клуб

female

женских

single combat

единоборств

club


Борющиеся нимфы вдохновляют художников

Nymphs by Eugene Delacroix.
Эжен Делакруа. Борющиеся нимфы.
Из книги Вернера Зоннтага Kampfeslust (Вожделение к борьбе)


English version


В сочных и разнообразных древнегреческих мифах, под разными именами, присутствуют многочисленные стайки девушек и молодых женщин. Они жили в живописных садах, рощах, ущельях, на берегах рек и озер. Они входтили в окружение богов скотоводства, земледелия и виноделия – Диониса (Вакха) и Пана. Эти женщины являются естественной частью природы и олицетворяют природные и жизненные силы. Это не безропотные беззащитные создания, они могут причинить боль и даже убить (это они растерзали Орфея). Они не постеняются вступисть в драку с соперницей или дать по морде слишком назойливому козлогогому божеству или зарвавшемуся кентавру. Этих энергичных, сексуальных и веселый женщин можно разделить на две группы – вакханки (бассариды, манады) – спутницы Вакха (Диониса) и нимфы – спутницы Пана. В веселых и буйных свитах Вакха и Пана также пребывали козлоногие и козлорогие человекообразные божества – сатиры и фавны, которые славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Кстати. Сам бог Пан тоже был козлоногий и тоже иногда приставал к девушкам. Кроме козлоногих божков, к нимфам, бывало, забегали и кентавры – существа с торсом человека, а с нуловищем коня.

Все эти мифологические существа не могли не привлечь внимание художников и поэтов. Разные художники в разные времена изображали вакханок и нимф по-разному. Можно выделить четыре сюжета:

– Массовая гулянка с возлияниями, пением, танцами и любовными играми с сатирами
– Сатир или кентавр, ласкающий нимфу или вакханку
– Нимфа или вакханка отбивается от приставаний (или от попыток изнасилования) сатира или кентавра
– Нимфы борются или дерутся между собой
Нас, естественно больше инткресуют два моследних мотива.

Нежные стройные мифологические создания – вакханки и нимфы почему-то часто изображабтся борющимися – всерьез и не очень. Но объяснить это обстоятельство несложно. Сатир некрасив, носит рога, но в нем много мужской мощи, что одновременно привлекает и отталкивает нимф. Нимф много, а сатиров мало, поэтому возникает естественное соперническтво. Изображали на гравюрах, в камне и бронзе, на красочных полотнах и на компиляциях фотошопа.


Борющиеся нимфы в классическом искусстве

В процессе создания

Нимфы дают отпор

В процессе создания

Знаменитые нимфы

Вакханки и вакханалии

В процессе создания

 

Борющиеся нимфы
вдохновляют мастеров фотошопа

Нимфы и вакханки
проявляют насилие

В процессе создания


Дионис (в римской версии - Вакх, Бахус) - в античной мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Диноису приписывают гермафродитизм , его часто изображают женоподобнвм, с округлыми чертами, В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами-вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем. Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по разным уголкам мира. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Кстати, Дионис воспитывался под руководством горных нимф, орефд.


Пан (у римлян — Фавн) - бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов. Пан - веселый бог, спутник Диониса, он всегда окружен нимфами, пляшет с ними и играет на им же изобретенной свирели (си-ринге). Но он же может наводить панический страх и ужас на нарушивших его покой и уединение. Такой же ужас он может навести и на врагов на войне. Весело резвятся нимфь и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и тащ отдыхает. Как и других богов, Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринти охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду — так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у богини. Пан увидел однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее неясными звуками окрестные горы. В древней италийской культуре почитались фавны - добрые, милостивые, но слишком охочие до женщин божества.


Нимфы (др.-греч. - невесты) — в древнегреческой мифологии девушки, олицетворяющие живые стихийные силы, проявлявшиеся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождение богини Геи, нимфы жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Подобно сатирам, нимфы — это духи земной поверхности, воплощение природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство, посылают пророческий дар и исступленное вдохновение. Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы источников — наядами, нимфы моря — нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Богиня Артемида (Диана) была окружена многочисленной бригадлй нимф. Хотя нимфам не свойственна была агрессивность, но постоять за себя они могли, и смертному нечестивцу, посягнувшего на неприкосновенность нимфы, приходилось нести за это тяжкую кару. Достаточно было по неосторожности вторгуться на запретную территорию и что-нибудь там порушить или кого-нибудь убить (скажем, посвящённую нимфам лань или птицу) – и всё, смельчак мог прощаться с друзьями и близкими, если только не успевал одуматься и любою ценой добиться прощения. Причём никто из соплеменников не стал бы его защищать. Ведь от нимф зависело благополучие всего живого на земле, и обиженная нимфа могла натворить немало бед, поразив весь род святотатца бесплодием и наслав на его угодья мор и неурожай. Особо прославилась огромная морская нимфа (нереида), Фетида, дочь Нерея и Дориды, по одному из мифов - дочь кентавра Хирона. «Нижняя часть её туловища мыслилась чешуйчатой, как у рыб». Фетида соглашалась выйти замуж только за того, кто одолеет ее в борьбе. Бог Гефест сообщил герою Пелею (отцу Ахилла) волю богов, по которой Пелей должен был жениться на Фетиде. Пелей пошел в тот грот, в котором часто отдыхала Фетида, выплывая из глубины моря. Спрятался в гроте Пелей и стал ждать. Вот поднялась из моря Фетида и вошла в грот. Бросился на нее Пелей и обхватил ее за талию своими могучими руками. Как ни старалась Фетида противостоять герою, ничего не помогало, даже фирменные уловки. Она принимала вид львицы, змеи, она превращалась в воду, но не выпускал ее Пелей. Побеждена была мощная Фетида, теперь она должна была стать женою Пелея. То, чего не удалось сделать нимфе Фетиде, с успехом совершила смертная спартанская женщина, Аталанта. Она сумела побороть богатыря-Пелея в борцовском поединке, проведенном по всем правилам единоборства, в присутствии судей.


Сатиры — в древнегреческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Об их происхождении рассказывает Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса. Были известны статуи сатира работы Праксителя и Фимила. По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом. В древненримской мифологии фавны (божество., подобное богу Пану) выступают аналогаит греческих сатиров.


Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры как и сатиры, часто соприкасались с нимфами. Так же как и у сатиров, эти взаимоотношения были непростыми. Нимфы могли разрешить кентаврам ласки, но только, если этого хотели они сами. Встретившись на лесной или горной тропинке либо у источника, кентавр и нимфа всегда улыбались друг другу и обменивались приветствиями и новостями. Иногда этим всё и кончалось, а иногда разговор перерастал в забавы и шалости. Слово за слово – и шутливые объятия переходили в горячие ласки. Распалённый любовью кентавр мог даже предложить нимфе или смертной девушке прокатиться на его спине, чего он обычно не позволял людям-мужчинам, ведь люди рассматривают позу всадника как позу владычества, в то время как кентавры, наоборот, рассматривают везомое на себе как законную добычу. Первое для них совершенно неприемлемо, а второе – даже почётно. Поэтому нимф (и вообще красивых женщин) молодые кентавры катали на себе довольно охотно, но терпеть не могли, когда кто-то пытался их оседлать по собственной прихоти. Такого наездника тотчас сбрасывали и могли немедленно растоптать. Однако, прежде чем принять предложение насчёт вечерней прогулки верхом, наезднице, будь то богиня или смертная, следовало крепко подумать, чем оно может для неё обернуться. Некоторые нимфы, вовсе не собиравшиеся отдаваться кентавру, спохватывались слишком поздно. Остановить мчащегося во весь опор кентавра или повернуть всю ситуацию вспять было так же невозможно, как прекратить извержение вулкана или укротить разбушевавшийся шторм.


Алекс Купидис
Август 2012г.


>> Арт

Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved