клуб

female

женских

single combat

единоборств

club



Есть женщины в русских селеньях!


Lillie Lefort. Wrestlers
Рисунок Лилли Лефорт. Фоновый рисунок Виталия Губарева


Беседа с графиком-любителем Лилли Лефорт


English version


Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!


Николай Некрасов. Мороз, Красный нос

Несколько материалов на сайте (рассказы "Они дрались как заправские мужики" и "Борьба из-за... ", статьи - "Движение и борьба в изобразительном искусстве", Часть 1 и Часть 2, "Народное единоборство. Европа" и "Борьба Глима") проиллюстрированы некоей Лилей, попросившей до поры до времени не упоминать ее имя. Теперь она готова раскрыться, и мы с удовольствием представляем здесь замечательную русскую женщину, графика-любителя Лилли Лефорт и ее работы.


Каким образом Вы стали рисовать? Учились ли Вы этому?

Должна сразу заявить, что я - не художник, никогда нигде этому не училась и, в сущности, рисовать не умею. Я просто делаю любительские наброски карандашом - другими художественными методами я не владею. На самом деле, я просто балуюсь рисованием - я рисую только для себя и для своих близких.

Спасибо, что вы теперь согласились показать свои работы и более широкому кругу людей. А что Вы нарисовали в первый раз?

Лилли Лефорт. Автопортрет
Лилли Лефорт. Автопортрет

Если не считать детской мазни, первый серьезный рисунок я сделала в одном из старших классов. В качестве подарка своей подруге я задумала исполнить ее карандашный портрет. Я тогда прибегла к хитрости: оставшись в классе после уроков, я поместила фотографию подруги в фотопроектор, спроектировала ее на лист бумаги и тщательно скопировала карандашом все линии и полутона на портрете (голову и плечи). Затем я сказала подруге, что хочу исполнить ее портрет - та удивилась, что я это ей предложила, но позировать согласилась. Я незаметно взяла приготовленный полуфабрикат и стала доводить рисунок до ума, стараясь передать все детали ее лица и светотени. Неожиданно я осознала, что портрет получился весьма похожим на оригинал (в то время как сходство первоначальной копии с оригиналом было относительным). Подруге портрет очень понравился, и после этого, окружающие стали просить их рисовать. Я уже не прибегала к хитростям, а просто рисовала натуру. Кстати, я не рисую мужчин - они у меня почему-то получаются гораздо хуже женщин.

Почему Вас привлекает такая своеобразная тема, как женские поединки?

Это очень длинная и давняя история. Чтобы вы поняли, почему я рисую женские поединки, я должна совершить экскурс в свое детство. Я родилась и выросла в отдаленном подмосковном селе, в котором, как и в любой советской сельской местности, значительно преобладали женщины - мужчины уезжали в города (большинство парней уезжали из села уже после восьмого класса, так что в старших классах были почти сплошь девочки). Почти все оставшиеся мужчины были горькими пьяницами и не принимались слишком всерьез - это был сугубо женский мир. Физически сильные, выносливые и беспредельно терпеливые русские женщины составляли основу плохо функционировавшего советского сельского хозяйства - на них в деревнях держалось все - они тяжело работали на полях и фермах, на приусадебных учасках, растили детей и содержали дом. Среди деревенских баб нередко попадались самородки - как в душевном так и в физическом смысле. Это о них писал Некрасов: "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Наша соседка, тетя Тоня, работавшая в совхозе дояркой, как раз и являлась таким самородком ("самородкой"). Это была добрейшая и умнейшая женщина, рано потерявшая мужа и растившая двух дочерей. Природа щедро наградила ее - обладая средним для женщины ростом, она была необыкновенно сильна и ловка (и при этом статна и красива - жаль оценить было некому). Когда мне было лет десять, мне довелось увидеть сценку, которую я не могу забыть до сих пор. Дело было утром в ясную пору поздней осени - тетя Тоня возвращалась со скотного с утренней дойки. На лугу, расположенном между селом и речкой, кучковались молодые девки и парни в телогрейках - всех учеников местной школы, начиная с 4-го класса, согнали на погрузку скирд сена. Старшеклассницы резвились, играли в салочки и громко визжали. Несмотря на усталость, тетя Тоня всегда сохраняла бодрость и неизменное чувство юмора - она походя осалила пробегавшую мимо девку и крикнула ей: "А ну догони меня!". А девка возьми и ляпни: "Тетя Тоня, а не стара ты, в салочки-то играть" (А тете Тоне было тогда не больше 35 лет). Тетя Тоня побежала за девкой, осалила ее и говорит: "А ну, давай поборемся, поглядим, кто тут молодуха, кто старуха!" Девка загоготала: "Ну теть Тонь, не стоит, намну я тебе бока!" А девка была здоровая, рослая, кровь с молоком, сущая кобыла. Вокруг возбужденно затихли. Тетя Тоня схватила девку за полы расстегнутой телогрейки, а та - ее за рукава. Не успели зрители приготовиться к зрелищу, как кобылка уже барахталась на спине и дрыгала ногами. А произошло вот что: тетя Тоня ловко дернула девку за полы телогрейки на себя и в сторону, слегка крутанула ее и как-бы перекинула ее через подставленное бедро, так что девка красиво приземлилась в аккурат на спину (тетя Тоня ее даже придержала, чтобы та сильно не ударилась). Я тогда ничего не знала про дзюдо и самбо, а когда спустя годы увидела, то сразу вспомнила Тонин бросок - чистейший прием дзюдо (сама тетя Тоня, разумеется, таких слов даже не слыхивала, просто природное чутье и сноровка помогли). Селяне и так очень уважали тетю Тоню, но тут она стала просто знаменитостью. Повалив девку, тетя Тоня сразу ушла домой, а оставшиеся стали живо обсуждать происшедшее, а несколько девок даже сошлись в шутливой борьбе. Интересно, что побежденная девка, над которой все стали смеяться, бросилась на дразнившего ее парня на год-два младше ее и быстро уложила его на лопатки - но, конечно, без Тониного изящества - просто навалилась на того своей тушей и припечатала к земле.

Как этот случай повлиял лично на Вас?

После этого случая у меня возник большой интерес к единоборствам, я хотела стать такой же ловкой и сильной как тетя Тоня. В то же утро у меня произошел первый в жизни "борцовский поединок" - мы с одноклассницей сначала попытались разучить Тонин прием - после нескольких попыток у нас это получилось. Потом мы с ней решили просто побороться, и, уже зная о таком приеме, не позволяли друг другу применить его. Боролись мы с ней упорно, и я все-таки сумела победить. Мне это ужасно понравилось, я тогда еще не испытывала тех неудобств, которые могут испытывать зрелые девушки и женщины, - грудь мне тогда не мешала, и я боролась в охотку, пользуясь каждым удобным случаем.

И каковы были Ваши успехи в этом деле?

Не поверите, я никогда не проигрывала в борьбе - ни девчонкам, ни мальчишкам. Но найти партнера для борьбы было нелегко, большинство девчонок способны только на визгливую возню, а мальчишки всегда боятся проиграть девчонке.

То есть даже парни не могли с Вами сладить?

Я не боролась с более сильными парнями, да и они не очень-то этого хотели. Но победить и младших парней для девушки - достижение.

А какая у Вас была комплекция?

Я - довольно высокая, я всегда обладала крупным ширококостным сложением, а тяжелая работа в детстве навсегда сделала меня физически сильной. Но и большинство девок и баб у нас в селе тоже были крепкие, хотя никто из них не боролся с таким энтузиазмом, как я.

А тетя Тоня еще с кем-нибудь боролась?

Вроде нет, никто бы и не посмел.

А почему Вы не занялись дзюдо, разве женское дзюдо не существовало в Союзе?

Тогда я не знала, что женщины занимаются каким-то видом спортивной борьбы, да и не было у нас в округе таких секций. Кроме того, некогда было - я помогала семье. Одно дело побороться в охотку, другое дело, тратить кучу времени на тренировки и соревнования. Да и вообще, для меня - это только забава, а не серьезное занятие.

А сейчас Вы иногда боретесь?

Нет, хотя мы с мужем иногда весело возимся, но это борьбой не назовешь. А с первым мужем мы один раз боролись по-настоящему, но это был неинтересный поединок, силы были, увы, слишком неравные.

Почему? И кто кого победил?

Дело в том, что он был американцем, и надо знать психологию американцев. Там женщины, в сущности, достигли полного равенства с мужчинами во всем, они получили даже больше, чем я бы им дала. И мужчины воспитаны так, что не очень-то благоговеют перед дамами. Мой тогдашний муж, увидев, что я в борьбе не новичок, принялся бороться со мной в полную силу. Сами понимаете, как он меня потрепал и помял - он был накачанный, и в теннис, и в гольф, и в тренажерном зале - через день. Кстати, сейчас вспомнила о том, что похвасталась своей непобедимостью в борьбе - но тут все-таки муж, с другим взрослым мужчиной я бы никогда не стала всерьез бороться. Но мне все-таки удалось ему посопротивляться и показать, что россиянок так просто не одолеешь. У нас зато есть одно существенное преимущество перед американками - проигрывать для нас тоже удовольствие, особенно крепкому мужчине.

Вернемся к Вашим рисункам. Чем все-таки Вас привлекают борющиеся женщины?

После эпизода с тетей Тоней, когда я сама попробовала бороться, я поняла, что борьба - занятие не только мужское, что женщины могут реально бороться и получать от этого удовольствие. А женская борьба - это красиво!

А почему борчихи на Ваших рисунках такие несовременные?

Во-первых, сюжеты с современными женскими спортивными единоборствами и кетфайтингом мне неинтересны - слишком много всего понаделано сейчас в этой области. Меня интересуют деревенские бабы и классические женщины.. А во-вторых... Тут надо опять вернуться к тете Тоне, рассказавшей мне о своей прабабке, которая в свои молодые годы славилась по всей округе силой и удалью. Согласно семейным преданиям, ее прабабка не только сноровисто боролась и укладывала противников обоего пола, но и бывало в Масленицу выходила на кулачки в мужицких стенках. Именно из тех преданий я узнала о том, что в старину бабы не просто иногда боролись, но при этом хватали противниц за одежду - видимо, прилюдное телесное соприкосновение (даже женщин с женщинами) не дозволялось строгими традициями. То есть, захваты за одежду стали применяться русскими бабами задолго до развития у нас дзюдо и изобретения самбо. Я живо представляла себе борьбу одетых в сто одежек баб, путавшихся в длиннополых одеяниях. Вот откуда пришли ко мне мои сюжеты. Я создала даже небольшой цикл "Предтечи самбо".

Почему же тогда такого рода женские поединки не нашли отражения в истории, в литературе, в живописи?

Я думала над этим. Возможно, это своего рода табу - женщины не дерутся, не борются, Это как русский мат - все его используют, но в старой литературе вы таких слов не встретите.

А женские драки Вам доводилось видеть?

К сожалению, да, несколько раз. Как-то серьезно подрались две дюжие доярки. Зрелые бабы в зимних варежках наотмашь лупили друг друга кулаками; бабы сильно раззадорились, и дело кончилось бы плохо, если бы их не разняли.

А Вы сами когда-нибудь дрались?

Нет, только боролась, но пару раз в детстве давала отпор задиристым мальчишкам, сбарывая их, и тем самым прилюдно позоря. Я - женщина солидная, и охотников драться со мной не находилось.

Расскажите о самом интересном Вашем поединке.

Ну, я давно не боролась, подробности позабылись. Но вот один эпизод я пожалуй, вспомню. Когда мне было около 18 лет, мне пришлось бороться с бабой существенно старше меня. Кстати, вы спрашивали, дралась ли я, так вот это вроде драки и было. В старину мужики из соседних деревень свирепо дрались между собой, а тут, за неимением мужиков, чуть женщины не передрались. Мне выпала "честь" отдуваться за наше село. В один из жарких летних дней мы с девчонками решили пойти искупаться в пруду возле соседней деревни (наша речка совсем тогда обмелела). Подошли мы к пруду, стали раздеваться, а тут понабежали молодые бабы из ближайшей деревни и гонят нас прочь - мол, "неча тут воду мутить, вся рыба уйдет". Наши девки давай им дерзить, слово за слово, дело явно к драке идет. Тут я решила спасти положение, вышла вперед и говорю: "Бабоньки, давайте решим все по-честному, кто из вас не струсит, выходи мериться силой со мной". Бабы поначалу смутились, немного пошушуклались. И вот направляется ко мне одна невысокая, но коренастая и дородная баба, видно самая у них старшая. Я уже предвкушала как я попрессую ее, ведь в борьбе я чувствовала себя как рыба в воде. Но баба - на меня с кулаками, а на кулачках я не умею - я постаралась увернуться от ее удара, но все же она чиркнула меня по щеке. В этот момент она и подставилась - ее телеса оказались прямо передо мной, и я свой шанс не упустила. Я схватила ее одной рукой за запястье, а другой - за верх сарафана и дернула ее на себя и вбок, как когда-то тетя Тоня ту девку, и опрокинула ее на спину. Пока она падала, одна бретелька на ее сарафане порвалась, и полуоголенной тетке уже было не до борьбы. Но я отпустила ее только тогда, когда посчитала, что она получила сполна - я прижала ее к земле и слегка порастрясла ее жиры, не обращая внимания на ее вопли. Когда я решила, что с нее хватит, я отпустила ее; она поднялась и с ругательствами удалилась, придерживая свой сарафан, а ее команда - гуртом за ней. Ну мы по-быстрому окунулисъ и дали деру, боялись, что пришлют подкрепление . Это был, пожалуй, единственный в моей практике мотивированный поединок с женщиной. Я всегда предпочитала бороться ради спортивного интереса, а не для разборок.

Но удовлетворение от этой победы Вы все-таки получили?

Удовлетворение от возни с потной жирной бабой?..

Какие виды спортивного единоборства Вам нравятся?

Борьба, особенно дзюдо и самбо (по причинам, изложенным выше).

А почему Вы рисуете только женщин?

Как я уже говорила, во-первых мужчины у меня получаются хуже, а во-вторых, если говорить конкретно о единоборстве, то я считаю, что женское единоборство гораздо зрелищнее мужского.

Находите ли Вы женскую борьбу сексуальной?

Да, но не более, чем любое другое физическое занятие женщин.

Кроме борющихся крестьянок, изображали ли Вы других единоборок?

Кроме серий рисунков "Удалые бабы" и "Предтечи самбо", у меня есть циклы "Удалые ню" и "Один-на-один".

Скажите пару слов про эти циклы.

Ну первые два - это борьба русских крестьянок (в наше время и в старину).Цикл "Удалые ню" начался с первой попытки использовать обнаженные фигуры из классических работ: ренуаровскую ню и фигуру дочери Лисиппа из картины Рубенса (там ее похищают вместе с сестрой). Я "заставила" этих двух дам из разных столетий сойтись в "кулачном бою". Это, в сущности, шарж, в котором сочетается несочетаемое. Затем я продолжила этот цикл - обнаженные женщины из различных классических полотен сходятся в единоборстве друг с другом. Например, дородные рубенсовские дамы. "Один-на-один" - различные эпизоды женских поединков, все, что не вошло в другие циклы.

Какой самый первый рисунок вы создали на эту тему?

Когда много лет после того случая с тетей Тоней я увидела по телевизору женские соревнования по дзюдо, мне захотелось изобразить тетю Тоню в виде дзюдоистки или самбистки в русской деревенском одеянии. Это был мой первый рисунок на тему женских единоборств (не очень, правда удачный), второй была ренуаровская красотка, нокаутирующая рубенсовскую.

Помимо борющихся женщин, каковы Ваши другие сюжеты?

Портреты женщин и наброски бытовых сценок.

Откуда Вы черпаете свои сюжеты?

Из своей фантазии, из жизни, из фотографий, из художественных работ.

Последний вопрос. Откуда у русской женщины, да еще родом из села, такие экзотическое имя и фамилия?

Все очень просто. Официально назвали меня Лидией, но родители и все остальные называли меня Лилей. Затем я вышла замуж за американца и навсегда покинула Россию. Но фамилия у меня по второму мужу. Больше о себе ничего не скажу.

Огромное спасибо за содержательную беседу.

Спасибо за внимание к моей персоне.

Лилли подготовила для нас также два других аналогичных материала - "Предтечи самбо" в разделе "История единоборств" и "Удалые крестьянки" в разделе "Рассказы".


Эксклюзив Клуба Женских Единоборств




>> Арт

Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved