клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

Canary Islands: Combat Game of Juego del Palo

Juego del Palo
Juego del Palo fight. Photo by Jose Luis Sandoval
Site Noticias De Gran Canaria

Русская версия


Juego del Palo (Game of the Stick) is a traditional martial art/folk sport of stick fighting practiced in the Canary Islands. It involves the combative use of a slender stick from 4 to 6 feet (1.2 to 1.8 m) long, wielded in both hands, and characterized by smooth motion in attacks and defenses.

This may be described as a form of stick fencing between two players that is characterized by the spontaneous interplay of attacking techniques and defense techniques. No protective equipment is worn in traditional Juego del Palo; safety is maintained through the skilled control of attacks, which are restrained rather than being made with full force upon the opponent’s body.

Guanche duel
Dueling Guanches.
From the video Juego del Palo

Though similar stick fighting techniques are present in the Iberian peninsula (e.g. Portuguese “Jogo do pau”), the origins of Juego del Palo may be traced back to the Guanches, the aboriginal inhabitants of the Canary Islands in pre-colonial times during the early 15th century. A Spanish engineer named Leonardo Torriani wrote a history of the Canary Islands in 1590 and included a record of early Juego del Palo, accompanied by an illustration of two Guanche warriors performing a type of ritual combat with short staves in a small arena. Torriani wrote: "When two Canarians went to duel, they met at a special place established for this purpose. It was a small enclosure with a level, raised stone platform at each end. To begin, they each stood upon a platform, armed with three of the smooth throwing stones they call tahuas, and also with the stick called magodo or amodeghe. Then they dodged the stones as they were thrown, skillfully twisting their bodies without moving their feet. Next, they stepped down and fenced with the staves, each one trying to gain advantage over the other, as is our custom also."

The art has been maintained through to the present day, undergoing a particular renaissance during the 1970s as part of a general effort to maintain native Canarian folk traditions. It bears resemblance to the Portuguese martial art Jogo do Pau and the Venezuelan martial art Juego del Garrote. Juego del Palo is now a popular sports activity in the Canaries among both genders and has been the subject of considerable academic interest as well, with a number of professional conferences having been held at local universities to investigate the history, culture, and technique of the art

Perhaps, this practice was the best way these natives had to prepare themselves for war. As a matter of fact there are many chronicles from the times of the conquer of the Canary Islands that show the hard and difficult combats that the Spaniards had to fight against the “Guanches”, showing clearly the mastery of the sticks by the Canarian.

The use of the stick vanished after the conquer of the Islands due to the laws that forbid the carry and use of sticks, because of that, the art was only practice illegally, in rural areas and by members of the some families. These families of the mountains have maintained the use of the stick during centuries. There are still some old masters that remember stories of their grandparents fighting with sticks to defend their lands, their animals, or simply to show their abilities. Some years ago, it was very common to see fights with sticks between members of different families in the parties of the countryside. There could be a fight anywhere, but one of the favorite places was the parties. Someone challenging any other caused these fights, and sometimes the reason was fighting for a woman. Many people thought that if there wasn’t a fight it was not a true party.

With the beginning of the Spanish Civil War and the dictatorship, this popular art was forbidden again, and forgotten by many. Again, only some families maintained the knowledge of the art. Every family clan developed a personal and particular style of using the stick. Some were specialized in long distance range, some used it in the short distance, and others used it as a defense against edged weapons. Nowadays there are different styles, Deniz, Verga, Garafiano, Morales, Vidal, Conejero, Quintero, and Acosta style. Every one of these styles shows different techniques that can be identified very easily. This diversity of styles and technical richness is part of the greatness of the martial culture of the Canary Islands.

Guanche attachs
Guanche attacks a conquistador using stick fighting techniques.
From the site Historia de Castillo del Romeral

Juego del PaloMany of you could think that “stick play” is just a game or a sport and that the name is because the two fighters just indicate (marcan) their strikes. To indicate the strike does not mean going slowly or without strength. A master of “Juego del Palo” has great ability and precision and can knockout many fighters specialized in martial arts. This is a gentlemen art in which the players look for physical control to avoid hurting each other.

Sticks are hardened by fire and a strike to a vital point could be extremely dangerous. That is why they just intend their attacks and look for a continuous work. During the game there is one person that acts as a referee, this person is called “Hombre bueno”, (good man), he usually is the older master and is respected by all. The name “Juego”, (game, or play), is just a name, and is not a description of the art. For example Judo is a martial art although its name means something like the “smoothness way”, and nobody doubts about the efficiency of karate as a martial art for self defense although the fighters also stop their strikes a few inches from the target.

In “Juego del Palo” you can use various types of sticks defined by length. The “Palo corto”, or short stick, also known as palo chico, macana, bastón, palo camellero, o boyero, etc. It was used as a working tool to control the camels. Nowadays its techniques and use are not very known. Other stick is “la Vara”, with an approximately length from the level of the chest to the floor. It is widely known and the most extended along the Islands. It is characterized by its plasticity and mobility. The other stick is the Garrote o Lata, it is a more heavy stick, longer than a person’s height, and its origins come from the islands of Gran Canaria and Fuerteventura.

“Not all the sticks are the same, not every one is used the same way, not every student become master, and there are not so many masters as you could think”.

It is surprising how in every continent there has been a development of different fighting arts, each one with its own characteristics, but all of them with some common ethic, moral or philosophical aspect. In this way, the “Juego del Palo” is similar to other arts, with the presence of a Master, a family tradition, its own names, traditional costumes, and a philosophy of respect and occultism. Said this, it is not strange that still at present, the masters select only a group of students to transmit their knowledge.

The masters only taught family members, and in a few occasions they taught other people, because they knew that a man that could handle the stick could fight against three or four people or to the master himself. If there was someone very smart, he simply was not taught because it was said that he came in search of knowledge. These techniques in the hands of a student that did not show enough respect could be used without spirituality or justification. For some of them “strength without spirituality was just brutal strength”.

The “Juego del Palo” is something more than a show; it is an art, a form of expression, where the values of the Canarian people are perfectly reflected. Respect, humility, and perseverance are things that only with the course of the years can be perfected.

“To practice and maintaining the tradition of “Juego del Palo”, not only allows us to be better Canarians but also better persons”


Sources

Canary Islands. Wiki.

Juego del Palo. Wiki.

Approach to Palo Canario. (in Spanish)

"The Canary Islands Stick Fighting.".

History Of The Canarian Stick Fighting.

Open discussion on the Game of Palo Canario (in Spanish).

Lucha del Garrote y Juego del Palo (in Spanich).

Cultura Canaria (in Spanish).


Training in Juego del Palo

Juego del Palo
Photo from the resource RTV Aguacabra

Juego del Palo
Photo from the resource Origen Canario

Juego del Palo
Photo from the resource Deportelde

Juego del Palo
Photo from the resource TibiaBin


Girls play Game of Juego del Palo. Videoclip


Juego del Palo is extremely popular. Videoclip

Guanches duels

Guanche: Juego del Palo
Picture from the resource BienMeSabe
Guanche: Juego del Palo
Sketch from the resource WikiSpace


Girls play Juego del Palo

Juego del Palo
Picture from the resource Atlantis online


Men play Juego del Palo. Sculpture.

Guanche: Juego del Palo
Rotunda in Telde Calero, Gran Canaria.
Photo by Gozapo Javier Garcia.
Blog Esculturas de Gran


Poster for XVI National Juego del Palo championship, November 2012

Guanche: Juego del Palo
Site Federacion de Juego del Palo Canario


Competitions in Juego del Palo

Juego del Palo
Blog XI Championship of the Ventura Island

Juego del Palo
Photo from the blog LanzaroteTaxi

Juego del Palo
Photo from the blog Deportes Canarios


Juego del Palo
Juego del Palo fight. Photo by Jose Luis Sandoval
Site Noticias De Gran Canaria


>> Ethnic forms of wrestling

>> Smaller peoples and their traditional and ritual combat sports

>> Combative activities

>> Combat History


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved

клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

Канарские острова: Единоборство Хуэго дель Пало

Juego del Palo
Единоборство Хуэго дель Пало. Фото Хосе Луиса Сандовала
Сайт Noticias De Gran Canaria

English version


Хуэго дель Пало (игра с палками) – традиционый национальный спорт Канарских островов, принадлежащих Испании. Каждый участник поединка по современному хуэго дель пало использует тонкую длинную (1,2м – 1,8м) палку, которую он держит двумя руками и которой он совершает плавные фехтовальные движения – наступательные и оборонительные.

Этот вид спорта по сути является формой фехтования на палках, в котором каждый из двух участников использует наступательные и защитные приемы. В традиционной хуэго дель пало не используются защитные протекторы, а безопасность достигается отработанной до совершенства техникой атаки, при которой удары по телу соперника ограничены по силе или просто обозначаются.

Guanche duel
Дуэль Гуанче
С видеокоипа Juego del Palo

Хотя на Иберийском полуострове существуют аналогичные виды единоборств (например, португальское “Хого до Пау”), история хуэго дель пало прослеживается у коренных жителей Канарских островов, гуанчей по крайней мере до 15 века. Испанский инженер Леонардо Торриани, написавший историю Канарских островов в 1590 году, описал раннюю форму хуэго дель пало, сопроводив его иллюстрацией двух гуанче, исполняющих ритуальное единоборство с короткими шестами на небольшой арене. Торриани писал: “Когда два канарца выходят на дуэль, они идут в специально отведенное для этого место. Это небольшая площадка с двумя каменными возвышениями по краям. Сначала дуэлянты становятся каждый на свое возвышение, держа в руках три гладких камня “тауа” и палку “магодо”, или “амодеге”. Затем они бросают друг в друга камни, ловко уворачиваясь от камней противника, извиваясь телами, но не отрывая от постамента ног. Затем они сходят с постаментов и фехтуют на палках, стараясь одолеть противника. Это наша традиция”.

Это боевое искусство сохранилось до нашего времени, его возрождение началось в 1970е годы в рамках движения за восстановление канарских народных традиций. Единоборство хуэго дель пало аналогично португальскому единоборству хого до пау и венесуэльскому – хуэго дель гарроте. В настоящее время хуэго дель пало популярный вид спорта на Канарах у представителей обоего пола. Эта традиция также является предметом серьезного научного изучения, по этому вопросу организуются конференции в местных университетах, на которых обсуждается история, традиции и приемы этого вида единоборств.

Вероятно, занятия этим видом единоборств были для коренных жителей Канар способом подготовки к боевым действиям. Кстати, согласно историческим хроникам времен завоевания Канар испанцами, завоеватели столкнулись с серьезным сопротивлением местных жителей, которые использовали палки, действуя ими умело и смело против гораздо лучше вооруженных испанцев.

Использование палок прекратилось после завоевания островов, в соответствии с изданным законом, запрещавшим ношение и использование палок. Тем не менее, в некоторых отдаленных уголках Канар занятия с палками проводились нелегально. Семьи, продолжавшие практиковать хуэго дель пало в течение столетий, сохранили его до наших дней. До сих пор живы мастера этого боевого искусства, которые помнят расказы о борьбе их прадедов за свою землю. Еще некоторе время назад практиковались поединки на палках между членами различных семей в деревнях. Поединки могли проходить в любом месте, но чаще всего они проводились на различных празднованиях. Иногда боролись из спортивного интереса, а иногда – из-за женщины. Тогда считалась, что праздник не удался, если не было хорошей драки на палках.

С началом Гражданской войны в Испании и при авторитарном режиме этот популярный вид спорта был снова запрещен и почти забыт, хотя в некоторых семьях знания об этой традиции сохранялись. Каждая семья или клан развивали свой стиль и свою методику действий с палкой. Некоторые предпочитали бой на дальней дистанции, некоторые – как средство защиты от колющего оружия. В настоящее время существует несколько стилей хуэго дель пало: дениз, верга, гарафиано, моралес, видал, конехеро, квинтеро и акоста. Каждый из этих стилей легко распознается специалистами. В этом многообразии и техническом богатстве проявляется глубокое развитие боевой культуры Канарских островов.

Guanche attachs
Гуанче атакует испанского конквистадора, пользуясь техникой боьбы на палках
С сайта Historia de Castillo del Romeral

Juego del Palo Если исходить из названия - “игра с палками” - можно подумать, что это не единобрство, а простая игра, к тому же в современных состязаниях соперники только обозначают (маркан) удары. Но обозначать удары – не значит действовать медленно или не в полную силу. Мастера хуэго дель пало обладают способностью точного удара и способны нокаутировать многих специалистов в восточных единоборствах. Это спорт джентлеменов (и леди), которые избегают наносить сопернику травмы.

Палки закаляют в огне, что придает им дополнительную прочность, поэтому удары по уязвимым местам очень опасны. Поэтому удары и выпады только обозначают, после чего поединок продолжается. Во время поединков по хуэго дель пало всегда присутствует рефери (хомбре буэно – хороший человек), обычно старый опытный и уважаемый всеми мастер. То, что этот вид единоборств называют игрой (Juego), не означает, что это упрощенное единоборство. Например, дзюдо означает “мягкий путь”, но является полноценным единоборством. И никто не отрицает боевые возможности карате, если в соревнованиях удары только обозначаются.

В хуэго дель пало могут быть использованы палки различной длины и различной формы. Один из разновидностей – короткая палка “пало корто”, известная также как пало чико, макана, бастон, пало камеллеро, о бойеро и т.д. Эту палку используют также для того, чтобы погонять верблюдов. В настоящее время, приемы манипулирования с этой палкой мало известны. Другой тип палки – “ла вара”, длина которой равна примерно расстоянию от пола до груди. Это наиболее известная на Канарах модификация палки, она весьмв пластична и удобна в обращении. Третий вид палки – “гарроте о лата” - наиболее тяжелая и длинная – ее длина больше человеческого роста; этот вид широко применялся на островах Гран Канария и Фуэртевентура.

“Не все палки одинаковы, не все действуют ими одинаково, не каждый ученик становится мастером, а мастеров меньше, чем можно предположить”.

Удивителько, что, хотя на каждом континенте получали развитие и распространение различные виды единоборств, у многих из них есть общее – в философском, этическом и моральном аспектах. В этом смысле хуэго дель рало аналогично другим боевым искусствам, в которых присутствуют такие понятия как мастер, семейные традиции, собственные имена, традиционные костюмы, а также философия почитания и оккультизма. Не удивительно, что по сей день существуют мастера, которые отбирают для себя учеников и передают им знания и умения.

Мастера предпочитают обучать членов своей семьи, и реже - других людей, потому что они знают, что человек, в совершенстве владеющий палкой, может одолеть в драке сразу несколько человек и самого мастера. Приемы этого единоборства в руках тех, кто проявляет недостаточно уважения, могут быть использованы без должных нравственных оснований. Иными словами, “сила без духовности – это сила зверя”.

Хуэго дель пало – это больше, чем просто представление, это искусство, форма самовыражения, прекрасно отражающее ценности канарцев. Уважение, смирение и упорство вырабатываюстя годами тренировок.

“Занятия хуэго дель пало помогаяют стать не только хорошим канарцем, но и хорошей личностью”.


Источники

Канарские острова. Википедия.

Juego del Palo. Wiki (по-английски).

Approach to Palo Canario (по-испански).

"The Canary Islands Stick Fighting" (по-английски).

History Of The Canarian Stick Fighting (по-английски).

Open discussion on the Game of Palo Canario (по-испански).

Lucha del Garrote y Juego del Palo (по-испански).

Cultura Canaria (по-испански).


Тренировки по хуэго дель пало

Juego del Palo
Фото с веб ресурса RTV Aguacabra

Juego del Palo
Фото с веб ресурса Origen Canario

Juego del Palo
Фото с веб ресурса Deportelde

Juego del Palo
Фото с веб ресурса TibiaBin


Девочки играют в Хуэго дель Пало. Видеоклип


Хуэго дель Пало - истинно народная игра. Видеоклип

Дуэли Гуанче

Guanche: Juego del Palo
Старинный рисунок с веб ресурса BienMeSabe
Guanche: Juego del Palo
Рисунок с веб ресурса WikiSpace


Девушки занимаются Хуэго дель Пало

Juego del Palo
Рисунок с веб ресурса Atlantis online


Бойцы Хуэго дель Пало. Статуя

Guanche: Juego del Palo
Ротонда в Тельде Калеро, остров Гран Канария.
Фото Гозапо Хавьера Гарсии.
Блог Esculturas de Gran


Афиша XVI Национального чемпионата по хуэго дель пало. Ноябрь 2012г.

Guanche: Juego del Palo
Site Federacion de Juego del Palo Canario


Состязания по хуэго дель пало

Juego del Palo
Фото с блога XI Championship of the Ventura Island

Juego del Palo
Фото с блога LanzaroteTaxi

Juego del Palo
Фото с блога Deportes Canarios


Juego del Palo
Единоборство Хуэго дель Пало. Фото Хосе Луиса Сандовала
Сайт Noticias De Gran Canaria


>> Национальные виды борьбы

>> Малые народы мира и их традиционные и ритуальные единоборства

>> Виды единоборств

>> История единоборств


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved