. видеоклип).

Во время праздников мужчины и женщины соревнуются в стрельбе из лука, в переноске брусов, в плавании, в беге и в перетягивании канатов. Состязания чередуются с ритуальными танцами. Ритуальный праздник Ямуникума завершается кульминацией – поединками в борьбе ука-ука. Обычно женщины выступают обнаженными, но для борьбы в присутствии туристов надевают трусики, а иногда простые декорированные лифчики.

Глава праздника восседает на небольшом складном стуле и вызывает каждого борца по имени, приглашая его (ее) выйти на площадку для борьбы. Обычно борьбу начинают пары опытных борцов, которые состязаются по очереди. Потом на площадку выходит группа юных борцов, и несколько пар участников одновременно начинают борьбу. После этого выходят девушки.

Борцы становятся лицом друг к другу, топают правой ногой, совершают ритуальные движения и издают звуки: «У! А! Ху! Ха!» Обычно схватка продолжается всего несколько секунд и заканчивается, когда один из соперников оказывается на земле. Это не обязательно должно произойти буквально, иногда достаточно схватить соперника за оба колена, открывая путь к броску, что может считаться достаточным для победы. Победитель поднимает разведенные руки и танцует, а побежденный имитирует пение птицы.

Спортивные ритуалы не только помогают обитателям джунглей быть в хорошей физической форме, но, видимо, являются дополнительными способами пробудить сексуальность; борьба – особенно мощный афродизиак для представителей обоего пола.

Видный этнограф и антрополог, изучающий жизнь коренных жителей Амазонии, ответил на вопрос о женских единоборствах так (не дословно): «Женское единоборство как системное явление присуще либо примитивным племенным сообществам, либо цивилизациям в их высшей стадии развития, в которых женщины считают необходимым приобщаться ко всем видам деятельности, даже вопреки специфике их биологии, анатомии и физиологии. В примитивных скотоводческих и охотничьих обществах у женщин было достаточно много свободы и больше необходимости уметь физически защитить дом и семью – ведь при кочевой жизни мужчины были заняты на пастбищах, на охоте или в набегах на соседей. В результате, большее значение имела физическая сила и ловкость. Примеры – монголы, арабы ранней эпохи, папуасы, амазонские индейцы, боливийскаие горцы, некоторые африканские племена, в частности, туареги...» Поскольку ответ не совсем политкорректен, ученый попросил не называть его имя.


Мы задали несколько вопросов известному российскому этнографу и антропологу, автору приведенного здесь ролика, Андрею Матусовскому.

Прежде всего, какие особенности и образ жизни именно этого племени (племен) определили традицию ука-ука?

В случае с народами шингуано (ваура, явалапити, мехинаку, калапало, матипу, нахуква, авети, камаюра, куйкуру, трумаи) - культурная общность. Есть отличия, но в целом, в результате длительного и тесного контакта племена верховьев реки Шингу роднит общность многих культурных элементов (это относится и к ука-ука).

В чем смысл таких массовых девичьих единоборств?

Сейчас это просто "спорт", как и у мужчин.

Не привлекли ли женщин к ука-ука специально для туристов?

Нет, это давняя традиция. (Да и туристов в Шингу не так много. Первые появились лишь в 2000-е гг.).

Выявляется ли победитель и как? Организуется ли турнир? И как?

Вы правильно написали у себя на сайте, побеждает тот, кто опрокидывает противника на землю. Сегодня в Бразилии проводятся Олимпийские игры народов Амазонии (шингуано принимают в них участие с ука-ука). В деревнях проще - появились гости из соседней деревни - значит будет состязание. ...особенной организации не заметил (то, что мне довелось наблюдать у ваура с камаюра).

Каковы основные правила?

Вы все верно описали у себя на сайте.

Кто участвует (обязательно ли только незамужние девушки)?

То, что довелось видеть мне, - да, незамужние девушки.

Проводится ли с девушками какая-то борцовская тренировка? Кто тренирует?

Думаю, да (я не видел, не спрашивал). У мужчин есть свой наставник - опытный боец.

Повышает ли победа в турнире социальный статус девушки?

Не уточнял. Но, думаю, - нет. У индейцев все проще. Просто все будут знать, что она достойный боец. Ее могут выставить в качестве опытного бойца при визите в другую очередную деревню. Престиж племени - да, важен.

И общий философский вопрос к Вам, как к антропологу. Почему в некоторых племенах женщины участвуют в таком неженском деле, как единоборство? Чем особенны именно эти племена?

У шингуано существует ритуальная вражда между полами, проявляющаяся во всей системе их религиозно-мифологических ценностей. Много различных ритуальных запретов для женщин. У себя на сайте Вы верно заметили, есть специальный праздник, когда женщинам позволяют "отыграться", имитируя мужскую сущность. Думаю, логику бытования ука-ука у женщин следует искать в этом ряду.


Видеоклип Андрея Матусовского


Краткий обзор видеоматериалов, привезенных Андреем А. Матусовским из экспедиции к индейцам ваура, живущим в Национальном парке Шингу (штат Мату-Гросу, Бразилия), подготовленной и осуществленной им в рамках авторского документального научно-популярного проекта "Малые народы мира".


Декабрь 2012 (обновление)
Эксклюзив "Клуба Женских Единоборств"


Аборигенки Шингу развлекают западных туристок борьбой с ними



Источники

Jogos dos Povos Indigenas (Игры индейцев).

Povos Indigenas (Индейцы).

Povos Indigenas (Индейцы)

Cost Net (Survivor).

А.С.Мандзяк, О.Л.Артеменко. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира

Борьба Ука-Ука


Huka-Huka
Фотография из статьи "Искусство украшать тело" на блоге History of Graphic Design


Huka-Huka
Фотография из Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира


Huka-Huka
Массовая борьба девушек Шингу.
Фото Андрея А. Матусовского


Ука-Ука
Борьба на коленях. Видеоклип


Девушки и женщины Шингу участвуют в играх "Ямурикума"
Фото с сайта Brazil in Hot Pants

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma


>> Виды женских единоборств
>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства
>> Латинская Америка: Борцы тропических лесов

>> История женских единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved