клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

Galicia: Loita Galega wrestling

Galega Loita wrestling
Sketch by Lillie Lefort

Русская версия


Galicia mapGalicia (Galega) is an autonomous community in northwest Spain, with the official status of a nationality. The Galicians are one of Spain's most unique communities, and claim to be of an entirely separate ethnic, genetic/racial, and cultural heritage than the Castilians, Basques, and Catalans. Although their language (in reality a dialect of Portuguese) has almost no Celtic influence and is closely related to Spanish and Portuguese, they consider themselves to be Celtic, that is, related to the Irish, Bretons, Scots, Cornish, and Welsh. The very name of "Galicia" derives from the early Roman word for the "Gauls" of France and Spain, and is sometimes postulated to be related to the word "Gaelic."

Loita Galega (Galician wrestling) is the name became official in 1986 when a team of enthusiasts decided to revive the old wrestling traditions of Galicia. In rural areas this wrestling was called differently - "Tumbadela", "Grave", "Chimpa", "Caiados”, etc.

In October 2008, the Galician parliament decided by a unanimous declaration to rename Loita Galega into “Loita Celta” (Celtic wrestling), even though there was no indication that it had originated from any Celtic wrestling styles. This name has been invented and promoted by local politicians who want to emphasize their Celtic origin.

Loita Galega contains techniques of both freestyle and submission wrestling styles. A wrestler can grab an opponent arbitrarily by the cloth or by the body – above or below the waist. Unlike Celtic forms of wrestling (Gouren, Backhold), a match continues on the ground until long last pin or submission. Some painful and choke techniques are also allowed. Usually wrestlers compete barefoot and wear pants made of dense material.

According to the rules and terms of Loita Galega, women can compete side by side with men. As early as the 19th century, Galician women had a reputation for their excellent wrestling skills. As to the wrestling skills, women were not inferior to men. Women were among historical Galician wrestlers and champions like famous Gloria Bermudez Burela. Ethnographers testified that there were inter-gender wrestling tournaments holding in Galicia. Young boys and girls as well as mature men and women, competed each other. Popular in the 19th century and before, Loita Galega was almost forgotten in the twentieth until it was revived in 1986.

There are several sources of information about practicing Loita Galega in the 19th century. In 1885, Martial Valladares Nunez mentioned Galician loita in his dictionary: “Wrestling involved sophisticated techniques without wishing to offend in which young girls also participate”. Famous Galician writer, Rosalia de Castro, described Loita Galega in verse in her poems.Rosalia de Castro It can be concluded from her poems that wrestling skills were as much important as strength: a wrestler had to take an opponent down without hitting - by tripping him/her off balance, and then to force him/her to surrender of exhaust. She considered wrestling matches between girls and guys as a form of flirtation. In the poem “Follas novas” (New Leaves) (1880) Rosalia wrote:
Under the cover of night
Youths wrestle with gals,
Test compliance and might,
Hardly roll over the grass.
Girls displayed persistence,
Boys enjoyed resistance.

Another remarkable Galician female writer Emilia Pardo Bazán described in detail a wrestling match in a mill between a guy and a girl in her story “El Molino” (1900): “The fighting tradition, which is now disappearing, still exists in some areas in Galicia; this is probably a rare occasion of a bellicose social status women retain as long as they fought side by side with men. The girls are still fighting each other, and challenging boys, then the wrestling match developing into a delightful game…Emilia Pardo Bazán Santiago knelt before Mariniña who was already kneeling. His blood-boiling tumultuous heart burned, he instinctively realized that this fight would not be like others he has experienced before. He is aware that the girl is ready for action and the pride is sparkled in her eyes. The rigidity of her figure and the hard bars of her brows indicate that the fight will be for real. He anticipated that the girl will use all her physical strength and the entire resolution of her soul… Santiago hasn’t noticed the moment they rushed at each other; he struggles at full capacity; sometimes he feels he dominates the fight. His face becomes red; his body perspires profusely while the Amazon, firm and strong, was holding her push to gain ground. Having the determined girl so close, Santiago starts losing heart and gets disturbed while indifferent Mariniña persistently strives for victory taking advantage of her opponent’s confusion; her pressure is increased. Finally, she manages to twist his right arm while using her left arm to press him down. Santiago finds himself prone with his face deep in the floor’s loose stuff. The triumphant wrestler is merciless; she looks down on the vanquished opponent, keeping crushing down any sign of resistance from him. Holding his arm twisted, she sets her hand against his neck and rubs his face into the bran and flour that covered the floor, not letting him get up until he rendered up, ready to accept peace under any condition offered him."

Today Loita Galega wrestling is a traditional sport in the process of recovery. The rules do not allow striking, pinching, grasping fingers or generally making any movement that might endanger any of the contenders. The wrestlers wear resistant pants, knee-guards and a band around the waist. You can not grab the clothes, except the pants and belt. The objectives of the fight are taking the opponent down on the back followed by immobilizing him/her on the ground or pushing the opponent out of the circle. The referee assesses each move according to the established scoring system. In order to win one of the following must be achieved:
- Immobilizing the opponent on the ground for fifteen seconds.
- Reaching the maximum score.
- Taking the opponent outside the circle and getting back into the standing position in the circle while the opponent is beyond it.
- For manifested technical superiority.
- Scoring more points at the end of the combat time.

Nowadays, when women actively participated in any single forms of combat sports, practicing Loita Galega by women is by no means a surprise to anyone. “Now, the traditional Galician wrestling became a game and a sport again", says a trainer in the gym. “With its traditional rules, equipment (blue or black pants rolled up and bare chest in the case of men) and a roster of bands of colors the same meaning as the martial arts belts.


Sources

Loita Tradicional Galega (in Galician).

"The World Encyclopedia of Wrestling by A. Mandziak and O. Artemenko, Minsk, 2010"


"Martial Arts of the World: Regions and individual arts". By Thomas A. Green, Joseph R. Svinth.

Suicidio Gallego (in Spanish).

Loita Galega (in Galician).

Rosalia de Castro. Wiki (in Galician).

Galician Wrestling Federation (in Galician).

Lucha Traditional. El Pais (in Spanish)

Kids in Loita galega. Photoalbum.

El Molino by Emilia Pardo Bazán (in Spanish).

Old Loita Galega

Loita Galega
Loita Galega


Illustration to "El Molino"

Loita Galega "Holding his arm twisted, she sets her hand against his neck and rubs his face into the bran and flour that covered the floor"


Kids practicing Loita Galega

Loita Galega

Loita Galega


>> Ethnic forms of wrestling

>> Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

>> Combative activities

>> Combat History


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved

клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Галисия: Борьба Лоита Галега

Galega Loita wrestling
Рисунок Лилли Лефорт

English version


Galicia map Галисия (галис. Galega, Galiza, исп. Galicia) — исторический регион и автономное сообщество на северо-западе Испании. Галисийцы – одно из уникальнейших этносов Испании. Они считают себя совершенно отдельной от Испании нацией – этнически, генетически, лингвистически и культурно – как и баски, кастильцы и каталонцы. Хотя язык галисийцев по сути является диалектом португальского, и практически не имеет никаких общих корней с кельтскими языками, галисийцы считают себя кельтами, то есть, родственниками ирландцев, бретонцев, шотландцев и валлийцев. Само названия Галисия происходит от латинского слово галл, которым называли тогдашних жителей территорий нынешних Испании и Франции.

Лоита Галега (Loita Galega – «галисийская борьба») - борьба которую практикуют галисийцы. Указанное название является официальным с 1986 г., когда группа энтузиастов решила возродить традиции народной борьбы галисийцев. В традиционной сельской среде для названия народной борьбы чаще употребляются исконные названия (“Tumbadela", "Chimpa", "Caiados” и др).

В 2008 году парламент Галисии единогласно переименовал борьбу Лоита Галега в «лоита кельта» (то есть, в «кельтскую борьбу»), хотя нет никаких признаков того, что этот вид борьбы произошел от кельтских видов. Это название изобретено местными политиками, подчеркивающими свое происхождение от кельтов и таким образом позиционирующими себы отдельно от остальной Испании.

Лоита галега представляет собой борьбу вольного стиля с продолжением схватки на земле и произвольными захватами за одежду и тело соперника как выше, так и ниже пояса. В отличие от кельтских видов борьбы, в галисийской борьбе схватка продолжается на земле, причем разрешается производить некоторые приемы с болевым воздействием на суставы. Лоита галега содержит элементы не только вольной борьбы, но и элементы борьбы «сабмишн». Для победы необходимо бросить соперника на спину и удержать его в таком положении некоторое время или заставить сдаться. Соперники выходят на схватку босиком, в коротких штанах из плотной ткани. Вокруг талии повязывается пояс.

По старинным правилам и традициям борьбы лоита галега в состязаниях принимали участие предсавители обоих полов. Еще в XIX в. галисийские женщины славились своими борцовскими навыками, которые подчас не уступали мужскому мастерству. Женские имена встречаются среди знаменитых галисийских чемпионов, например, Глория Бермудес Бурела. Имеются записи этнографов свидетельствующие о существовании межполовых турниров, когда парень боролся с девушкой или боролись между собой взрослые мужчины и женщины. Лоита галега, популярная до 20 века, постепенно забылась – вплоть до 1986 года, когда ее официально восстановили.

Описание борьбы лоита галега можно найти и в призведениях галисийских писателей. Марциал Валладарес Нуньес упоминал галисийскую борьбу в своем словаре: «Единоборство, в котором применяются изощренные приемы без нанесения сопернику вреда и в котором принимают участие так же и девушки».  Знаменитая галисийская писательница Розалия де Кастро описала галисийскую борьбу в стихах.Rosalia de Castro Из ее стихов можно заключить, что в этой борьбе умение и навыки были не менее важны для победы, чем сила. Борец должен был повалить соперника с полощью ловкого приема (подножкой или броском), а затем заставить его/её сдаться или выбиться из сил. Она описывала борцовские поединки между девушками и юношами как своеобразную форму флирта. В поэме «Новые листья» (1880) Розалия писала:
Юноши борются с девушками
Под покровом ночи.
Меряются силой и податливостью,
Яростно катаются по траве.
Девушки демонстрируют упорство,
Юноши наслаждаются девичьим сопротивлением...

Другая знаменитая галисийская писательница, Эмилия Пардо Базан, в повести «Эль Молино» (1900г.) подробно описала единоборство парня и девушки в помещении мельницы: «Борцовские традиции, которые нынче исчезают, еще сохранились в некоторых местах Галисии. Это редкий феномен, когда женщины обладают таким же социальным статусом как и мужчины в боевой сфере – коль скоро они состязаются в борьбе вместе с мужчинами.Emilia Pardo Bazán Девушки еще борются друг с другом и вызывают на поединок парней. В этоми случае борцовская схватка превращается в очаровательную игру... Сантьяго опустился на колени перед Мариньяной, которая уже стояла на коленях. Его горячая кровь закипела, и он инстинктивно осознал, что эта схватка совсем не будет похожа на те, в которых он до этого боролся. Он видел, что девушка готова к борьбе и ее горделивые глаза блестели. Напряжение ее тела и жесткие линии бровей указывали на то, что борьба будет не понарошку. Он предвидел, что девушка будет бороться со всей решимостью и в полную силу... Сантьяго не осознал момента, когда они бросились друг на друга. Он боролся с полной отдачей, и ему временами казалось, что он берет верх. Он запыхался, его лицо раскраснелось, а тело покрылось потом, в то время как сильная и устойчивая амазонка упорно атаковала его, стараясь получить преимущество. Находясь в плотном контакте с решительной девушкой, Сантьяго расстроился и упал духом, а невозмутимая Мариньяна, пользуясь растеренностью соперника, упорно стремилась к решительной победе и усиливала натиск. В конце концов, она сумела заломить ему правую руку, а своей левой стала прижимать его голову к полу. Не проявляя жалости, победоносная борчиха торжествующе смотрела сверху вниз на поверженного парня, подавляя малейшие его попытки освободиться, продолжая заламывать его руку правой и давить левой на шею, буквально вдавливая его лицо в отруби и муку, которыми обильно покрыт пол мельницы. Она не дала ему возможности подняться, пока он не попросит пощады на любых условиях, которые она предложит ему».

В настоящее время лоита галега – это национальный спорт в процессе восстановления. В соответстви с современными правилами запрещены удары, щипки, захваты пальцев и вообще любые действия, которые могут привести к травмам участников. Борются в штанах из плотной ткани, надевают наколенники и ленту вокруг талии. Цель поединка – повалить соперника спиной на землю и провести удержание или же вытолкнуть соперника за пределы очерченного круга. Рефери начисляет участникам очки за тот или иной прием, в соответствии с установленной системой. Для того, чтобы победить в схватке по лоита галега, необходимо выполнить одного из следующих условий:
- Удерживать соперника на земле без движения в течение 15 секунд.
- Набрать максимальное количество очков, установленное правилами.
- Вытолкнуть соперника за пределы борцовской площадки и стать в ее центре, пока соперник находится за ее пределами.
- Набрать больше очков по окончании установленного правилами времени поединка.

В наше время, когда женщины активно участвуют во всех без исключения видах спортивных единоборств, мало кого удивишь тем, что они занимаются и борьбой лоита галега. «Теперь традиционная галисийская борьба снова стала игрой и видом спорта»,- говорит один из тренеров в секции лоита галега. «С ее традиционными правилами и атрибутами (закатанными штанами и голым торсом для мужчин), а также с системой цветных поясов, аналогичных поясам восточнных боевых искусств».


Источники

Loita Tradicional Galega (Традиционная борьба лоита галега. По-галисийски).

А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко. "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира"

Томас Грин, Джозеф Свинт. "Боевые искусства мира: Стили различных регионов" (по-английски).

Suicidio Gallego (Самоубийство Галисии. По-испански).

Loita Galega (Лоита галега. По-галисийски).

Rosalia de Castro. Wiki (Розалия де Кастро. Вики. По галисийски).

Galician Wrestling Federation (Федерация галисийской борьбы. По галисийски).

Lucha Traditional. El Pais (Традиционная борьба. Эль Паис. По испански).

Дети занимаются галисийской борьбой. Фотоальбом.

Эмилия Пардо Базан. "Эль Молино" (по-испански).

Старая лоита галега

Loita Galega
Loita Galega


Иллюстрация к повести "Эль Молино"

Loita Galega "...она подавляла малейшие его попытки освободиться, продолжая заламывать его руку правой и давить левой на шею, буквально вдавливая его лицо в отруби и муку, которыми обильно покрыт пол мельницы".


Детишки занимаются борьбой лоита галега

Loita Galega

Loita Galega


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved