клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Новое рождается в схватках


Женское единоборство. Когда, как и почему.


Freestyle wrestling
Фото Даниэллы Хобейка с сайта AmateurWrestlingPhotos

Novelty is born in pains

Female combat. When, how and why.


"Удалые крестьянки",
Cкетч Лилли Лефорт. Wrestling of Russian peasants
"Bold peasants"
Sketch by Lillie Lefort

Борьба - занятие мужское:
Чуть оплошал - не жди добра!
Как поле боя, топчут двое
Квадрат борцовского ковра...

Евгений Ильин.


На наших глазах рушится замшелый мужской стереотип слабой беззащитной женщины.
В родовых схватках (на коврах и рингах) и в муках (в синяках и кровоподтеках)
рождается новый тип женщины - с плотным торсом и боевым сердцем.

Вольный пересказ эссе Катерины Дунн "Столь же неистова"

Оглавление

Введение.

Женские единоборства для многих из нас еще не стали вполне привычными, хотя трудно отрицать их растущее распространение. Они возбуждают огромный интерес общественности и широко освещаются в средствах массовой информации, в том числе, и в сети Интернет. Будучи сложным и неоднозначным, это явление вызывает ожесточенные споры и порождает многочисленные вопросы. Одним из наиболее интригующих вопросов является, на наш взгляд,следующий: что привлекает в занятиях единоборствами самих женщин, заставляет их вступать в поединки друг с другом? На этот вопрос мы и хотим попытаться здесь ответить. Мы не ставили своей целью провести исчерпывающий анализ проблемы. Скорее, это что-то вроде критического обзора различных взглядов на женские единоборства и их побудительные мотивы.

Все многообразие женских единоборств можно разбить на две большие группы: псевдo-единоборства - театрализованные представления, лишь имитирующие схватки женщин (женская профессиональная борьба "реслинг", поединки со стриптизом, большинство схваток по "кетфайту") и реальные единоборства, которые, в свою очередь делятся на соревновательные единоборства (спортивные поединки и поединки для забавы) и единоборства по мотивам вражды и ненависти (драки, дуэли). По нашему мнению, реальное единоборство - это упорное физическое противостояние (взаимные насильственные действия) двух людей, целью которого является достижение определенного результата: капитуляции, отказа от борьбы или заранее оговоренного положения (туше, нокаут, победа по "очкам", первая кровь, смерть и т.п.).

>> Оглавление.

Единоборство и пол.

Борьба за женщинуИзвестно, что у большинства двуполых биологических существ имеют место ритуальные поединки самцов за обладание самками, за достижение власти в стае и т.д. Это проявление отбора именно среди самцов объясняется их меньшей, чем у самок, биологической ценностью - один самец может оплодотворить многих самок, тогда как самка способна зачать существенно меньшее число раз. В статье В. Р. Дольника "Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни" это явление называется "принципом незаменимости самки". Борьба за женщину Ритуальные поединки самцов - неотъемлемый атрибут биологической жизни видов. Они совершенно необходимы для правильного выбора самками своих партнеров, а значит и для поддержания жизнеспособности потомства. Таким образом, одна из причин широкого распространения драк и поединков среди мужчин - проявление биологического стремления к внутривидовой борьбе.

Проявления агрессивности самок и их участие в драках, как правило, связаны с защитой потомства или самозащитой - в ритуальных боях самки обычно не участвуют. Ритуальный поединок отличается от драки тем, что в нем выявляется физически более сильный и выносливый противник (своего рода армреслинг), но не ставится цель убить более слабого или нанести ему увечья.

В "Агрессии" Конрада Лоренца описан интересный пример того, что драки между самками также могут служить средством реализации естественного отбора. Самцы и самки зеленой ящерицы селятся и живут независимо друг от друга (вступают в контакт только для совокупления). При этом и самцы, и самки не терпят присутствия других представителей своего пола на "собственной" территории, но индифферентно относятся к присутствию представителей противоположного пола. Соперничество между самками (и между самцами) за наиболее удобные места проживания приводят к тому, что наиболее сильные представители каждого пола занимают наи лучшие места (оказываются рядом друг с другом). Вследствие этого, они с большей вероятностью производят совместное потомство. Но это нарушение принципа незаменимости самки является, скорее, исключением из правила. У высших животных, по крайней мере, у млекопитающих, самки не вступают в единоборство между собой. Это утверждение справедливо и для приматов, у многих видов которых самки совершенно бесправны.

>> Оглавление.

История женских единоборств.

Гладиаторши Если рассмотреть продолжительную историю человечества, насыщенную непрекращающейся физической борьбой (вооруженной и рукопашной), и выделить в ней раздел, посвященный единоборствам, то участие в них женщин составит мизерную долю. Испокон веков женщины боролись и дрались очень редко.

Бой спартанок Достоверные факты реальных женских единоборств до XVIII века очень редки (гораздо больше мифологии и художественного вымысла). К таким фактам можно отнести обучение спартанских девочек борьбе (справа), женскую ритуальную борьбу у туарегов в Северной Африке (и у некоторых других кочевых племен), участие женщин в гладиаторских боях в Древнем Риме (слева), и, наконец, женскую борьбу на ярмарочных помостах в средневековой Европе (не ясно, правда, являлась ли она реальной). К истории женских единоборств относятся также женские дуэли, упоминаний о которых немало, хотя не все из них достоверны или могут быть классифицированы как единоборства. Участие женщин в вооруженной борьбе и военных действиях также не носило массового характера.

В литературе женщины-воительницы - весьма популярный образ (от Брунгильды до знатных дам-дуэлянток в куртуазных французских романах). К мифологическим воительницам мы бы отнесли и древних амазонок. Борющиеся женщины встречаются в живописи и скульптуре (Ренуар, Писарро, Карпо, Роден). На тему женщин-воительниц рисовали Хосе де Рибера и Рубенс. На наш взгляд, одной из причин появления этих образов в литературе и искусстве является тайное пристрастие многих мужчин к фантазиям о женском поединке.

Хосе де Рибера

Хосе де Рибера
Женский поединок

Ренуар

Пьер Огюст Ренуар
Борющиеся купальщицы

Писарро

Камиль Писарро
Борющиеся девушки

Что касается бытовых драк женщин, то они, безусловно, случались всегда, хотя всегда же и служили исключением из правила. Женские драки-поединки в прошлом были (как и сейчас) явлением относительно редким, а по причине их незначительности для истории человечества, в анналы они не попали, так, что информацию по этому поводу можно черпать в основном только из фильмов, художественной литературы, фольклора и домысливать. Кроме того, как мы уже отмечали, далеко не любую ссору с элементами насильственных действий можно причислить к единоборствам. Те красочные, визгливые и яростные женские драки (кошачьи бои), которые можно в обилии увидеть на видеокассетах, в кинофильмах и на интернетовских сайтах, не более чем театрализованные представления.

 Шам. Женская борьба в Руане

Шам. Женская борьба в Руане

Английский бокс

Английский бокс

Достоверные свидетельства о женских единоборствах спортивной и зрелищной направленности появились в XVIII веке с распространением в Европе и США местной прессы. После изобретения английскими аристократами современного бокса, в Великобритании стали устраивать и женские бои, участницы которых были далеко не аристократками, а принадлежали к "дну общества" (см. картинку справа внизу). Особо славились ирландские боксерши. Во Франции до конца XIX века бокса не знали, зато устраивали женские борцовские схватки перед публикой. На картине Шама 1868г. (справа вверху) запечетлен эпизод женской борьбы. Есть упоминания о женских матчах по борьбе и боксу и в Северной Америке XVIII – XIX веках.

Подлинная же история женских единоборств начинается лишь в конце XIX - начале ХХ века. К событиям этого периода относятся: движение за равноправие женщин и мужчин во всех видах деятельности, в том числе, и в спорте; временное включение женской борьбы и бокса в олимпийские игры (правда, в качестве показательных выступлений); развитие женской цирковой борьбы, в которой, например, участвовала супруга прославленного борца Ивана Поддубного и многие другие женщины. К середине ХХ века старая цирковая борьба прекратила свое существование и трансформировалась в так называемый "кетч" (catch), или "рестлинг" (wrestling) - популярнейшее амриканское срежиссированное акробатическое боевое представление, в котором участвуют и женщины.

Кадр из фильма Эдисона

Кадр из фильма Эдисона

Феминистки перед боем

Феминистки перед “боем”

В конце XIX - начале XX веков многие феминистки у суффражистки пытались культивировать среди женщин “мужские виды спорта”, в том числе, борьбу и бокс. В 1901 году изобретатель Эдисон сумел заснять на только что изобретенный киноаппарат показательный матч по боксу между сестрами Гордон (слева). Особо активные дамы устраивали дружеские поединки (как на снимке справа внизу). Но в те времена такие виды спорта не получили широкого распространения.

Бурный всплеск в развитии женских единоборств (как развлекательного, так и спортивного направлений) начался с 60-х и 70-x годов XX века (в особенности, после признания женского дзюдо официальным видом спорта). Это и первые боксерши, пытающиеся добиться разрешения выступать на ринге, и развитие женского кикбоксинга, таеквандо, других восточных единоборств. В 50-60-е годы богатые американские дамы, целый день скучавщие без мужей, стали коротать свой досуг, развлекаясь борьбой друг с другом, а в 60-70-е годы в богатых домах стали устраивать борцовские поединки между специально подготовленными борчихами. Позднее увлечение борьбой распространилось среди женщин разных слоев общества (идеологом и практиком этого увлечения является Барбара "Доктор"). Наконец, в последнем десятилетии XX века начинается бурное развитие женского бокса и женской вольной борьбы, которые вскоре станут олимпийскими видами спорта. Как апофеоз полного равноправия женщин можно рассматривать их участие в боях “без правил”, где для победы над соперницей допускаются практически любые удары и захваты. То есть, женские единоборства фактически превратились в зеркальное отражение мужских и летопись единоборств пишется теперь совместными усилиями обоих полов.

В последние десятилетия интерес к женским единоборствам принял настолько массовый характер, что эпизоды с женскими поединками буквально заполонили телевидение, кино и сеть Интернет. Уже снято несколько фильмов, целиком посвященных женщинам-бойцам и женщинам-воительницам, а распространение видео-кассет и видео-клипов с женскими единоборствами стало прибыльным бизнесом. Популярность женского профессионального бокса в настоящее время огромна, а представления с женской борьбой можно увидеть практически в любом городе России.

Такова не очень богатая, но весьма динамичная история женских единоборств.

>> Оглавление.

Социальные причины распространения женских единоборств.

Одной из главных социальных причин распространения женских единоборств является, на наш взгляд, совместное действие взаимосвязанных факторов - развития цивилизации и технического прогресса, эмансипации женщин и феминистского движения.

Борьба спартанок Во-первых (согласно феминисткам), женщины доказали, что способны заниматься любыми видами деятельности, издревле считавшимися исключительно мужскими. "Так почему же им не побороться и не побоксировать? Почему бы иногда не выяснить отношения с помощью рук и ног, как это частенько делают мужчины? И кто сказал, что стремление к насилию и разрушению - чисто мужская черта? Разве это не один из мифов, навязанных социальной средой, в которой долго и незаслуженно доминировали мужчины?" Сейчас заметно явное стремление многих женщин преодолеть различные табу и стереотипы, одним из которых является утверждение, что “женщины не дерутся”.

Во-вторых, роль цивилизации и эмансипации состоит в том, что женщины (хотят они этого или нет) занимают социальную нишу, освобождаемую для них мужчинами (тоже не всегда по их собственной воле). Женщины берут на себя традиционно мужские функции, среди которых основной была защита и отстаивание интересов семьи. Грубо говоря, женщины становятся сильнее, а мужчины - слабее. Несколько примеров. В Древней Руси и в средневековой Европе возникавшие споры часто (и вполне официально) решались с помощью судебных поединков (божий суд), так как считалось, что правому поможет сам Бог. Если одной из сторон в споре являлась женщина, то за нее мог выйти на поединок ее муж, сын, отец, брат или специально нанятый боец (была и такая профессия). Споры крестьян за землю на меже часто заканчивались свирепыми драками мужиков со смертельным исходом. Про бесчисленные войны и говорить не приходится. Каждый мужчина должен был обладать умением драться и иметь специфическое мироощущение бойца, которое постоянно поддерживалось участием в потешных кулачных боях. Пока мужчины постоянно дрались и воевали, у женщин не было никакой возможности и стимула "встревать" в эту сферу деятельности. С наступлением современной цивилизации уменьшается необходимость в применении непосредственного физического насилия - споры чаще решаются в судах, да и войны почти что уже не ведутся врукопашную. Мужчины все меньше и меньше дерутся, и все чаще это желание возникает у женщин (ведь кто-то должен иногда проявить решительность - свято место пусто не бывает).

>> Оглавление.

Мотивация женских единоборств.

Существует множество предположений и взглядов на мотивации участия женщин в поединках. Мы попытаемся их рассмотреть (без серьезного анализа и обсуждения). Стоит разделить эти мотивы на две категории: чисто женские (в основном подсознательные) и универсальные (применимые, как к женщинам, так и к мужчинам). Мы будем рассматривать мотивы участия женщин именно в реальных единоборствах, так как мотивы их участия в шоу-поединках те же, что и участия в любом другом шоу (это выходит за рамки обсуждаемой темы).

Чисто женские мотивации участия женщин в единоборствах.

В этом подразделе мотивации к соревновательным единоборствам и дракам рассматриваются вместе.

Дуэль Подражание мужчинам. С раннего детства мальчики доминируют в детских сообществах, и многие девочки стремятся быть на них похожими, участвовать в типично мальчишеских делах, одним из которых является физическое единоборство (тут феминистки, правда, нас поправят). Подражая мужчинам, женщины не придумали ни одного собственного вида единоборств, а используют давно существующие мужские - и дзюдо, и бокс, и карате существовали в мужском варианте задолго до того, как этими видами стали заниматься женщины. Существуют, правда, виды самообороны, разработанные специально для женщин, но это другая тема. Есть также упоминания о неких стилях карате, максимально использующих особенности именно женского организма. Но и это, пожалуй, либо относится к системам самообороны или гимнастики, либо, вообще, является спекуляцией. Всякие же специфически женские псевдо-бои (в грязи или нагишом) - лишь стилизованные разновидности обычной борьбы или драки. Да и к единоборствам такие схватки имеет касательное отношение. Это не более, чем шоу для мужчин. А ведь самой естественной для женщин была бы разновидность борьбы, в которой отсутствовал бы риск для груди и других уязвимых частей тела женщины. Например, одному из авторов пришлось наблюдать на пляже шутливое состязание двух крупных женщин, которые, сцепившись руками, старались провести подсечку. Зрелище было волнующим, оно привлекло немало зевак, а сами участницы получали огромное удовольствие и от борьбы, и от внимания зрителей. Подобный "стиль" борьбы не представлял бы нуикакого риска для участниц. Но в реальности женщины не хотят "облегченных" стилей, женщины хотят, если уж бороться, то как мужчины!

Драка на площади Подсознательная ненависть к своему женскому началу и желание его преодолеть проявляются двояко: в стремлении походить на мужчин (быть не как женщина) и в желании физической борьбы с женщиной (как с носительницей этого начала). Эти подсознательные комплексы не обязательно означают, что их носительница не хочет быть женщиной, просто поборовшись или подравшись, она эти комплексы более или менее снимает, и в нормальной жизни обычно мало отличима от других женщин. Некоторые упорные противники феминизма считают, что и сами апологетки агрессивного феминизма сильно не любят свою природу, борясь с ней и стараясь всегда "играть на мужском поле".

Подсознательное желание поединков. Как мы уже отмечали, ритуальные поединки самцов в природе жизненно необходимы для самок, так как позволяют выбрать наиболее сильного партнера для продолжения рода. У людей кулачные бои, дуэли, рыцарские турниры, борьба - древние формы таких ритуальных поединков. Женщин влечет к мужским единоборствам. Одна из участниц дискуссии на форуме старого сайта "Клуб любителей женской борьбы" заметила, что мужские единоборства ее возбуждают, аналогичный факт описан в обзоре писем Льву Виленкину, об этом же говорила небезызвестная Барбара "Доктор". Сейчас критерии отбора мужчин изменились (ум, предприимчивость часто значат больше, чем физическая сила), но врожденное стремление видеть единоборства у женщин осталось. Испытывая подсознательный дискомфорт от недостатка мужских ритуальных поединков, женщина компенсирует его своим участием в единоборствах.

Сексуальное удовольствие. Эта причина выдвигается как один из главных движущих стимулов женщин к единоборству (по крайней мере, к борьбе для забавы) одним из крупных практиков этого дела, Барбарой "Доктор". Она, правда, многозначительно умалчивает, что именно ее при этом возбуждает, оставляя нам загадку. Самое простое, чисто механическое, объяснение этого феномена можно было бы искать в том, что во время борьбы происходит трение эрогенных зон женщины, и, борясь, она испытывает приятные ощущения. Это подтверждается практикой специальной эротической борьбы (согласно Барбаре), в которой собственно борьба сочетается с преднамеренным взаимным возбуждением. Тут явно проступают лесбийские мотивы (но это вовсе не значит, что борющиеся таким образом обязательно лесбиянки). Но каковы тогда возбуждающие мотивы, скажем, в боксе? И как объяснить откровение грозной и непобедимой (женщинами) боксерши Люсии Рийкер о том, что она испытывает почти оргазм, когда видит перед собой поверженную соперницу? Согласно предположению Льва Виленкина, фантазии о физическом насилии над женщиной могут являться сексуальным возбудителем для людей обоего пола (отсюда частые эротические сны женщин с сюжетами насилия над ними). Для спортсменок такое объяснение, казалось бы, маловероятно, так как они все-таки ориентированы на победу, и слезы побежденной (нередкиев женских единоборствах) мало походят на эмоции женщины, испытавшей сексуальное удовлетворение. Но вот победительница скорее, чем побежденная, может испытать "что-то" (по Рийкер), к тому же возбуждение может быть побочным продуктом самой схватки, а не ее результата. Да и внутренний мотив (почему тянет к единоборству) может быть не вполне осознанным.

Универсальные мотивации женских единоборств.

Ко второй группе мотивов участия женщин в поединках, относятся мотивы, аналогичные тем, которые побуждают к этому и мужчин. Лишь один мужской мотив у женщин практически отсутствует - получение в случае победы над соперником более высокого шанса на обладание сексуальным партнером. Кавалер, проявивший большую смелость, решительность, мужество и силу, безусловно, имеет больше шансов (при прочих равных условиях) заслужить благосклонность дамы. Но маловероятно, что женщине победа в поединке над другой женщиной, поможет завоевать расположение мужчины. Более того, если она более мужеподобна, то шансы ее могут только ухудшиться. Как и для мужчин, универсальные мотивы для участия женщин в соревновательных единоборствах (спорт) и драках могут существенно отличаться, а потому рассматриваются раздельно.

Соревновательные единоборства.

Одним из главных мотивов женщин (как и мужчин) участия в единоборствах является интерес, желание попробовать что-то новое. Примерно в этом ключе отвечала одна из участниц дискуссии в "Клубе любителей женской борьбы" - границы женского спорта раздвигаются, появляются новые виды, а молодежь (обычно спортом начинают заниматься в детстве или юности) с готовностью откликается на все новое.

К одному из основных мотивов мы бы отнесли также желание бороться и драться (стремление к физической агрессии). Почему у женщин возникает такое желание - вопрос особый, но многие спортсменки, занимающиеся боксом, кикбоксингом и т.д., на вопрос, почему они пришли в такой "не женский" вид спорта, отвечают: нам это нравится, нам всегда нравилось драться. А если это так, то девушке вполне естественно придать спортивную направленность своему "хобби".

Дамский бокс Темп современной жизни подвергает человека практически постоянной психологической и интеллектуальной перегрузке. В этих условиях экстремальные виды спорта, в первую очередь, единоборства представляют собой относительно удобный и безопасный способ разрядки накопленной агрессивности и отрицательных эмоций. По-видимому, это применимо, как к мужчинам, так и к женщинам. Лоренц, вообще, считает, что человеку, в не меньшей степени, чем другим животным, присуща внутривидовая агрессия. В случае человека, ситуация усугубляется тем, что его предки не являлись истинными хищниками, поэтому у человека отсутствуют развитые механизмы торможения (как у волков или тигров), запрещающие убивать себе подобных.

Немалое значение может иметь спортивная слава и желание доминировать (побеждать, быть первой, купаться в лучах славы). На наш взгляд, спортом, вообще, занимаются (не для души, а участвуют в соревнованиях, устанавливают рекорды) люди, у которых стремление доминировать развито очень сильно, и единоборства, где идея доминирования выражена в наиболее чистом виде, представляют особый интерес для таких людей. Поскольку речь идет о спорте, т.е. о социально-разрешенном (и даже пропагандируемом) роде занятий, то вряд ли для женщин здесь существуют особые психологические барьеры. Другими словами, для девушки, которая любит побеждать (Мисс Супер, говоря словами одной из участниц дискуссии в "Клубе любителей женской борьбы"), нет принципиальн ой разницы, чем заниматься - дзюдо или, скажем, спортивной гимнастикой. Женская вольная борьба и бокс, по крайней мере, в России еще не стали привычными, т.е. полностью социально-разрешенными.

Дамская борьба Школьные и университетские традиции и стечение обстоятельств. Многие девушки-бойцы (в различных видах единоборств) говорили в своих интервью примерно следующее: случайно пришли в спортивную секцию (например, друг или родственник там занимался), решили попробовать, а потом втянулись, стали ездить на соревнования, появились друзья и подруги, а сами единоборства постепенно стали привычной и неотъемлемой частью жизни. Другой фактор - традиции учебного заведения, в котором учится девушка. Например, во многих американских школах и университетах существуют секции вольной борьбы, и совершенно естественно, что девушка, поступающая в это учебное заведение, с определенной вероятностью станет заниматься борьбой.

Важное прикладное значение имеет самооборона - умение себя защитить. В этом отношении, занятия единоборствами, конечно, выглядят очень привлекательно. Особенно часто такой стимул может возникать у женщин, уже подвергавшихся нападениям.

Бокс и борьба, вообще, являются прекрасными гимнастическими упражнениями, укрепляющими здоровье, ловкость, силу и выносливость. Сейчас выпускается множество видеокассет содержащих боксерские упражнения в качестве оздоровительной гимнастики.

Еще один возможный мотив - это дополнительная возможность самореализации. Все люди (в том числе, женщины) совершенно разные. Каждый человек обладает собственным набором врожденных и благоприобретенных качеств, талантов и навыков. Разумеется, бойцами не рождаются, ими становятся. Но здесь, как и в любом другом виде деятельности, огромное значение имеют способности и природная предрасположенность. Поэтому для женщины, наделенной необходимым набором физических и психологических качеств, единоборства могут стать хорошим шансом, найти свое место в жизни.

Стремление походить на своего кумира. На первый взгляд, этот мотив выглядит довольно сомнительно, но телевидение и средства массовой информации сейчас активно формируют образ агрессивной молодой женщины, которая и собой не дурна, и "врезать", если требуется, может. Всякие там Синтии Ротрок, Пенни Баннер, даже героини Деми Мур и Шарон Стоун. У некоторых их поклонниц вполне может возникнуть (и возникает) мысль, пойти по их стопам и начать заниматься единоборствами.

Желание заработать. Если говорить о любительском спорте (вольная борьба, дзюдо, любительский бокс и т.д.), то этот мотив практически исключен. В то же время, профессиональные боксерши неплохо зарабатывают (хотя и существенно меньше пока, чем ведущие боксеры). Некоторые участницы поединков по "борьбе до капитуляции" и в "боях без правил" тоже имеют шанс заработать. Что касается участниц многочисленных шоу, то, в зависимости от представления, заработки бывают разные (наиболее высокие - в кетче). Важно, что размер заработка здесь, как и в любой другой сфере деятельности, зависит о квалификации, поэтому для женщин, избравших такую стезю, занятия спортивными единоборствами являются необходимым этапом профессиональной подготовки.

Единоборства в драках и дуэлях.

Дамская драка Если говорить коротко, то основной причиной драк и дуэлей, как у мужчин, так и у женщин является ярость - стремление уничтожить противника или, по крайней мере, доставить ему физические или моральные страдания. Но цели, которые в драке стараются достичь мужчины и женщины, могут различаться. Если мужчинам для победы в драке обычно достаточно заставить соперника сдаться, то есть поставить его в подчиненное положение, унизить его в его же собственных глазах и доказать тем самым свое превосходство, то у женщин цель, скорее - унизить соперницу перед окружающими, уменьшить ее привлекательность, изуродовать лицо, испортить одежду. Дерущиеся за женщину мужчины часто хотят доказать ей, что каждый из них смелее, благороднее и сильнее, а у дерущихся за мужчину женщин, как уже отмечалось, отсутствуют мотив самой победой достичь его благосклонности. Один из способов унизить соперницу - осрамить ее, оголив ее интимные места (это распространенный сюжет кошачьих драк). У Эмиля Золя в романе "Западня" реалистично описана драка двух прачек. Драка у рояля Победила та, которая первой сумела задрать противнице юбку. Стыд и смущение "голопопой" прачки (а бой происходил на людях) деморализовали ее, что позволило первой, ударив ее несколько раз вальком по голой заднице, торжествовать победу, в то время как побежденная стыдливо убежала. Современные девушки дерутся более агрессивно и жестко. Так как условности чести для женщин значат гораздо меньше, чем для мужчин, и женщины менее восприимчивы к боли, то женские драки и дуэли часто бывают более изощренными и жестокими. Во время женских дуэлей, соперницы иногда тайно применяли запрещенные приемы, например, натирали клинок ядом.

Какие же житейские (бытовые) мотивы могут быть у женщин для драк? В принципе, их может быть очень много. Здесь важно различать ситуации: женщина оказалась втянутой в драку другой женщиной и вынуждена защищать себя, женщина сама спровоцировала драку, но сделала это в экстремальных обстоятельствах, в состоянии сильного эмоционального возбуждения и, наконец, женщина считает драку естественным способом разрешения любых противоречий и прибегает к ней постоянно. Могут быть самые разные мотивы, толкающие женщину в драку (от примитивных до сложных): банальные деньги, борьба за сексуального партнера, защита потомства (реально существующего или только потенциального). Мотивы разнообразные, но попробуем их сгруппировать.

Драка в таверне Основная причина участия женщин в драках - влияние среды. Если вокруг принято драться, то и тебе приходится. Это мы бы назвали стиль поведения в волчьей стае.

Очень часто физическое насилие является (или кажется) простейшим путем достижения цели. Здесь, как нам представляется, решающую роль играет воспитание и прошлый опыт. Хорошо воспитанная (т.е. получившая четкие социальные установки) девушка (и юноша) с меньшей вероятностью прибегнет к такому способу выяснения отношений, чем воспитанная плохо. Девушка, которой уже приходилось драться (независимо от результата), с большей легкостью сделает это снова.

В статье о женских дуэлях говорится, что существовали периоды, когда женские дуэли были особенно модны. Нам кажется, это положение можно распространить и на женские драки. Если даже большая часть историй о женских дуэлях и не достоверна, то, по крайней мере, существовали периоды, когда было модно сочинять такие истории. А дальше, несомненно, вступал в действие принцип обратной связи, и женщина, прочитавшая или услышавшая такую историю, сама с большей легкостью могла решиться на нечто подобное. Сейчас положение усугубляется еще и заметно возросшим информационным давлением на человека со стороны средств массовой информации, т.е. мода особенно легко создается и особенно быстро распространяется.

Своеобразная наркотическая зависимость. Любая драка является сильным стрессом, сопровождающимся резким выбросом адреналина. Победа в драке, особенно в первой, вызывает целый комплекс положительных (по большей части) эмоций. Поэтому, нам кажется, не будет слишком уж смелым предположение, что женщина, испытавшая один раз этот сложный букет переживаний, захочет повторить опыт.

>> Оглавление.

Заключение.

Борцы-вольницы Женщины борются, женщины дерутся... Звучит все еще непривычно, и у многих вызывает протест. "Женщины более уязвимы, более хрупки, более эмоционально ранимы; они подвергают себя опасности; я хочу жену мягкую женственную, а не мускулистую страшилу; я бы не хотел, чтобы мою жену или дочь били в лицо или бросали наземь; дерущиеся бабы - это срамота - только проститутки этим могут заниматься; женщины дарят жизнь и противоестественно им драться" и т.д. и т.п., - таковы примерно мысли и эмоции многих. Некоторые мужчины испытывают досаду и комплекс неполноценности: "они украли нашу привилегию - их защищать, на что же мы теперь годимся"? Тем не менее, это "безобразие" (или "великолепие") существует! "Мы - сознательные люди, мы делаем то, что хотим, что считаем нужным, и это наше сугубо личное дело, чем мы занимаемся", - с этим тезисом не поспоришь (побьют и сборят!), и ничего с этим не поделаешь. К тому же многие люди, с неприятием относящиеся к женским единоборствам, сами с наслаждением их созерцают. Так будем и дальше следить за этим пока еще экзотическим явлением.

Мы рассмотрели разные (но не все, конечно) аспекты женских поединков. Мы были бы признательны участникам (и особенно, участницам) клуба за любые дополнения, поправки и критику.

>> Оглавление.



Это самая первая публикация в “Клубе Женских Единоборств” в 2000 году. Скорректирована в феврале 2003 года.

Алексей Бауман, АлександР Р.


>> Единоборство и пол

>> Инстинкт борьбы

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: