клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Шингуано и борьба ука-ука

Huka-Huka
Поединок ука-ука между девушками ваура и камаюра, 2011 г.
Фото Андрея А. Матусовского

English Version


Шингуано, (самоназвание укуче), небольшая группа индейских народов в Бразилии (штат Мату-Гросу). Живут в верховьях реки Шингу в бассейне Амазонки. Численность около 800 человек. В результате изолированной жизни жизни в районе, почти недоступном для внешних влияний до середины XX века, эти племена образовали этнокультурную общность. Каждое из 15 племён шингуано занимает отдельное селение. 5—7 овальных в плане больших домов с крышей, спускающейся до земли, расположены вокруг площади (женщины и мужчины живут в разных домах, мужской дом расположен в центре). Одежда у шингуано отсутствует (у женщин треугольник из коры на лобке), хотя с появлением в районе туристов, на девушках стали появляться трусики.

Одна из традиций шингуано и других племен бассейна Амазонки – проведение фестивалей, во время которых народ танцует и состязается в различных видах спорта – от перетягивания каната до борьбы, причем участвуют не только мужчины, но также подростки и женщины. Эти праздничные игры дают возможность собираться вместе и сохранять (а иногда и восстанавливать) старинные навыки и обычаи. Шингуано стремятся быть в хорошей физической форме и участвуют в различных традиционных видах спорта, включая знаменитую борьбу «ука-ука», в которой Шингуано – непревзойденные мастера. Именно благодаря ей, эти крошечные племена, затерянные в амазонских джунглях, стали известны всему миру, а танец ука-ука танцуют повсюду.

В обществе, где доминируют мужчины, женщины берут реванш во время ритуального праздника «Ямурикума», проводимого осенью, в сухой сезон. Во время этого праздника они надевают перья и коленные трещотки, которые обычно дозволено носить только мужчинам, выступают с оружием, совершая мужские телодвижения, Помимо многих других спортивных и танцевальных мероприятий, незамужние женщины (подобно мужчинам) участвуют в борьбе ука-ука. У шингуано первенство в борьбе – важная составляющая племенной гордости.

Жители джунглей любят меряться силами с обитателями соседних деревень. По традиции, мужчины, посещающие чужую деревню, должны быть готовы к поединку с любым ее жителем. Если среди гостей деревни есть девушки, то их тоже могут вызвать на поединок местные жительницы. На самом деле, борцовские поединки заменили межплеменные военные столкновения прошлых времен. Когда гости-мужчины посещают деревню, местные женщины хором исполняют песни, аппелируя к мужской сексуальности и призывая их к единоборству с местными мужчинами.

Название ука-ука созвучно звукам, которые издают борцы, когда они кружатся, готовясь к схватке. Они выпускают воздух из легких, что позволяет им лучше подготовиться к предстоящему поединку и придает им дополнительные силы. От борца ука-ука требуется сила и проворство, необходимо схватить соперника за ляжку и повалить на землю. В то время как в некоторых племенах борцы начинают поединок стоя, у большинсва принято становиться на колени (в истинной борьбе ука-ука предусматривается именно такая первоначальная позиция). Если борцы начинают борьбу с колен, они стараются встать на ноги, чтобы произвести захват ноги соперника и последующий бросок. Эти правила и традиции, тем не менее, строго соблюдаются только мужчинами, женщины борются в более свободном стиле, часто наваливаясь друг на друга, не вставая с колен на ноги (см. видеоклип).

Во время праздников мужчины и женщины соревнуются в стрельбе из лука, в переноске брусов, в плавании, в беге и в перетягивании канатов. Состязания чередуются с ритуальными танцами. Ритуальный праздник Ямуникума завершается кульминацией – поединками в борьбе ука-ука. Обычно женщины выступают обнаженными, но для борьбы в присутствии туристов надевают трусики, а иногда простые декорированные лифчики.

Глава праздника восседает на небольшом складном стуле и вызывает каждого борца по имени, приглашая его (ее) выйти на площадку для борьбы. Обычно борьбу начинают пары опытных борцов, которые состязаются по очереди. Потом на площадку выходит группа юных борцов, и несколько пар участников одновременно начинают борьбу. После этого выходят девушки.

Борцы становятся лицом друг к другу, топают правой ногой, совершают ритуальные движения и издают звуки: «У! А! Ху! Ха!» Обычно схватка продолжается всего несколько секунд и заканчивается, когда один из соперников оказывается на земле. Это не обязательно должно произойти буквально, иногда достаточно схватить соперника за оба колена, открывая путь к броску, что может считаться достаточным для победы. Победитель поднимает разведенные руки и танцует, а побежденный имитирует пение птицы.

Спортивные ритуалы не только помогают обитателям джунглей быть в хорошей физической форме, но, видимо, являются дополнительными способами пробудить сексуальность; борьба – особенно мощный афродизиак для представителей обоего пола.

Видный этнограф и антрополог, изучающий жизнь коренных жителей Амазонии, ответил на вопрос о женских единоборствах так (не дословно): «Женское единоборство как системное явление присуще либо примитивным племенным сообществам, либо цивилизациям в их высшей стадии развития, в которых женщины считают необходимым приобщаться ко всем видам деятельности, даже вопреки специфике их биологии, анатомии и физиологии. В примитивных скотоводческих и охотничьих обществах у женщин было достаточно много свободы и больше необходимости уметь физически защитить дом и семью – ведь при кочевой жизни мужчины были заняты на пастбищах, на охоте или в набегах на соседей. В результате, большее значение имела физическая сила и ловкость. Примеры – монголы, арабы ранней эпохи, папуасы, амазонские индейцы, боливийскаие горцы, некоторые африканские племена, в частности, туареги...» Поскольку ответ не совсем политкорректен, ученый попросил не называть его имя.


Мы задали несколько вопросов известному российскому этнографу и антропологу, автору приведенного здесь ролика, Андрею Матусовскому.

Прежде всего, какие особенности и образ жизни именно этого племени (племен) определили традицию ука-ука?

В случае с народами шингуано (ваура, явалапити, мехинаку, калапало, матипу, нахуква, авети, камаюра, куйкуру, трумаи) - культурная общность. Есть отличия, но в целом, в результате длительного и тесного контакта племена верховьев реки Шингу роднит общность многих культурных элементов (это относится и к ука-ука).

В чем смысл таких массовых девичьих единоборств?

Сейчас это просто "спорт", как и у мужчин.

Не привлекли ли женщин к ука-ука специально для туристов?

Нет, это давняя традиция. (Да и туристов в Шингу не так много. Первые появились лишь в 2000-е гг.).

Выявляется ли победитель и как? Организуется ли турнир? И как?

Вы правильно написали у себя на сайте, побеждает тот, кто опрокидывает противника на землю. Сегодня в Бразилии проводятся Олимпийские игры народов Амазонии (шингуано принимают в них участие с ука-ука). В деревнях проще - появились гости из соседней деревни - значит будет состязание. ...особенной организации не заметил (то, что мне довелось наблюдать у ваура с камаюра).

Каковы основные правила?

Вы все верно описали у себя на сайте.

Кто участвует (обязательно ли только незамужние девушки)?

То, что довелось видеть мне, - да, незамужние девушки.

Проводится ли с девушками какая-то борцовская тренировка? Кто тренирует?

Думаю, да (я не видел, не спрашивал). У мужчин есть свой наставник - опытный боец.

Повышает ли победа в турнире социальный статус девушки?

Не уточнял. Но, думаю, - нет. У индейцев все проще. Просто все будут знать, что она достойный боец. Ее могут выставить в качестве опытного бойца при визите в другую очередную деревню. Престиж племени - да, важен.

И общий философский вопрос к Вам, как к антропологу. Почему в некоторых племенах женщины участвуют в таком неженском деле, как единоборство? Чем особенны именно эти племена?

У шингуано существует ритуальная вражда между полами, проявляющаяся во всей системе их религиозно-мифологических ценностей. Много различных ритуальных запретов для женщин. У себя на сайте Вы верно заметили, есть специальный праздник, когда женщинам позволяют "отыграться", имитируя мужскую сущность. Думаю, логику бытования ука-ука у женщин следует искать в этом ряду.


Видеоклип Андрея Матусовского


Краткий обзор видеоматериалов, привезенных Андреем А. Матусовским из экспедиции к индейцам ваура, живущим в Национальном парке Шингу (штат Мату-Гросу, Бразилия), подготовленной и осуществленной им в рамках авторского документального научно-популярного проекта "Малые народы мира".


Декабрь 2012 (обновление)
Эксклюзив "Клуба Женских Единоборств"


Аборигенки Шингу развлекают западных туристок борьбой с ними



Источники

Jogos dos Povos Indigenas (Игры индейцев).

Povos Indigenas (Индейцы).

Povos Indigenas (Индейцы)

Cost Net (Survivor).

А.С.Мандзяк, О.Л.Артеменко. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира

Борьба Ука-Ука


Huka-Huka
Фотография из статьи "Искусство украшать тело" на блоге History of Graphic Design


Huka-Huka
Фотография из Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира


Huka-Huka
Массовая борьба девушек Шингу.
Фото Андрея А. Матусовского


Ука-Ука
Борьба на коленях. Видеоклип


Девушки и женщины Шингу участвуют в играх "Ямурикума"
Фото с сайта Brazil in Hot Pants

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma

Yamurikuma


>> Виды женских единоборств
>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства
>> Латинская Америка: Борцы тропических лесов

>> История женских единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved