клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Единоборки в старину

От Средних веков до XIX столетия


Ribera. Duel
Бой полинезиек во время посещения островов Джеймсом Куком. 18 век
Из коллекции Вернера Зоннтага

English version

Судебные поединки * Фехтование * Британский кулачный бой * Кулачные бои и борьба за приз * Ярмарочная борьба и борьба с добровольцами * Первые чемпионки по борьбе и боксу


Актриса, одетая в средневековые доспехи Актриса, одетая в средневековые доспехи

Практически нет никаких свидетельств существования единоборок в период после распада Римской империи (за исключением нескольких малодостоверных сведений о женщинах-фехтовальщицах и воительницах). На самом деле, вполне возможно, женщины участвовали в единоборствах, но с тех пор как Христианство распространялось по Европе, все письменные источники посвящались религиозным (а не светским) делам. Известно, однако, что среди древних варварских племен, из-за которых позже погиб Рим, царили свирепые нравы, и женщины-варварки участвовали в военных действиях плечом к плечу с мужчинами. Историк Тацит свидетельствует о том, что женщины в варварских племенах (прежде всего, в германских) участвовали в сражениях на переднем крае и даже вели мужчин в бой (как Боудикка). Как уже говорилось, римляне охотно брали крепко сложенных германских женщин для гладиаторских состязаний. Так что, можно предполагать, что женщины из тех варварских племен практиковались в единоборстве (с оружием или без него). Но это лишь предположение...

Что касается Средних Веков, то существует всего несколько упоминаний об участии женщин в физических упражнениях в течение той эпохи. Например, у древних викингов культивировался национальный вид борьбы "Глима" (борьба на поясах в специальных борцовских штанах), в которых участвовали и женщины. Этот вид борьбы популярен и поныне у исландских юношей и девушек. В те жестокие времена войн и рыцарский турниров существовал культ грубой силы, поэтому у женщин не было реальных возможностей заниматься физической культурой. В раннем и позднем средневековье существовали женщины-воительницы, участвовавшие в военных действиях, а также вооруженные дуэлянтки, которые, видимо, были умелыми фехтовальщицами (см. рисунок слева). Существуют предания о женщинах, даже участвовавших в рыцарских турнирах. О них, например, говорится в материале ""Они предпочитали честный бой сплетням и кривотолкам". Тем не менее, большинство подобных фактов не подходит под понятие "рукопашное единоборство". Когда в эпоху Возрождения стали ценится ловкость и утонченность, а не грубая сила, самым популярным видом спорта у аристократов стало фехтование. Если рассматривать спорт с эстетических позиций, то можно предположить, что женщины Возрождения (по крайней мере, аристократки) должны были быть желаемыми в спортивных занятиях, как грациозные и элегантные их участники. Но этого не происходило. Например, Джулиано де Медичи (согласно книге Кастильоне) так говорил о физических упражнениях женщин: "Чтобы моя дама была для меня приятна и желанна, я не хотел бы, чтобы она участвовала не только в грубых мужицких упражнениях, укрепляющих мышцы, но и даже в тех, которые специально предназначены для женщин. Я бы позволил ей немного попрактиковаться с нежной деликатностью, которая, как мы говорили, к лицу даме".

воительница судебный поединок Дама, опрокинувшая рыцаря Воительница с мечом

Средневековые картинки (слева направо): воительница (гравюра из рукописи 12 столетия); судебный поединок с форой в шестиугольник; "Дама, опрокинувшая рыцаря"; "Воительница с мечом".

Известно, что в Средние Века устраивались так называемые "судебные поединки", где тяжба решалась в единоборстве, и иногда на такие поединки женщины вызывали мужчин и даже побеждали их (см. иллюстрацию внизу). Такие вызовы, например, не являлись чем-то необычным в Германии и Швейцарии тринадцатого века, особенно в случаях изнасилований. Для того, чтобы уравнять шансы в "смешанных" судебных поединках, мужчину помещали в яму до пояса, в то время как женщине дозволялась свободно двигаться вокруг этой ямы. Обычным оружием были кожаные ремни, палки или камни размером с кулак, завернутые в ткань. Если во время такого поединка оружие участника или рука касались земли более трех раз, этот участник (или участница) объявлялись проигравшими. Проигравшим мужчинам отрубали голову, а проигравшая женщина лишалась правой руки.

Дамская дуэль
Литография "Дамская дуэль"

Бартелеми Приер. Борющиеся нимфы
Бартелеми Приер, Франция (1536-1611). Борющиеся нимфы

 Хурдтер. Борющиеся нимфы
Фердинандо Такка, Италия (1619-1686/90). "Борьба двух женщин", 1650-1690 .
Музей Уолтерса, Балтимор

 Хурдтер. Борющиеся нимфы
Иоганн Ульрих Хурдтер, Австрия. "Борющиеся нимфы", 17 век.
Исторический музей Вены

Известно, что в раннем и позднем средневековье существовали женщины-воительницы, участвовавшие в военных действиях, а также вооруженные дуэлянтки, многие из которых были умелыми фехтовальщицами (см. рисунок слева). Существуют предания о дамах-рыцарях, даже участвовавших в рыцарских турнирах. Тем не менее, большинство подобных фактов относится к мифологии и не совсем подходит под понятие "рукопашное единоборство".

В семнадцатом столетии занятия женщин физическими упражнениями стали распространяться по Европе и Северной Америке, сначала это были "гонки за блузу" ("smock races" - бег женщин в нижних сорочках за призы: блуза и баранья нога), а затем, крикет. У женщин, работавших в поле вместе с мужчинами и выполнявших ту же работу, были стимулы показать свою силу в поднятии и переноске тяжестей, в метании (и, возможно, в борьбе). Существует, правда, мало свидетельств соревнований женщин в силе до восемнадцатого столетия. Тем не менее, некоторый интерес к такого рода деятельности в те далекие времена все-таки был. Например, скульпторы 16-17 веков Бартелеми Приер и Ульрих Хурдтер создали аналогичные скульптуры "Борьба нимф".

Неожиданно, в восемнадцатом столетии, "деликатные создания", которых держали подальше от любых реальных физических упражнений, ворвались в самый мужской и жестокий спорт – кулачный бой в форме раннего бокса на голых кулаках, который был организован как спорт и представление знаменитым мастером кулачного боя, английским богатырем Джеймсом Фиггом, основавшим в 1714 году "Академию бокса" в Лондоне. В этой академии он учил кулачному искусству и организовывал боксерские поединки, которые посещали представители высших сословий, в том числе, король Карл II. Поначалу существовало очень мало правил бокса: бой заканчивался при капитуляции, помимо ударов кулаками допускались лягания ногами и борцовские захваты. Бои представляли собой весьма жестокое и кровавое зрелище. Женский бокс стал распространяться в Англии одновременно с мужским, хотя и не на знаменитых аренах - женские бои организовывались, главным образом, как борьба за приз. В дополнение к приемам, применявшимся боксерами-мужчинами, женщины использовали зубы, ногти и тягание за волосы. Лондонцы первыми стали наслаждаться женской физической доблестью, намного менее пасторальной, чем изображенная знаменитыми художниками борьба спартанских девушек.

Удивительно, что большинство свидетельств женскогих единоборств в период XVII - ХIХ веков относилось к боксу. Так что, те ностальгические сожаления об идиллической борьбе спартанских девушек стали звучать неуместно во времена, когда женщины свирепо дрались на кулаках. Ссылки на женщин - кулачных бойцов попадаются с удивительной частотой. Источники (в основном, газеты и записки путешественников) мало что говорят о промоутерах тех боев, но все они, предположительно, были мужчинами - маловероятно, что в таких делах считались с мнением женщин. Женщины, которые участвовали в боях, почти наверняка принадлежали к беднейшим слоям общества и, к тому же, имели репутацию "легкого поведения". Им практически нечего было терять во всех смыслах, и такого рода бои рассматривались как занятие деградировавших женщин, подобно забегам проституток в эпоху Средних Веков и Возрождения. Тем не менее, женщины-боксеры испытывали и гордость за свою доблесть, а не только стыд за свое низкое положение, в которое их поместили.

С давних времен, самыми драчливыми женщинами считались проститутки, которые без колебаний дрались друг с другом - за клиентов или за денежные призы. Когда немецкий путешественник Захарий Конрад фон Уффенбах посетил Лондон в 1710 году, он присутствовал на боксерском поединке, где сидевшая рядом зрительница рассказала ему, что "тоже дралась в том же месте с другой женщиной, причем, по ее словам, бой шел без перерывов и остановок. Они обе дрались упорно и обе были в крови, что наверное, представляло собой зрелище, не новое для Англии". Если даже это зрелище и было тогда новым, оно очень скоро стало привычным. "Лондонский журнал" за 22 июня 1722 года упоминает о бое между "двумя особами женского пола", которые "в течение долгого времени доблестно сражались к немалому удовольствию зрителей". После этого описания было помещено следующее объявление: "Я, Элизабет Вилкинсон из Клеркенвелла, имевшая разговор с Ханной Хайфилд, требую сатисфакции и приглашаю ее встретиться со мной, чтобы боксировать на спор в три гинеи; каждая из нас должна держать в руке полкроны, и проигравшей будет считаться та, которая первой уронит монету на пол". Вскоре после этого был помещен ответ:

Поль Баллурьян. Дуэль проституток
Поль Баллурьян. "Дуэль проституток"
Коллекция Зоннтага

"Я, Ханна Хайфилд, из Ньюгейт-Маркета, узнала о решимости Элизабет Вилкинсон, и я не сробею, даст Бог, надавать ей больше оплеух, чем слов, хороших домашних оплеух. Я не жду от нее никаких поблажек: она должна приготовиться к хорошей трепке!" Надо полагать, нашлась бы куча желающих посмотреть как Элизабет и Ханна мутузят друг друга, но женщинам угрожала тюрьма, если бы они упорствовали в желании драться на публике за приз. Возможно, их поединок являлся первым подпольным боксерским матчем. Спустя несколько лет Марта Джонс, продавщица рыбы с Биллингсгейта, вызвала Вилкинсон на бой. В ответе Марте Элизабет утверждала, что победила Хайфелд, заявив: "Я побила корзинщицу из Ньюгейт-Маркета". Кроме того, она объявила себя "чемпионкой города". Бой состоялся в "Марибон Филдс", в котором снова победила Вилкинсон. К 1728 году Элизабет Вилкинсон уже была замужем за неким Стоксом, который владел боксерским павильоном на Айлингтон Роуд в Лондоне и являлся конкурентом Джеймса Фигга. Элизабет Стокс называла себя "европейской чемпионкой". Затем ее вызвала на поединок Энн Филд, погонщица ослов из Стоук Ньюингтона. Поединок должен был состояться в павильоне Стокса на Айлингтон Роуд. Почувствовать дух того времени можно, прочитав в газетте "Дейли Пост" от 7 октября 1728 года как эти две женщины пикировались друг с другом. "Энн Филд из Стоук Ньюингтона, погонщица ослов, объявляет, что готова выйти против европейской чемпионки, Элизабет Вилкинсон". "Чемпионка" была более чем. готова выйти на ринг: "Я, Элизабет Стокс, жительница Лондона, не дралась с момента… 9-минутного боя с пресловутой женщиной из Биллингсгейта, в котором я добилась абсолютной победы, это было 6 лет назад. Но поскольку пресловутая погонщица ослов Стоук Ньюингтон посмела вызвать меня на бой за 10 фунтов, я заверяю ее, что я не упущу случая сразиться с ней за эту сумму. И нет сомнений, что оплеухи, которые я ей надаю, будут поувесистее, чем те, что она раздает своим ослам". И вновь грозная Элизабет победила.

Борьба за приз на лондонской улице, 18 столетие
Борьба за приз на лондонской улице, 18 столетие.

"Дамы решили выяснить, кто сильнее в поединке по правилам "призовой арены", они разделись до пояса, прибрали волосы и стали свирепо драться перед возбужденной толпой, собравшейся вокруг бойцов и подбадривающей их. Забыв о правилах "призового ринга", они вцепились друг в друга буквально зубами и ногтями".

Бои за приз в те времена стали легальными на рингах Лондона, и они несомненно отличались от традиционных поединков с холодным оружием (со шпагой или рапирой) тем, что в них необходимо было проявлять мужество в непосредственном кулачном бою. Тони Ги, исследуя раннюю историю кулачного боя за приз, обнаружил, что в 1720х годах Элизабет Стокс являла собол редкий пример бойца, способного драться на обеих аренах, в равной степени успешно, с оружием и на кулаках. Он писал следующее: "Вопреки распространменному представлению, от бойцов никогда не требовалось, чтобы они выступали в обеих дисциплинах, хотя случалось, что боксерский поединок бывал вторым номером после боя с оружием. Элизабет Стокс первоначально участвовала в единоборствах "двое на двое", в которых она время от времени дралась на пару со своим мужем против других пар. Тем не менее, в таких "смешанных" поединках женщинам дозволялось драться только друг с другом и никогда - с мужчинами. Однако, независимо от того, дралась ли она один на один или в паре, Элизабет Стокс всегда объявляла о своих кулачных поединках как об индивидуальных". Мало кто сомневается, что в XVIII и XIX столетиях женщины боксировали за приз, однако такие бои редко протоколировались и не воспринимались серьезно комментаторами того времени, а поздее - историками.

Один из предстоящих женских боев рекламировался с помпой, напоминающей преувеличения, характерные для 20 века: "Такого боя не было уже двадцать лет, эти две героини смелы и сильны как античные амазонки. Зрителей ожидает обилие удовольствия и удовлетворения от борьбы этих женщин-бойцов". В книге "Путешествие авантюриста" Мартина Ногу, опубликованной в 1728 году, сообщается о бое двух женщин, "раздетых до пояса". Джеймс Пеллер Малколм в своем сборнике "Манеры и традиции Лондона" собрал большое количество упоминаний о кулачных бойцах женского пола, выступавших в двух традиционных местах в Лондоне, где проводились различные единоборства - в "Хоккее на яме" и в "Амфитеатре" Джеймса Фигга (где забавляла толпу "Иберийская героиня").

Женский кулачный бой
Женский кулачный бой без перчаток.

"В 1768 году в "Амфитеатре" женщина-боец по кличке "Пег-синяк", одетая в белые чулки и в голландские панталоны, метелила всех своих соперниц, к удовольствию нескольких сотен зрителей. В августе 1792 года, в Челмсфорде, дрались две женщины, в то время как их мужья были секундантами. "Раздетые, без головных уборов, с тщательно прибранными волосами, они сошлись и 45 минут дрались самым отчаянным образом. Когда одна из участниц боя уже была избита так, что надо было опасаться за ее жизнь, ее муж был настолько жесткосерд, что требовал от нее продолжать бой. Однако после вмешательства зрителей женщин растащили". В апреле 1795 года два самых знаменитых кулачных бойца того времени, Мендоза и Джексон, были секундантами поединка, состоявшегося на "Новой дороге" в Лондоне между некой Мэри Энн Филдинг и "еврейкой с улицы Вентворт". Поединок, продолжавшийся 80 (!) минут завершился победой Филдинг. За это время было зафиксировано 70 (!) нокдаунов, а приз составил 11 гиней.

А вот как описывали жестокий бой между двумя женщинами, происходивший в 1794 году: "В течение двух часов (!) накал борьбы не ослабевал, до тех пор, пока старшая соперница почти перестала видеть поле боя - ее левый глаз закрылся в результате опухания верхнего и нижнего век, а правый заплыл и кровоточил; бой продолжался еще более 40 минут… на телах бойцов уже не было места даже размером с пенни, на котором не видны были бы явные следы свирепой драки. Их груди сильно увеличились, но, тем не менее, они не переставали наносить удары по этим чувствительным тканям, не обращая внимание на вопли соперниц, извергавшиеся при каждом успешном ударе. Все это безусловно вызывало наслаждение у зрителей, а каждый ободряющий выкрик заставлял женщин усиливать натиск".


Плакат из Полицейской газеты
Плакат из "Полицейской газеты", 19 столетие

Свидетельства о женщинах-боксерах приведены в книге "Знаменитые бои", опубликованной в 1803 году. В ней автор описывает случай, происшедший в самом начале девятнадцатого века рядом с лондонской "Короной" на Кренбурн аллее. "Корона" принадлежала "Великолепному" Джо Банксу, известномув те времена домовладельцу и близкому другу братства кулачных бойцов. Протагонистки, Эми Рассел и Джули Пайн описаны как дамы, в равной степени хорошо известные жителям Сент-Джилса и полиции. Во время ссоры дамы решили выяснить отношения по правилам призового ринга, с Великолепным Джо в качестве рефери. "Затем две амазонки разделись до пояса, прибрали волосы, выбрали секундантов своего пола и попросили Джо судить поединок. В течение двадцати минут они яростно дрались посредине толпы, подбадривающей их. Раз или два они слишком увлекались, забыв правила призового ринга и рвали друг друга в буквальном смысле зубами и ногтями, но Джо вмешивался и, хотя эти две самки (мы не можем назвать их женщинами) не выходили из состояния озверения, они сдерживали свои естественные наклонности рвать и терзать и бились как мужчины, нанося друг другу удары кулаками, пока кровь не потекла потоками, заливая их лица и груди".

Вильям Хикки, хоггартовский повеса, увлекался жизнью низов восемнадцатого столетия и написал мемуары, в которых, среди прочего, приведено живое описание свирепой драки на Друри Лейн в Лондоне. "В зале стоял оглушительный гвалт, мужчины и женщины хаотически перешагивали через стулья, столы и скамейки, чтобы посмотреть своего рода разборку, происходившую на полу. Две дьяволицы в странном образе людей сошлись в драке, царапаясь и боксируя. Их лица были полностью залиты кровью, груди обнажены, а платья разорваны. В течение нескольких минут никто не встревал в драку, никто не волновался о том, что может с ними приключиться, и поединок шел к жестокой развязке". Этот поединок мог быть обычной дракой в баре, однако "Лондон Таймс" продолжал публиковать сообщения о регулярных женских боксерских матчах, проводившихся по тем же правилам, что и мужские. Но тон подобных репортажей стал меняться в начале девятнадцатого столетия, когда кулачный бой стал казаться шокирующим для чувствительности среднего класса. Когда Бетти Дайсон, продавщица килек встретилась с другой рыночной торговкой, Мери Махони, "Таймс" (от 24 марта 1807) комментировал это так: "Амазонки дрались в течение более 40 минут и были обезображены от полученных ими тяжелых ударов.

Леди Берримор
Чарльз Уильямс. Боксерша-баронесса, 1819.
На гравюре изображена модно одетая дама в боксерской позе. Это портрет реальной боксерши, леди Берримор, муж которой Эрл Берримор Седьмой также был боксером-любителем.

Это было самое отвратительное зрелище". "Спортивный журнал" за декабрь 1811 помещает репортаж, озаглавленный "Бокс амазонок". Две женщины, Молли Флауер и Ненни Гент дрались, чтобы разрешить семейный конфликт – приз составлял стоимость одной пинты джина и новой шали. После 20-минутной борьбы Флауер победила. Схватка произвела на автора большое впечатление: "Обе женщины умело боксировали, нанося и выдерживая удары в голову более сильные, чем второсортные кулачные бойцы. В двенадцатом раунде Ненни сталo немного шатать и она капитулировала в следующем раунде, сбитая с ног ловким ударом Молли". Другой поединок состоялся в 1822 году, за 15 лет до восхождения Виктории на трон, которое впоследствии приведет к кардинальным изменениям в английских нравах. В поединке сошлись Марта Фларти и Пег Кари. Как это нередко случалось в подобных случаях, промоутеры схватки рассчитывали привлечь и возбудить публику враждой между англичанами и ирландцами. Социальный статус обеих участниц был очевиден: они дрались за приз в восемнадцать фунтов. Они начали бой в полшестого утра, чтобы они сами и зрители успели на работу. Фларти перед выходом на ринг хватанула полпинты джина. Возможно джин притупляет боль от получаемых ударов. Несмотря на серьезные травмы, она сумела победить.

Тренировка боксеров в Лондоне
Boxing training in London in 1885
Тренировка боксерш в Лондоне в 1880е годы

В действительности, бои на голых кулаках являлись широко распространенным развлечением в Британии. Доступ к участию в "Призовом Ринге" был открыт для представителей всех слоев общества и обоих полов, хотя доля тех, кто дрался, чтобы заработать на жизнь, далеко превышала долю любителей драться из спортивного интереса (особенно это относилось к женщинам). Многие кулачные бои организовывались для выясненния отношений между двумя людьми - большинство таких людей принадлежало к рабочему классу, и иногда среди них были и женщины. Дерущиеся женщины часто проявляли большую свирепость, чем мужчины - они часто сдирали друг с друга одежды, царапали и били друг друга до тех пока не оказывались полностью залитыми кровью. Начиная с первой половины ХVIII столетия (когда появились первые достоверные упоминания о женском кулачном бое и боксе до Викторианской эпохи женских кулачный бой за приз был очень популярен среди низов Британских островов. Ирландские женщины-бойцы считались самыми крутыми – количество упоминаний об ирландках на призовых рингах весьма значительно. Некий Джеймс Браун писал так о "Новом театре Фигга": "там дрались петухи, быки и ирландки".

Как уже говорилось, этот старинный бокс, на самом деле, был ближе к кикбоксингу с элементами борьбы, чем к современному боксу. В соответствии с тогдашними правилами, женщинам дозволялось наносить удары кулаками, использовать стопы и колени для ударов в любую часть тела. Они также могли терзать, царапать и бросать друг друга. Следствием этого были серьезные ранения одной или обеих участниц. В те времена боксерские матчи были кровавыми, и кулачные бои среди женщин из рабочего сословия велись без перчаток и "до конца". Эти женщины видимо были ближе к "природе", жестче и свирепее, чем деликатные и покорные викторианские дамы. Иногда боксерши выступали обнаженными до пояса. Образ кровожадной, агрессивной, потной, окровавленной (и часто гологрудой) женщины выражал волнующее животное начало и страсть, редко встречавшиеся у сексуально скованных викторианских женщин. Этот образ щекотал чувства мужской аудитории, но, в то же время, решительно опровергал устоявшееся мнение о женском поле как о пассивном, мягком и слабом.

В середине ХIХ века женские поединки за приз происходили по обе стороны Атлантики. Из-за относительно небольшого количества женщин-участниц, женщины бывало выходили против мужчин, и иногда их побеждали. Но чаще женщины получали серьезные травмы, по крайней мере одна – смертельную. При сильных повреждениях швы накладывались на месте, чтобы бой мог быть продолжен, даже со сломанными носами и челюстями, выбитыми зубами и подбитыми глазами.

Эти дикие и зверские кулачные бои до капитуляции стали жестко регулироваться после того, как в 1867 году маркиз Куинберри ввел новые правила бокса, основанные на идеях Грема Чамберса. Важнейшим новшеством было обязательное ношение боксерский перчаток. Были определены многие параметры боксерского поедика: размеры ринга, вес перчаток, счет до десяти для фиксации нокаута, три минуты на каждый раунд и минута – на перерыв. Правила Чамберса-Куинсберри сделали боксерские бои короче и гуманнее.

Трудно сказать, что в таких поединках привлекало зрителей мужского и женского пола. Так же, как и в случае "гонок за блузу" (smock races), невозможно отделить мужской и женский воеризм от страсти к азартным спорам, восхищения смелостью или просто удовольствия от пребывания в толпе.


Роден. Яростные женщины
Роден. Яростные женщины

Аристид Майоль. Борьба обнаженных
Аристид Майоль "Борьба обнаженных"

Женщины сражались не только на кулаках, но и на клинках, первая достоверная информация об этом относится к XVIII веку. В 1725 году Цезарь де Сауссуре комментировал фехтовальный поединок между англичанкой и ирландкой, возможно, это тот же поединок, который описан в "Журнале Миста" от 20 ноября 1727 года. Фехтовальщицы, однако, встречались гораздо реже боксерш. Тут следует упомянуть Аду Менкен, родившуюся в США в 1835 году. Она была одной из самых известных силачек. Несмотря на то, что она не была, строго говоря, спортсменкой, за ней пошли другие женщины, которые ими стали. Среди них выделяется Этта Хаттан, которая приняла сценическое имя Ягуарина, и была названа "Идеальной амазонкой эпохи". Начиная с 1884, когда ей было двадцать, и до конца столетия Ягуарина вызывала смельчаков на конный поединок на мечах и победила большое число мужчин. Когда она одолела сержанта Оуэна Дэвиса в 1897 году, оскорбленный чемпион военного гарнизона Сан Франциско стал нападать на несчастного рефери и угрожать ему. Он был не первым и не последним мужчиной, считавшим недопустимым проигрывать женщине.

Историки отмечают, насколько женское бессилие восхищало викторианскую буржуазию в период ее расцвета. Тем не менее, все сходятся в том, что физическая хрупкость никогда не ценилась в низших слоях общества, ни среди мужчин, ни среди женщин. В Англии и в Америке ирландские женщины тяжело трудились на домашнем и фабричном поприщах. Чернокожие женщины, в равной степени рабы и свободные, выполняли тяжелые сельскохозяйственные работы, аналогично тому, что европейские крестьянки делали столетиями. Гордость за свою физическую силу, несомненно, возникала не у одной из работниц, и не только как протест против мнения о женской природной слабости, но и как соревнование в силе и ловкости с другими, включая единоборства, точно так же, как было у мужчин. Редактор журнала "Физическая культура" Бернарр МакФадден заявил в июне 1899 года, что "не существует красавиц без хорошо развитых мускулов".

Шам. Борцы из Руана в 1868 году
Анри Шам."Борцы из Руана в 1868 году"

Британские кулачные бойчихи, обнаженные и необнаженные, удивляли французских визитеров, хотя женское единоборство было также известно и во Франции. Бретонская баллада семнадцатого века повествует об истории крестьянской девушки, которая вызвала знатного юношу на борцовский поединок и поборола его (и завоевала его сердце). В течение девятнадцатого века во Франции женщины из низших сословий боролись и боксировали в цирках, мюзик-холлах и на ярмарках. Если в восемнадцатом веке основные площадки, где проходили женские кулачные бои, находились в Лондоне, то в 1872 году боксерша Лидия Харрис уже поехала из Лондона в Париж, чтобы драться на местных рингах, где одна из ее соперниц получила значительные повреждения от ее мощных ударов, так, что Лидию потащили в полицию. Около сорока лет спустя, в 1914 году, Френсис Карко рассказал в своем романе "Иисус из Кале", как эксплуатировали боксерш в знаменитом "Мулен-Руж", где Анри Тулуз-Лотрек однажды рисовал свою возлюбленную Жин Аврил.

Борьба на Елисейском Монмартре в 1889 году
Кутюрье. Борьба на Елисей-Монмартре в 1889 году (из коллекции Зоннтага)

Вдохновленные зрелищем женского единоборства художники и скульпторы (в особенности, французские) охотно изображали сцены женской борьбы. Амади Шарль Анри Шам, граф Нуа опубликовал в 1848 году карикатуру в стиле Домье (слева), на которой двое пышных женщин-борцов толкают и дергают друг друга перед толпой усмехающихся мужчин (слева). Через 20 лет после этого некто Кутюрье, один из нескольких художников того времени, носивших это имя, посетил Елиси-Монмартр и сделал зарисовку двух гологрудых молодых женщин-борцов. Еще один малоизвестный художник, Анри Габриель Ибельс создал в 1895 году работу "Борицы", изобразив двух борющихся женщин. Пять лет спустя, молодой человек, который впоследствии станет один из самых знаменитых скульпторов, Аристид Майоль, создал бронзовую статуэтку "Обнаженные борицы". Эммануэль Круазе выставил в 1903 году картину "Юные девушки Спарты", на которой не менее трех пар девушек-подростков борются друг с другом на фоне классического лесистого пейзажа.

Романист Франц Ришель в 1899 году опубликовал в спортивном журнале "Велосипед" словестное описание схватки женщин-борцов в "Новом концертном зале". Хотя он сам признался, что поначалу скептически относился к этому представлению, его мнение быстро изменилось. "Гибкие и по-кошачьи грациозные, эти женщины-борцы сочетали жестокость приемов с изяществом движений… что услаждало и восхищало". Атмосфера такого поединка хорошо передана в живом рассказе журналиста Макса Витербо. В 1903 году он вспоминал свое посещение кабачка на Рю Монмартр.

Вебер. Борьба обнаженных
Жан Вебер. Борьба обнаженных
(из коллекции Зоннтага)

Хотя для успокоения ожидающей толпы звучала музыка, "зал гудит от нетерпения. Спертый дух пота и несвежего воздуха ударяет вам в ноздри. В этом перегретом зале зрители раскраснелись от жары. Дым щиплет горло, а в уши несется брань… но вот сальные огоньки загорелись в глазах почтенных джентльменов, когда две разьяренные женщины бросились друг на друга как современные вакханки – волосы развеваются, груди обнажены, непристойности слетают с пенящихся губ. Старинная борьба топлесс Все вопят, апплодируют, топают ногами". Даже ссылка на классических вакханок не возвышает тона повествования. В действительности дерущиеся женщины часто стремились сорвать одежду друг с друга, что считалось признаком победы. Французский Романист Эмиль Золя в романе "Ассомуар" описывает драку двух прачек, которая завершилась, когда одна из них сумела оголить ягодицы противницы.

Если англичане считали, что должны ехать в Париж, чтобы наблюдать подобные зрелища, то они ошибались. В английской провинции женщины тоже часто боролись в амбарах или в задних помещениях за пару монет. По крайней мере, одна такая схватка запечатлена на рисунке французского художника Жана Вебера (справа), на котором две голые женщины борются перед публикой, состоящей в основном из женщин.

Очень популярным видом представления на европейских рынках и ярмарках была борьба. Иногда в борцовских поединках участвовали и женщины (против женщин, а чаще – против мужчин). На фотографии 1905 года с ярмарки в Нолли толпа мужчин и женщин собралась вокруг уличной сцены и наблюдают за группой борцов. На сцене, на заднем плане, почти незаметная, стоит женщина и грозно смотрит, ожидая вызова. На самом деле, цирковая борьба, получившая широчайшее распространение в начале 20 века, родилась из ярмарочной борьбы.

Кульминация поясной борьбы Очень распространены были на ярмарках вызовы добровольцев на борьбу с нанятыми борцами или с борцами из труппы (чаще всего, за приз). Готовы к борьбе На двух картинках немецкого художника Генриха Цилле изображены женщины-борцы, бросившие вызов мужчинам-добровольцам. На карикатуре слева показан момент, когда самоуверенный высокий мужчина вышел на сцену дла поясной борьбы с полной женщиной за приз 100 марок. Поскольку эта сумма по тем временам огромная, надо полагать, хозяева знали, на что идут. Они вряд ли решились бы рисковать такой суммой, если бы не были уверены в победе свей крупной дамы (или знали, что поединок будет происходить понарошку). На другом рисунке Цилле (справа) изображен кульминационный момент такой поясной борьбы в павильоне, когда энергичный мужчина (по одежде видно, что он вышел из публики) через мгновенье бросит свою соперницу. На карикатуре справа ведущий объявляет: "Сейчас этот молодой человек будет бороться с дамой! Борррьба! Борррьба!".

Вообще, вызов добровольцев для борьбы (реже - для кулачного боя) с нанятым борцом, в особенности, с женщиной, был кульминацией многих ярмарочных представлений. Чтобы гарантировать победу своим борцам и чтобы женщинам-борцам не пришлось бороться с сильными мужчинами, вызовы часто делались от имени группы борцов, среди которых были женщины (их рекламировали особо). Если доброволец находился, распорядители сами решали, кого против него выставить. Если доброволец оказывался женщиной, у нее было мало шансов против опытных и сильных ярмарочных бориц. Тертые организаторы ярмарочных представлений безошибочно идентифицировали слабых и неопытных мужчин и выставляли против них своих женщин. Если женщине удавалось победить мужчину, радости публики не было конца, представление получало большую известность, а промоутеры - большие доходы.

Дадли Сарджент, один из самых влиятельных руководителей физического воспитания в США в XIX веке в высшей степени не одобрял женские бокс и борьбу. Но означало ли это, что в Америке женщины боксировали и боролись, как это делали женщины в Великобритании и Франции? Мягко говоря, нет. Еще в 1793 году "Дамский журнал" насмехался над стремлением американских женщин к большему равенству: "Мадамы Хемфри и Мендоза" (два самых знаменитых кулачных бойца того времени), а один из авторов журназа "ДеБоу Ревью" саркастически спрашивал, "Готовы ли дамы участвовать в боксерском поединке?". Дамы не были готовы, а вот американки из низших классов вряд ли представляли из себя экземпляры сдержанного изящества. В трущобах Нью-Йорка женщины "буквально налетали друг на друга, обычно с голыми кулаками, дубасили друг друга и царапались, срывая с противниц одежды". В таких случаях, тут же появлялись зрители. Очень скоро анрепренеры осознали, что зевак можно с выгодой привлекать зрелищем женской кулачной борьбы так же, как всякими диковинами из "Музее Барнума". 16 марта 1876 года возбужденная толпа собралась в "Театре Хилла" в Нью-Йорке (известная арена кулачных боев), чтобы посмотреть как Нелл Сондерс боксирует с Роуз Харланд. Сондерс победила и завоевала приз - серебрянную чашу (рисунок слева).

Чествование Нелл Сондерс
Чествование Нелл Сондерс
Сандерс получает приз, в то время как нокаутированная Роуз Харланд не приходит в себя

В "Воспоминаниях старого Нью-Йоркца" (1932г.) Фредерик ван Вик вспоминал эпизод своей юности, когда он вырвался из родительского дома, чтобы "провести ночь с неким г. Норрисом в его развлекательном заведении". Развлечения г. Норриса, который владел платной конюшней, включали в себя боксерский топлесс поединок между двумя женщинами. Вообще-то, существует очень мало упоминаний о полуобнаженном женском единоборстве в Америке и так же мало возвышенных ссылок на античность. Никаких "современных вакханок" на американском ринге не было!. :)

На самом деле, реальная история женского бокса и женской борьбы в Америке началась в 1877 году, когда редакор “Полицейской Газеты" (Police Gazette) Ричард Фокс начал серьезно освещать спорт. Существенный процент спортивных сообщений газеты в конце 19 века был посвящен женщинам-профессионалам, которые зарабатывали на жизнь, выступая в салонах и водевильных театрах в таких “мужских" видах как бокс, борьба и поднятие тяжестей.

Реклама в Полицейской газете
Реклама Нью-Йоркского спортивного зала
в "Полицейской газете", 1879г.

Эти женщины не были просто артистками, развлекающими публику, что видно из первого репортажа газеты о женском боксе: “Нос мисс Бурке кровоточил, пачкая ее лицо, а на ее левой челюсти и на лбу были видны отметины тяжелых ударов ее соперницы… Внешний вид мисс Уэллс тоже свидетельствовал о том, что ее хорошо обработали: ее губа кровоточила, а нос также был поврежден". В других репортажах “Газеты" отмечалось, что женщины-боксеры регулярно тренируются в условиях строгой дисциплины для отработки техники кулачного боя и для улучшения физической формы. Например, Анна Льюис, одна из самых знаменитых боксерш 1880х годов, наняла тренера-мужчину и тренировалась с гантелями, булавами и мешками с песком для накачивания силы и усиления мощи удара. Профессиональные силачки, такие как Минерва (Джосефина Блатт), регулярно проводили между собой публичные состязания в физической силе и ловкости, на которых они старались установить новые рекорды в поднятии тяжестей.

Так же, как и в случае спортсменов-мужчин, "Полицейская Газета" не только давала репортажи о женском спорте, но и содействовала в проведении соревнований среди женщин, помещая вызовы на поединки в колонке "Новости кулачного спорта" и даже присуждала победительницам чемпионские пояса. Например, Минерва завоевывала чемпионский пояс и дорогой кубок за выдающиеся достижения в спорте. Неясно, правда, за победу в каком состязании она их получила. Другая информация об этом - в статье "Наследие силы" тоже не уточнает, за что именно она получила эти призы: "В 1893 году Минерва получила общенациональную известность после ее победы над другой профессиональной силачкой, ‘Викториной’, а почетный пояс, подаренный ‘Полицейской газетой’ утвердил ее как ‘сильнейшую женщину мира’ ". . Поскольку это сообщение было помещено в колонке "Новости кулачного спорта" (в которой также освещалась и борьба), есть основание считать, что наряду с соревнованиями в силе, Минерва также участвовали в поединке по борьбе или по боксу. К 1891 году "Полицейская Газета" была готова спонсировать "Матч на звание жемпионки мира по борьбе". Первыми на борцовский поединок, организованный в зале "Оуни Бастилл" вышли мисс Элис Вилльямс и мисс Сади Морган, коротко постриженные (для предотвращения тягание за волосы) и одетые в трико (фото слева). На правом рисунке помещено объявление "Полицейской газеты" за 22 ноября 1879 года.

Нет никаких сомнений, что Ричард Фокс и его "Национальная Полицейская Газета" внесли огромный вклад в развитие профессионального женского бокса, борьбы и тяжелой атлетики в 1880е – 1890е годы. Однако многие представители высшего викторианского света считали такие занятия неженственными и даже унижающими достоинство женщины, хотя эти женщины-атлеты выглядели вполне компетентно, профессионально, и по многим показателям не уступали их коллегам-мужчинам. Боксерша Когда обсуждаются эти спортсменки, очень важно не упустить из виду, насколько мало, на самом деле, у них было возможностей в выборе профессии. В таких местах, как салон "Харры Хилла", боксерши зарабатывали до двадцати – двадцати пяти долларов в неделю. Можно себе представить, какой мощный стимул был у женщин, чьи возможности трудоустройства ограничивались фабрикой или проституцией. Более того, эти женщины понимали, что, если они сумеют добиться больших успехов на этом поприще (каких добилась Минерва), они смогут зарабатывать даже больше, бросая вызов традиционным идеалам женственности той викторианской эпохи.

Тренировка боксеров В начале 1890х годов состоялось боксерское представление "Чемпионка мира" или "Аттракцион: дамский бокс". Воспитанница Фокса, Анна Льюис (58кг) организовала первый в истории боксерский поединок за звание "чемпионки мира" (Анна родилась в Вашингтоне около 1860г.). Она вызвала на поединок за это звание любую женщину. Первой доброволкой стала Хетти Стюарт, которая вышла на бой против Анны и 14 апреля 1884 года победила ее, став первой известной "чемпионкой мира" по боксу. Она родилась в Норфолке, штат Виргиния (США). Она участвовала в огромном количестве боксерских поединков в театрах и варьете по всей Америке и сохраняла чемпионский титул в течение трех лет. Например, 9 марта 1892 года, объявлленная как "дама-чемпионка в кулачном бое", она победила свою соперницу, Мебел Хетфилд в трехраундовом бою в театре Норфолка. Позже, 29 августа 1887 года в Спокане, штат Вашингтон, она потерпела поражение от 22-летней Сесил Ричардс (59кг). Сесил родилась в Чикаго, штат Иллинойс и начала заниматься кулачным боем с 14 лет. После победы над Стюарт она сумела защитить свой титул 87 раз.в течение трех лет, пока не потерпела поражение от Хетти Лесли (56кг) в бою, состоявшемся 6 сентября 1890 года в Детройте, штат Мичиган. Хетти родилась в Буффало. Данные о первых чемпионках по боксу весьма противоречивы. Согласно другому источнику, первый официально объявленный мировой женский чемпионат по боксу состоялся в 1886 году. Согласно этому источнику, никто из участниц до этого не был побежден, и в общей сложности все участницы имели на своем счету 76 нокаутов. По этой информации, в одном из поединков Хетти Лесли сначала была жестоко бита, оказалась в нокдауне до счета восемь, у нее был поврежден и кровоточил нос, а один глаз совсем не открывался. Но потом, она чудесным образом переломила ход поединка, победив соперницу, и стала первой официально зарегистрированной "чемпионкой мира" по боксу. Последней в XIX столетии чемпионкой по-видимому была Долли Адамс (64кг/165см), которая победила Хетти Лесли 3 июня 1894 года в Нью-Йорке. Надо помнить, что звание "чемпионки мира по боксу" в те времена значило не слишком много. Если даже сейчас в каждой боксерскрй категории существует несколько чемпионов по разным версиям, то в те времена, когда не было никаких всемирных федераций, чемпионкой мира могли объявить любую боксершу, так, что в историю вошли те, кому делалась лучшая реклама.

Из приведенных физических парпаметров первых чемпионок по боксу следует, что тяжеловесок и средневесок среди них не наблюдалось.

Другая, необычная форма бокса была популярна на "Диком Западе" Америки среди мужчин и женщин – так называемые "бои на ослах". Цель этого состязания в боксерских перчатках состояла не в том, чтобы нокаутировать соперника, а в том, чтобы выбить его (ее) из седла.

Одной из самых знаменитых женщин-боксеров на рубеже столетия была ирландка Полли Бернс, выступавшая в ярмарочных боксерских павильонах. Катерина Морли в своей статье "Моя бабушка была боксером" рассказала историю Полли Бернс, которая "в 1900 году стала чемпионкой мира по боксу среди женщин" Бокс на улице Полли Фейрклу родилась в 1881 году и, согласно семейной легенде, в 1890е годы она работала профессиональным боксером и выступала на ярмарочных площадках, которыми владела ее семья. В возрасте 16 лет Полли стала заниматься семейным делом и стала "силачкой", известной как "держащая зубами ослов". Ее связь с семьей кулачных бойцов подтолкнула Полли к тому, что она стала инициатором нового семейного бизнеса, и, согласно ее внучке, соорудила боксерские перчатки и вышла на боксерский ринг. С шестнадцати лет она боксировала на рингах в ярмарочных павильонах, в основном против мужчин. Кстати, она не была уникальной, в семье Фейрклу были другие женщины, выступавшие как силачки перед боксерскими представлениями. Некий Харри Хили в газете "Всемирная Выставка" в 1953 году вспоминал о Полли Фейрклу и о других женщинах-боксерах: "Я бы хотел сказать, что я видел Полли Фейрклу, очень ловкую боксершу на ярмарке Бартона много лет назад… Я также помню даму-боксершу, которая появлялась со своим мужем, его называли Муш Коллингс". В 1900 году Полли поехала в Париж.для встречи с чемпионкой Америки, Мами Донован из Техаса. Американка не явилась, и Полли было присуждено звание чемпионки мира. “Она была одна из немногих женщин того времени, которые решались драться с мужчинами", - пишет Морли. “Она делала это тысячу раз". Сог;асно имеющимся документам,

Полли Фейрклу с боксерами
Полли Фейрклу (Бернс) с другими боксерами
перед ее боксерским павильоном, около 1900 года

Полли Бернс встречалась в Дублине с Джеком Джосоном (чампионом мира того времени в тяжелом весе) в демонстрационном бою. Еще есть сведения, что она боксировала в “Национальном спортивном клубе" в Лондоне, и один из ее соперников стал ее мужем. К сожалению, кроме свидетельств ее внучки, сохранилось весьма мало документов и данных, подтверждающих реальность боксерской карьеры Полли Бернс.

Вообще-то женский бокс не был редкостью в Британии в конце 19 века. Например, группа боксерш, выступала на Всемирной выставке в декабре 1893 года, размещенной в “Королевском сельскохозяйственном зале" в Айлингтоне. Кроме того, местная британская пресса сообщала сенсационные детали о дамах-боксершах из “Ярмарки Халла".

Боксерские поединки того времени проводились в ярмарочных павильонах, на открытом воздухе или в тех местах, где демонстрировались развлекательные шоу. Надо полагать в связи с этим, что многие женщины-бойцы нанимались исходя из их возможностей развлекать и демонстрировать необычное и реже за умение боксировать. Это отражено в рассказе, размещенном на сайте "Women's Boxing Archive Network". В 1892 Хесси Донахью, крупная и грозная американская матрона (супруга тренера по боксу), выступала в представлении совместно с легендарным чемпионом в тяжелом весе, Джоном Сулливаном. В самом конце представления, в течение которого Сулливан вызывал на поединок всех желающих, он объявлял, что его вызвала на поединок женщина. Пока толпа бузила, услыхав такую сногсшибательную новость, на сцену выходила Хесси в кофточке, из под которий виднелась униформа бойца “призового ринга", в юбочке, в шароварах и в длинных чулках и в боксерских перчатках. Затем по сюжету предполагалось, что она сделает несколько игривых боксерских выпадов и занавес закроется. Но однажды эта веселая сценка вышла из-под контроля. Сулливан провел удар по лицу Хесси, намного сильнее, чем он намеревался. В досаде на отклонение от сценария, воительница в блумерсах обрушилась на Сулливана и ударила его по челюсти так, что чампион упал на пол без сознания и оставался там весьма долго. Толпа стонала от удовольствия, а победоносный удар стал частью театрального представления.

Сестры Гордон
Сестры Гордон

История Донахью-Сулливана иллюстрирует тот факт, что основными аренами по обеим сторонам Атлантики, на которых боксировали женщины, были театры в ярмарочных павильонах. Любопытное доказательство этого можно обнаружить в фильме “Стычка", созданном Эдисоном в 1898 году. На пятнадцатиметровой ленте показан ловкий боксерский поединок между Белл Гордон и ее соперником-мужчиной, Билли Куртисом. Вот, как охарактеризовали этот фильм в мае 1898 года в изнании “Военные тонкости": "Мисс Белл Гордон – обладательница медали ‘Полицейской Газеты’ как ‘Дама-чемпион и бег-панчер’ (буквально побивательница боксерских груш). Бой состоял из набора выпадов и ударов, популярных среди кулачных бойцов, а также грации и ловкости, с которыми мисс Гордон уховодила от ударов и раздавала хуки и апперкоты Билли Куртису и делала это так быстро, что, казалось, фильм продолжался в три раза дольше, чем на самом деле. Белл – игривая маленькая дама выглядит очень стильно, когда надевает боксерское одеяние с длинными рукавами и заниженной талией". Представление Кюртис-Гордон было очень популярнум водевильным представлением в Америке между 1896 и началом 1900х годов. Эдисон продолжил разрабатывать эту тему – в 1901 году он снял фильм с демонстрационным боксерским поединком между сестрами Гордон. Утверждалось, что Бесси и Минни Гордон участвовали в первом реальном женском матче по боксу. Когда только появился примитивный кинематограф (машина с движущимися картинками), компания Эдисона снимала все, что можно. Хотя боксерши были одеты как обычные женщины, они определенно продемонстрировали настоящие боксерские навыки.

Такого рода выступления в форме водевилей были очень популярны на ярмарках и в мюзик-холлах. Например, Королевский зал агрикультуры" в Лондоне являлся идеальной ареной для такого рода выступлений в 1890х годах. В репортажах "Айлингтонской газеты" и "Эры" рассказывалась о женщинах - кулачных бойцах, участвовавших в представлениях и в выходах на ринг по вызову. К сожалению, до конца XIX столетия в прессе и в афишах очень редко публиковали имена этих женщин.

Фильм с сестрами Гордон

"Промышленная компания Эдисона" сумела заснять эпизод "Боксерский поединок сестер Гордон" после того, как служащий Эдисона Вильям Диксон потратил годы на изобретение "камеры движущихся картинок"

Женская борьба в США берет свое начало в знаменитых театрах бурлеска на рубеже столетий. Представления, в которых женщины боролись и боксировали с другими женщинами и с мужчинами, можно было наблюдать в театрах бурлеска по всей Америке. Достоверно известно, что в период до и после 1880 года в Америке существовали женщины-борцы, хотя они редко выступали за пределами своих штатов и городов. В статье Нэт Флейшер в журнале "Ринг" за 1966 год говорится: "Изучая старые записи я обнаружила следующие имена женщин-единоборок: Нелли Ревилл, Сис Ховард, Кити Аммерман, Мэй Эдвардс, Тексас Меми, сестры Клив, Лайд Широн, Бейб Келли, Кора Вильямс, Элси Бернс и Хелен Хилдрет, которые выступали в борьбе и в боксе. Хелен и ее партнер, Джек Аткинсон выступали в "единоборстве", в котором Хелен в основном боксировала, в то время как Тексас Меми выступала и в борьбе и в боксе. Самой первой известной американской борицей является Грейс Хеминдингер. Это была внушительная дама, весящая 125кг при росте 185см. В 1875 - 1878 годах Грейс боролась с мужчинами и считалась одним из лучших борцов того времени. После ухода из борьбы она выступала с силовыми номерами в цирке, хотя ее заставляли маскироваться под мужчину, потому что цирковые промоутеры боялись, что публика все равно не поверит, что женщина может быть такой сильной и не будут ходить на представления.

В 1892 году появилась мощная женщина, Джози Велфорд, которая стала непобедимой борицей до конца столетия. Она была первым настоящим борцом, вышедшим из тетра бурлеска. Велворд обладала огромной силой, она весила 75кг при росте 173см. Она доверила свое обучение Чарли Блатту, который был больше силачом, чем борцом. Этот профессор научил Джесси различным трюкам и она стала непобедимой. Дзози видимо была первой общепризнанной чемпионкой среди женщин на американской ярмарочной арене. Велфорд преодолела некоторую опозицию, существовавшую в те времена, и в возрасте 24 лет стала гастролировать с водевильными спектаклями с представлениями женщин-силачек. Она также называла себя Минервой и была способна поднять гири весом 318кг на высоту 30 см от земли. Она выступала и с другими силовыми номерами. Как борец Джози была непобедима в своем столетии, но, в конце концов, уступила борице следующего поколения, Лоре Беннетт. В конце своей атлетической карьеры, в возрасте 36 лет, Джози попыталась вернуться в борьбу и дважды вызывала на поединок чемпионку 1900х годов, но в обеих схватках была побеждена Лорой Беннетт (см. Часть III).

Этюд Ренуара
Борющиеся женщины. Этюд Ренуара

ladies boxing

В 1890 году в Лондоне демонстрировалось представление с участием женщины-борца, блондинки по имени Нелли, которая предлагала 5 фунтов любому мужчине из публики, который сумеет победить ее в борцовском поединке. В 1899 и 1900 годах поединки по женской борьбе проводились в знаменитом театре “Фоли Бержер" в Париже.

Надо признать, что, в отличие от женского бокса и кулачных боев, существует очень мало достоверных данных о соревновательной женской борьбе - большинство борцовских схваток между женщинами и смешанных поединков были в той или иной степени срежиссировано. С конца девятнадцатого и до конца двадцатого века женская борьба в основном развивалась как представление – сначала в цирках и театрах, а потом - в форме “профессионального реслинга", который позже стал очень популярным и прибыльным представлением.

Из всего вышесказанного следует, что женщины дрались, боксировали и боролись даже в те времена, когда о женском спорте никто не слыхал, и у женщин не было элементарных социальных прав.

Алексей Бауман при содействии Александра Хромова

Июль 2004г.


>> History of Combat

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: