клуб female
женскихsingle combat
единоборствclub
 

 


Единоборства Оодарыш и Балбан курош

(Киргизстан)

Oodarysh
Конная борьба киргизских женщин в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе КНР, 1983
Иллюстрация из "Энциклопедии традиционных видов борьбы народов мира", авторы А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко

English version


Киргизы - народ тюркского происхождения, Основное население современного Киргизстана (3 млн, 800 тыс.), также являются одним их национальных меньшинств в Узбекистане, России, Таджикистане и в Китае. Предки киргизов принадлежали к кочевым скотоводческим тюркоязычным племенам, издревле обитающих на территории Центральной Азии и в Южной Сибири, в верховьях Енисея. В Китае киргизы являются одним из 56 официально признанных народов Китая. Численность - около 143 тыс. чел. (перепись 2000г.), проживают в основном в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе КНР, рядом с территорией республики Киргизстан.

Эр Оодарыш – традиционная киргизская борьба всадников (эр – мужчина, храбрец, богатырь; оодарыш - переворачивание, сваливание). В ней каждый из участников, маневрируя на своем коне и применяя различные захваты выше пояса, пытается сбросить своего соперника на землю или заставить его спрыгнуть с коня. Победа также защитывается, когда соперника удается перетянуть и уложить на круп своей лошади. Для более полного представления об этой борьбе, приведем ее описание из монографии доктора исторических наук Г.Н. Симакова «Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX – начале ХХ в.»:

«В большинстве случаев народные игры, состязания, посвященные победе на войне или большим событиям в жизни богатырей, ханов и баев, проводились на пирах. Кыргызские народ ные подвижные игры, богатырские состязания очень интересно и полно изображаются в эпосе «Манас» и в малых эпосах («Эр Тёшткж», «Ко- жожаш», «Жаныл Мырза», «Эр Табылды») и др. В них рассказывается о правилах игр, об обычаях проведения состязаний, о качествах участников и скакунов. Каждый год на ярмарках, юбилейных торжествах или собраниях проводились богатырские состязания, скачки на лошадях, стрельба из лука, кёкбёрю и др.

В кыргызских народных играх и состязаниях наряду с мужчинами участвовали и женщины, например в таких как: единоборстве на пиках, поясной борьбе, стрельбе из лука. Эти игры красочно изображались в дастанах. Главная героиня знаменитого киргизского эпоса Манас, Кыс Сайкал была одной из таких женщин, в совершенстве владевшей несколькими видами конных и пеших единоборств».

Отрывок из киргизского эпоса "Манас", посвященный Кыз Сайкал:

Kyz Saykal Явился тут же на майдан
Калмыцкий юноша Сайкал.
Глашатай, объезжая круг,
Сразиться с ним на копьях звал,
Кричал на разных языках,
Но выйти с ним на эр-сайыш
Никто пока не рисковал.
Опасен юноша Сайкал:
Не раз он ловкостью своей
С седла жигитов выбивал.
И вдруг лихой жигит Сайкал
Свой шлем перед народом снял,
И волосы, как черный шелк,
Рассыпалися по плечам.
И весь майдан замолк на миг:
Узрел собравшийся народ
Прекрасный юный женский лик!
Ударом встречным кыз-Сайкал
Отбила острое копье.
Ответный нанесла удар
Она Манасу прямо в грудь —
И он с коня чуть не упал.
Но тут же чуть левей щита
Копьем ударила Сайкал — И
пика острая копья
Чуть было в сердца не вошла.


Конная борьба также широко популярна в Казахстане, в Средней Азии и в Башкоростане. Эта игра по праву считается единоборством богатырей (хотя в ней участвовали и женщины) и требует от всадников прочной посадки в седле, большой физической силы и ловкости в сочетании с умелым управлением конем. В настоящее время, конная борьба проводится по установленным правилам, которые отличаются у разных народов.

Задача, стоящая перед всадниками, заключается в том, чтобы стащить с коня своего противника. Игра проводится на ровной площадке или прямой дорожке ипподрома длиной 50 м и шириной 25 м. Продолжительность игры — 15 мин. Участники (в возрасте от 19 лет) разделяются по весовым категориям:
легкий вес — до 65. кг, средний вес — до 80 кг, тяжелый вес — свыше 80 кг.
Если по истечении игрового времени ни одним из участников не будет достигнута чистая победа, то после 3-минутного перерыва дается 5 мин дополнительного игрового времени для выявления победителя. Зачет соревнований — лично-командный. Результаты соревнований определяют следующим образом: за чистую победу — 3 очка, за активную победу по приемам — 2 очка, за пассивную борьбу — 1 штрафное очко. Игрокам запрещается: наносить удары противнику и его лошади, захватывать противника за голову, волосы или за сбрую лошади, выкручивать руки противнику, набрасывать поводья лошади на противника. Игру судят: старший судья, судьи при каждой паре игроков и хронометрист. Если по окончании времени никому не удалось достичь чистой победы, она присуждается по очкам за преимущества в схватке, за наименьшее количество замечаний, полученных во время схватки.

Если в стране Киргизстан конная борьба сейчас является чисто мужским делом, а женщины не принимают участие в официальных соревнованиях, то киргизы, проживающие в Китае и обитающие высоко в горах, больше сохранили старинные обычаи и традиции, согласно которым женщины также участвуют в конной борьбе Оодарыш.

Еще одна киргизская игра всадников, которая в принципе не может проводиться без девушек – популярные среди всех степных народов скачки "догони девушку" (Кыз Куу). Джигит верхом на коне пытается догнать и на скаку поцеловать девушку или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дать знать о своей победе. А если парня постигла неудача, девушка и джигит меняются ролями - теперь девушка преследует юношу, нанося по его спине удары плеткой. По традиции девушке дается фора в 20 метров и лучший конь.


Видеоклипы


Видео и слайд-шоу
Theresa Wendland and Julia Thut of the International Mounted Combat Alliance
demonstrate various wrestling techniques on horseback from Fiore, Kal, and Talhoffer.



Kyrgyz National Games

Приемы Оодарыша на старинных картинках
Oodarysh

Oodarysh

Oodarysh

Oodarysh

Oodarysh

Oodarysh


Почтовая марка Киргизстана с изображением борцов Оодарыш
Почтовые марки Кыргызстана 2008 г.
Oodarysh


Борьба Оодарыш
Живой журнал.
Oodarysh

Oodarysh


Балбан курош, или боко курош (борьба силачей), или просто курош, курошуу или куреш (борьба) — традиционный вид киргизской борьбы или рукопашного боя. С глубокой древности это единоборство практиковалась в двух основных видах, которые исследователи разделяют по территориальному признаку — южный и северный.

В обеих разновидностях борьба ведется только в стойке с обязательным захватом хотя бы одной рукой за пояс соперника (другой могли выполнятся любые захваты, но только выше пояса), поэтому белдешип курош можно классифицировать как борьбу «на поясах». Что касается стилевых различий, то в южных районах Киргизстана борьба носила во многом силовой характер, подножки, подсечки, зацепы и другие приемы с помощью ног здесь были запрещены правилами. В северных же областях, наоборот, приемы с воздействием ногами на ноги соперника имели самое широкое распространение.

Популярными в киргизской борьбе были и разнообразные броски через бедро - “жамбашка салмай” (укладывание на бедро). Борцы, имевшие сильные руки часто использовали боевой прием, применяемый и в конной борьбе — кол толгоо (букв. — “он взял за ноги”). При этом, захват выполнялся за “багалек”, низ широких штанин (“отук”) Вообще, киргизская борьба, по-видимому, не отличалась особым разнообразием приемов и главеное значение в схватке имели физическая сила и выносливость. Схватка велась до полной победы без ограничения времени. Ничьи признавались неохотно. Не было разделения борцов по весовым категориям, что часто вело к травмам и несчастным случаям. Обучение балбан курош проводилось, как правило, по родственной линии - знания передавались от отца к сыну.

Отметим, что в состязаниях принимали участие не только мужчины и юноши — боролись между собой и женщины, которых киргизы называли балбан кыз (“девушка-силач”) или балбан келин (“молодуха-силач”). Состязались женщины - как в конной, так и в пешей борьбе. Некоторые из них даже вызывали на схватку мужчин. Так же как и представители мужской части населения, женщины надевали кожаные штаны “отук” (часть одеяния киргизского воина в прошлом) и заправляли в них полы верхней одежды на воинский манер. Женщины состязались в конной борьбе Оодарыш по тем же правилам, что и мужчины. Пешая женская борьба проходила также по правилам мужской борьбы, разве что отличалась меньшим количеством подножек и бросков. Очень часто разгоряченные поединком соперницы хватали друг друга за волосы и, сцепившись, обе падали на землю с криком негодования и ярости. Этот же прием часто использовался и в конной борьбе.

Вот описание традиционного хода схватки по балбан курош: “Борцы наклоняются друг к другу корпусами и берут друг друга за пояс… Затем один из борцов резким выпадом вперед всего корпуса и одной ноги, становится под противника, наклоняет его на себя и рывком старается перебросить через свою голову”.

Balban Kurosh
Борьба балбан-курош. Фото с телевизора.
Страничка Лопасика.


Balban Kurosh
Тренировка по балбан-курош.
Сайт Gegemon.


Источники

Г.Н. Симаков Общественные функции киргизских народных развлечений в конце 19 – начале 20вв. Историко-этнографические очерки. Л. Наука, 1984.

А.С.Мандзяк и О.Л. Артеменко. "Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира".

Киргизы. Википедия

Оодарыш. Википедия

Рукопашный бой в Киргизии: Балбан Курош

Традиции, обычаи и обряды киргизов

Добро пожаловать в Киргизстан

Wrestling on Horseback (Конная борьба. Видео и слайд-шоу)


Kyz-Kuu
"Догони девушку" ("Кыз Куу"). Работа Любови Макеевой, тушь, 2001
Фото с сайта Anmalist


>> Национальные виды борьбы

>> Виды Единоборств

>> История единоборств

>> Малые народы мира и их традиционные
и ритуальные единоборства


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: