клуб

female

женских

single combat

единоборств

club

Rambler's Top100

Old-time female combatants

Antiquity


Gladiatrix
Drawing by Nikolay Kulikovsky

Русская версия

Amazons * Mithical female combatants * Spartan women * Gladiatrixes * Female warriors



Some forms of athletic activities (including combative ones) were known since ancient times. However, real regular athletic exercises and competitions were born in the Ancient Greece with its famous Olympic Games.

Amazons in battle Amazons in battle Amazons in battle


Amazons in combat (Bas-relieves from the British Museum)

Amazons in battle Amazons in battle


Females in single combats first appeared in the Greek mythology. This is first of all, the belligerent Amazons, who were skillfully fencing in the extreme warship situation (you can learn more about combative fencing tactics of Amazons in the article by Nemytov). This is also famous Atalanta (“unswaying"), one of the most beautiful woman of her time, who vowed to remain a virgin. She managed to over wrestle a man, and what a man - legendary Peleus, the future father of powerful Achilles. Defeated by Atalanta, Peleus recouped his losses on semi-goddess Thetis who he had been ordered by gods to wrestle against. Having overpowered her in the wrestling match he gained not only the victory but also a wife. Unlike Atalanta, Thetis didn’t rely on her wrestling skills but attempted to use goddess’ tricks - she consecutively turned into fire, into water, and into a beast. But Peleus firmly seized her by waist and was holding her tightly in spite of her shape-shifting. He did not let her go until finally she resumed her former shape, gave up and became his wife and later gave him the son Achilles.


Mithological Ancient women in combat. The three top pictures represent wrestling Atalanta against Peleus; single combat Peleus and Thetis is drawn on the bottom one.

Women in many Ancient Greek city-states were involved in some athletic exercises and even in competitions. Every four years the most respected married Greek women organized The Heraea Games, the Olympics for maiden competitors which included just running. As opposed to male Olympic athletes who competed nude, during the Heraea, the girls performed in tunics. However, there are no indications that women participated in combative sports anywhere except Ancient Sparta. While Ancient Athens at its peak at Pericles times restricted its females to minimal participation in athletics, another patriarchal society, Sparta encouraged female athletism. In the all-Greece Olympic Games there were restrictions for female spectators (even under penalty of death execution). Some authors state that all women were banned from watching the games whereas others insist that the ban was only for married women but unmarried women were allowed to be present. There was the incident when a woman was caught who turned out to be a mother of a fist fighter trained him in the sport. She was allegedly not punished though but was just taken out of the stadium...

Eugene Delacroix.<br>Wrestling Spartans Eugene Delacroix. Wrestling Spartans

Wrestling Amazons In contrast to other Greeks, ancient Spartans prized the physical fitness and courage of girls as well as boys. According to Xenophon, who seems to have approved wholeheartedly both of women’s sports and of Sparta’s armed-camp atmosphere, the legendary Spartan legislator Lycurgus encouraged girls to run and wrestle. “Lycurgus believes that the highest function of a free woman was the bearing of children and in the first place he insisted on training of the body as incumbent no less on the female than the male; and in pursuit of the same idea instituted rival contests in running and feats of strength for women as for men". Plutarch, writing five centuries later, may have drawn Xenophon for this account in The Life of Lycurgus, but he added a number of details (which may or may not be authentic): “He ordered the maidens to exercise themselves with wrestling, running, throwing discus, and casting the javelin, to the end that the fruit they conceived might, in strong and healthy bodies, take firmer root and find better growth, and withal that they , with the greater vigor, might be the more able to undergo the pains of child-bearing". The physical education of Spartan girls was, then, intentionally eugenic. Sports, by definition competitive, doubtless contributed as well as the legendary psychological toughness of Spartan women, who were said to have sent their menfolk off to battle with the chilly admonition: “Bring back your shield or be brought back upon it". Women in Sparta were encouraged to perform their athletics in the nude so they would attract a husband who would get them pregnant. Weddings of Sparta were simple to the extremes, completely contrasting the elaborate ceremony of the other city states in Greece - the groom would wrestle the bride to prove his superior strength. Once he'd won, he would carry the bride off over his shoulder to his home. This method of marriage was unique to the lifestyle of Sparta. In fact, any Spartan man could abduct a wife (if overpower her).

Andromache
, written in the early years of the Peloponnesian War (between two coalitions led by Sparta and by Athens), Euripides mentions the “bare thighs" and co-ed racing and wrestling (“The wrestling contests by the river's muddy edge.").

As a matter of fact, Spartan women were not trained for actual combat and Plato in “Laws" and Aristotle in “Polity of the Athenians" noted that despite their excellent physical abilities, they were no better than other Greek women when it came to defending their country.

Later Romanian writers and historians expanded the list of athletic activities which Spartan women participated in, also including (besides wrestling) fistfighting and Pancration (combination of wrestling and fistfighting). Having skeptical opinion about late testimonies (by when several centuries had past since Sparta) we still should take into account possibility of existence some lost written sources describing the Spartan life. In fact, due to Christians’ actions against paganism a lot of Ancient written documents have been lost forever.

Fragments of paintings representing Spartan girls in wrestling. From left to right: Giovanni Demin, Edgar Degas, Emmanuel Croise. The detailed description of these three paintings can be seen in the material “Spartan wrestling girls inspired artists".

The fact that Spartan girls were wrestling (and wrestling nude) surprised, outraged and delighted people during centuries. Writers in Ancient Rome, who lived in the completely different era, emotionally reminisced about Spartan girls-wrestlers. Many artists were inspired by the subject; the most known pieces are made by Edgar Degas and Emmanuel Croise (see details in the material “Ancient female Spartans inspired artists" on our site). Other famous artists (Renoir, Pissarro, and Rodin) have drawn nude wrestling girls - the subjects induced by Spartans.

Unlike Greeks with their athletism, Romans were more sports spectators, at gladiatorial combats or at the chariot races, than sports participants. Those who were enthusiastic about sports met with disapproval from sterner citizens. It was common for Roman moralists to comment on the military useless of Greek sports, to profess horror at the nudity of Greek athletes, and to associate the erotic element in sports with perversity and decadence. One might expect no-nonsense Roman utilitarianism to have implemented women’s sports as eugenic measure but this didn’t occur. In his Tusculan Disputations, the late republican orator Cicero, apparently misunderstanding the connection between sports and motherhood, criticized the Spartan girls who spent their days wrestling on the banks of the Eurotas instead of bearing children. He did not seem to realize that the first activity abetted the second. Gladiatorial contests though, derived from Etruscan funeral rites, were a part of Roman life, but not even the Spartans had taken their enthusiasm for women’s sports to the point where they staged deadly armed combats.

The love poems of Propertus testify that at least one Roman poet was enchanted by the bewitching of physically active Spartan girls. His extravagant tribute deserves quotation:

Spartan girls

"I must admire the Spartan wrestling schools,
But most of all I like the women’s rules:
For girls and men can wrestle in the nude -
The Spartans think such exercise is good;
Naked girls throw the ball too fast to catch,
They bear the brunt of the Pancration match,
Put pugilistic straps on hands, so soft and fair,
They whirl the heavy discus through the air,
Gallop the circuit, helmets on their brow,
Buckling a sword too thighs as white as snow;
With hoar-frost on their hair, they join the chase
With the determination on the face
Like Amazons, breasts naked to the fray,
Who battled in Pontic streams at the end of the day?
Like Helen training on Eurotas’ sands
With nipples bare and weapons in their hands…
But all the sadden, boys start approaching,
While girls are acting, and don’t blush watching,
Girls aren’t afraid, or locked up under guard;
No stern-faced husband makes the going hard;
In Spartan customs lovers may embrace
Without concealment in a public place.
You need no go-between to pave the way;
Speak to yourself, and suffer no delay;
The wear no purple robes to cheat and lure,
No perfumed hair with overworked coiffure.
In Rome your little finger is too large
To make its way through woman’s entourage.
The lover can’t get close enough to find
The proper way to ask – he’s working blind.
If Roman girls would do as Spartans do.
Then, Rome, I’d have caused for loving you!"

Propertius mentions famous Helen who allegedly provoked the Trojan War. Roman poet Ovid in the poem Heroides wrote of a nude Helen wrestling in the palaestra (a special stage for wrestling or other athletic activity) on the banks of Eurotas river.

Despite some historical nonsense and inaccuracies of the English translation, the poem reflects the sincere admiration of the poet. We should note that Propertus was captivated not only by the female athletism, not only by the fact that Spartan girls participated in all imaginary sports (including wrestling, fistfighting and Pancration), not only by their strength, adroitness and grace, but also by their nudity. Besides, he was ecstatic about Spartan allegedly frivolous customs.

In the Roman Empire things changed a bit and Imperator August founded the Actia in 28 B.C. with Greek-style games to celebrate his victory over naval forces of Anthony and Cleopatra in the battle of Actium in 31 B.C. Did women compete in the Actia and other games? We just know that Greek girls like Tryphosa and her sisters were admitted in the Roman era to competition in various Greek athletic festivals.

Gladiatrixes Despite not developing female athletism in Rome (as well as sports in general), women participated there in the most brutal imaginary “sport" - gladiatorial combats. There is no reason to doubt that women did enter the arena in Rome. Roman historian Tacitus in his Annals asserted that infamous Nero in 63 A.D. commanded aristocratic women to descend into the arena and fight as gladiators. The scandal was not that women fought but that the wives of senators were forced to violate the conventions of social class. Gladiators, after all, were "hoi polloi". There is no evidence though that those patrician women participated in mortal battles on the arena rather than just trained and compete in fencing. The historian Cassius Dio tells how Nero aimed to impress the visiting Parthian king Tiridates by arranging an expensive show at Puteoli in 66 A.D. consisting entirely of Ethiopians, male and female, young and old who were fighting as gladiators.

Many of female gladiators were captives from the north, able-bodied bellicose women of the sort Tacitus described in Germania. Domitian too offered the populace the spectacle of female gladiators. Roman historian Suetonius remarked disapprovingly that he “gave hunts of wild beasts, gladiatorial shows at night by the light of torches, and not only combats between men but between women as well". A number of scholars have added that Domitian, who rivaled Nero in eccentricity and cruelty, titillated the crowd with a perverse combat between a woman and a dwarf, but this assertion probably derived from an interpretation of the poet Statius.

Halicarnassus gladiatrixes

Halicarnassus gladiatrixes (British Museum)

The taste for these “Amazons" was not confined to the Latin half of the Empire. That is spread to the Greek parts as well as attested by a stele found at Halicarnassus in Asia Minor. The stele, now in the British Museum, pictures two female gladiators locked in combat. The area over which gladiatrixes is to found is not limited even by the Greek-Roman world. Recently, there is one more material evidence of ancient gladiatrixes existence. During archeological excavations in the Ancient Roman amphitheater in London female remains were found with gladiator armor. Scholars suggest that the woman 20-25 years old was an essedaria – a female gladiator participated in chariot battles – assumed form of gladiatorial games in the ancient Britain.

How did the Romans respond to females in the arena? The poet Martial was ironic when women fought beasts at the inauguration of the Collosseum in 80 A.D.:

“That Hercules the Nemean Lion slew / Was thought a mighty deed, a fabled touch. / Forget that passй stunt! Today our Caesar true / Shows us that fighting women do as much".

Gladiatrixes 1

Gladiatrix combat
on the theatrical stage

Gladiatrixes 2

Martial’s epigrams are mild compared to the venomous disgust concealed in the lines of Juvenal’s Satires. Juvenal (60-140 A.D.) not only reviled aristocratic women who lusted after gladiators, he also lampooned upper class women who trained for the arena:

“Why need I tell of the purple wraps and the wrestling-oils used by women?
Who has not seen the dummies of wood they slash at and batter
Whether with swords or with spears, going through all the moves?
These are the girls who blast on trumpets in honor of Flora.
Or, it may be, they are really preparing for the arena itself?
How can a woman be decent, sticking her head in a helmet,
Denying her sex she was born with?
Manly feats they adore, but they wouldn't want to be men,
Poor weak things (they think), how little they really enjoy it!
What great honor it is for a husband to see, at an auction
Where his wife's effects are up for sale, belts, greaves and plumes!
Hear her grunt and groan as she works at it, parrying, thrusting;
See her neck bent down under the weight of her helmet.
Look at the rolls of bandage and tape, so her legs look like tree trunks,
Then have a laugh for yourself after the practice is over,
Armor and weapons are put down, and she squats as she uses the vessel.
Ah, degenerate girls of the line of our praetors and consuls!
Tell us, whom have you seen got up in any such fashion,
Panting and sweating, grunted and groaned like this?
Have you ever seen breasts Amazon-naked face wild boars at the games?
Isn’t that more disgusting than the gladiator’s wench or the striptease broad?

There can be no doubts about Juvenal’s attitude toward female gladiators, but the rage that flows through the satires was engendered by the undeniable popularity of the satirized customs. Juvenal was appalled, but Petronius, one of Nero’s favourite writers, in his famous Satyricon makes it clear that other sports fans were thrilled by the news of women called “essedaria" who fought from battle chariots. The passion for combative women, like the demand for “bread and circus," survived Juvenal’s frustrated condemnation.

Undoubtedly, gladiators (and gladiatrixes) might be considered as real athletes. Gladiatorial games were brutal and blood competitive spectacles but participants had to have strength, courage, good physical and technical skills. At last, the strongest one won in the contests.

The female gladiators saw the end of their days in 200 A.D. when the Emperor Severus banned them.



Alexey Bauman


March 2003

>> History of Combat

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление: 8 марта 2003

Last updated: March 8, 2003


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved

клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Единоборки в старину


Античность

Gladiatrix
Рисунок Николая Куликовского

English version

Амазонки * Мифологические единоборки * Спартанки * Гладиаторши *



Некоторые виды спортивных занятий (включая единоборства) были известны с древних времен. Однако настоящие регулярные занятия спортом и спортивные состязания родились в Древней Греции с ее знаменитыми олимпийскими играми.

Amazons in battle Amazons in battle Amazons in battle Amazons in battle Amazons in battle

Амазонки в борьбе (барельефы из Британского музея)


Первые дошедшие до нас упоминания женщин-единоборок относятся к древнегреческой мифологии. Это, прежде всего, воинственные амазонки, которые превосходно фехтовали в экстремальной боевой обстановке. (Подробнее о боевой фехтовальной тактике амазонок можно ознакомиться в статье Немытова). Это и знаменитая Аталанта ("непоколебимая"), одна из прекраснейших женщин своего времени, поклявшаяся остаться девственницей. Она сумела побороть мужчину, да еще какого - легендарного Пелея, будущего отца могучего Ахилла. Побежденный Аталантой, Пелей отыгрался на полубогине Фетиде (Тетис), с которой ему было назначено богами состязаться в борьбе за право жениться на ней. Одолев Фетиду в единоборстве, Пелей добился не только победы, но и руки "соперницы". В отличие от Аталанты, Фетида не стала полагаться на свои борцовские навыки, а попыталась применить хитрость, перевоплощаясь в огонь, воду и в чудовище. Но Пелей мощно захватил ее за талию и удерживал до конца поединка, так, что вернувшись в свое прежнее обличье, Фетида сдалась и стала его женой и родила ему впоследствии Ахилла.

Эпизоды с борьбой мифологических античных женщин. Три верхних картинки - борьба Аталанты с Пелеем, на нижней - единоборство Пелея с Фетидой.

Женщины во многих древнегреческих городах-государствах занимались физическими упражнениями и даже соревновались. Каждые четыре года самые заслуженные замужние женщины Греции организовывали Девичьи Игры в Херае, которые включали в себя только бег. В отличие от мужчин-олимпийцев, состязавшихся голыми, девушки соревновались одетыми в туники. Однако нет никаких данных об участии древнегреческих женщин в спортивных единоборствах, кроме как в Древней Спарте. В Афинах в период их расцвета (во времена Перикла) занятия спортом среди женщин были ограничены до минимума, в то время как другое патриархальное общество, Спарта, поощряло женский спорт. На всегреческих олимпийских играх существовали суровые ограничения для зрительниц (нарушительницам грозила даже смертная казнь). Некоторые авторы утверждают, что всем женщинам запрещалось присутствовать на играх, в то время как другие настаивают, что запрет касался только замужних женщин, а девушкам разрешалось присутствовать. Один раз на состязаниях по кулачному бою была обнаружена женщина, которая тренировала сына.

Делакруа. Борющиеся спартанки
Эжен Делакруа. Борющиеся спартанки

Борющиеся амазонки

По преданию, ее не наказали, а лишь вывели со стадиона...

В отличие от других греков, древние спартанцы высоко ценили достижения в физической культуре и мужество как у мальчиков, так и у девочек. Согласно Ксенофону, который видимо глубоко одобрял и женский спорт и атмосферу спартанского военного лагеря, легендарный спартанский законодатель Ликург призывал приобщать девочек к занятиям бегом и борьбой. “Ликург считал, что высшей функцией свободной женщины является рождение детей, и он настаивал на том, что женское тело, не меньше, чем мужское нуждается в надлежащих тренировках. Он считал, что с этой целью необходимо организовывать состязания в беге и в силе среди женщин, так же как и среди мужчин". Плутарх, живший пять столетий спустя, писал, видимо используя Ксенофона, но добавляя детали (которые могут быть или не быть аутентичными): “Он велел девицам тренироваться в борьбе, беге, метании диска и копья, так, чтобы к моменту созревания они становились могучими, сильными, здоровыми и бодрыми, готовыми преодолевать боль при родах". Физическое воспитание спартанских девочек имело ярко выраженную направленность на отбор. Без сомнения, спорт, состязательный по своей сути, был основой легендарной психологической стойкости спартанских женщин, которые, посылая мужчин на битву, хладнокровно говорили им: "Возвращайтесь со щитом или вас принесут на щите". Женщины в Спарте занимались спортом обнаженными - считалось, что таким образом они вдохновят мужей сделать им более крепкое потомство. Свадьбы в Спарте протекали до крайности просто, совершенно контрастируя с отлаженныыми свадебными церемониями в других частях Греции – жених должен был бороться с невестой, чтобы доказать свое превосходство в силе. Если он побеждал, он должен был нести невесту на плечах к себе домой. Эта спартанская традиция была совершенно уникальной. Вообще-то любой мужчина мог похитить жену (если конечно сумел осилить ее).

Современник древней Спарты Еврипид писал в Андромахе, созданной в ранний период Пелопоннесский войн (между двумя коалициями - ведомомыми Афинами и Спартой) о смешанных женско-мужских состязаниях в беге и в борьбе, участники которых соревновались с “голыми бедрами" ("борцовские поединки на грязном речном берегу").

На самом деле спартанки не были воительницами и не тренировались для участия в войнах. Платон в “Законах" и Аристотель в “Политике" отмечают, что, несмотря на отличную спортивную подготовку спартанок, они не выделялись среди других гречанок в деле защиты родины.

Более поздние римские писатели и историки расширили список видов спорта, в которых участвовали спартанки, включив в него (кроме борьбы) еще кулачный бой и панкратион (сочетание борьбы и кулачного боя). Относясь скептически к поздним свидетельствам (когда времени со времен Спарты прошло уже несколько веков), надо заметить, что в римские времена могли существовать не дошедшие до нашего времени письменные свидетельства о жизни спартанцев. Ведь известно, что в результате действий ранних христиан против язычества, были уничтожены многие письменные источники античного мира.

Фрагменты картин, посвященных спартанским девушкам-борцам. Слева направо: Джованни Демин, Эдгар Дега, Эммануэль Круазе. Подробное описание этих картин содержится в материале "Борющиеся спартанки вдохновляли художников".

Тот факт, что спартанские девушки боролись, да еще нагишом, в течение веков удивляли, возмущали и восхищали людей. Древнеримские писатели, жившие в совершенно другую эпоху, эмоционально упоминали спартанских девушек-борцов. Многие художники вдохновились этим необычным сюжетом, наиболее известные работы - Эдгара Дега и Эммануэля Круазе (см. подробнее в материале "Древние спартанки вдохновляли художников" на нашем сайте). Другие известные художники (Ренуар, Писарро, Роден) изображали обнаженных борющихся девушек - сюжеты, навеянные спартанками.

В отличие от греков с их атлетизмом, римляне были больше зрителями и болельщиками спортивных состязаний (от гладиаторских боев до гонок на колесницах), нежели спортсменами. К энтузиастам спорта строгие современники относились с неодобрением. Для римских моралистов было общим местом считать греческий спорт бесполезным с точки зрения военной подготовки, признавать обнаженность греческих спортсменов ужасным и связывать эротический элемент в спорте с порочностью и загниванием. Можно было бы ожидать от разумных римских прагматиков, что они должны были одобрять женский спорт как меру, укрепляющую наследственность, но этого не было. Поздне-республиканский оратор Цицерон в своих Диспутах Тускула вероятно не понимал связи между спортом и материнством, критикуя спартанских девушек, проводивших время “в борцовских схватках на берегах Евроты вместо того, чтобы рожать детей". Он кажется не осознавал, что первое содействует второму. В то же время, гладиаторские игры, перенятые из похоронных ритуалов Этрусков, были неотьемлемой частью римской жизни, но даже спартанцы не дошли до того, чтобы женский спорт превратить в смертельный бой на арене.

Любовная поэма Проперция свидетельствует о том, что по крайней мере один римский поэт был заворожен и восхищен физически активными спартанскими девушками. Его экстравагантное посвящение спартанским девушкам заслуживает цитирования:

Spartan girls

“Я восхищаюсь спартанскими борцовскими школами,
Но больше всего мне нравятся правила для женщин,
По которым девушки (как и и мужчины) могут состязаться голышом -
Спартанцы находили такие упражнения полезными.
Обнаженные, девушки далеко бросают мячики,
Они способны терпеть тяжесть единоборства в панкратионе,
Они надевают на руки мягкие ремни для кулачного боя,
Они закручивают и кидают в воздух тяжелый диск,
Они ездят галопом по кругу в шлемах до бровей,
Они пристегивают мечи к своим белым как снег бедрам,
Они мчатся так, что капли сверкают у них в волосах,
А решимость и страсть горят на их лицах,
Как Амазонки на берегах Понта на закате дня
Они бросаются в бой с обнаженной грудью.
Подобно Елене они тренируются на берегах Евроты,
С обнаженными сосками и с мечами в руках…
Вот вдруг появились мальчики-сверстники,
Они наблюдают за тренировкой, не краснея –
А девушки не боятся, им не нужно охраны,
Не видно вокруг тяжелых осуждающих взглядов,
По обычаям любовники могут обниматься не скрываясь;
Тебе не нужно подготавливать почву,
Реши сам для себя и не мучайся ожиданьем;
Не рядись в пурпур и не хитри, приманивая добычу;
Не нужно надушивать волосы и собирать их гребнем,
В Риме ваш мизинец слишком велик,
Чтобы пробраться сквозь женскую амуницию,
А любовник не может близко приблизиться к даме
И нормально заговорить - он действует вслепую.
О, если бы римские девушки были бы подобны спартанкам,
Тогда бы была причина любить тебя, Рим!"

Halicarnassus gladiatrixes
Галикарнасские гладиаторши (Британский музей)

Проперций упоминает знаменитую Елену, из-за которой по преданию разгорелась Троянская война. Римский поэт Овидий писал в поэме Героиды о том, что обнаженная Елена тренировалась в борьбе на палестре (специальная арена для борьбы и других спортивных занятий) на берегах реки Еврота.

Несмотря на исторические нонсенсы и неточности английского перевода, стихи передают искреннее восхищение поэта. Надо отметить, что Проперций восхищается не только (и не столько) тем, что спартанки участвовали во всех мыслимых в идах спорта (включая борьбу, кулачный бой и панкратион), не только их силой, ловкостью, изяществом, но тем, что они выступают обнаженными. Поэт также в восторге от (якобы) легких спартанских нравов.

Изменение отношения к спорту в Римской империи произошло, когда император Август основал в 28 году до н.э. Игры в Актиях, по образу и подобию греческих олимпиад. Сделал он это в честь его победы над морскими силами Антония и Клеоптры в битве при Актиуме в 31 году. Участвовали ли женщины в Актиях и на других играх? Мы знаем только, что греческие девушки, вроде Трифозы и ее сестер приглашались в древнеримскую эпоху на различные спортивные фестивали.

Gladiatrixes Несмотря на неразвитость в Риме женского спорта (и спорта вообще), женщины там участвовали в самом жестоком из мыслимых “видов спорта" - в гладиаторских боях. У нас нет оснований сомневаться в том, что женщины выходили на арену. Римский историк Тацит в своих Анналах утверждал, что гнусный Нерон приказал аристократическим женщинам выходить на арену и сражаться там в качестве гладиаторш. Скандальность этого факта не в том, что женщины сражались, а в том, что жен сенаторов заставляли нарушать принятые правила жизни высшего социального слоя. В конце концов, гладиаторы – это плебеи и рабы. Нигде, правда, нет свидетельств о том, участвовали ли патрицианки в смертельных боях на арене, или они лишь тренировались и соревновались в фехтовании. Историк Кассий Дио рассказывает как Нерон пожелал поразить своего гостя, парфянского царя Тиридата, тем, что повелел организовать в 66 году н.э. дорогостоящее представление в Путеоли, в котором в качестве гладиаторов сражались одни эфиопы - молодые и старые мужчины и женщины.

Многие гладиаторши были пленницами с севера - это были воинственные женщины мощного телосложения, вроде тех, кого описал Тацит в книге Германия. Домициан также организовывал представления с гладиаторшами. Римский историк Светоний неодобрительно отмечает, что "он выпускал на арену диких чудовищ, устраивал гладиаторские представления по ночам при свете факелов, причем сражались не только мужчины, но и женщины". Некоторые полагают также, что Домициан, который соперничал с Нероном в эксцентричности и жестокости, как-то поразил толпу упорным поединком женщины с карликом. Это предположение основано на интерпретации стихов Статия, где говорится о гладиаторшах и карликах.

Вкус к такого рода “амазонкам" не ограничивался лишь латинской частью империи, а распространялся и на ее греческую часть, что подтверждаетска барельефами, обнаруженными в Галикарнасе в Малой Азии. На стеле, находящейся ныне в Британском музее, изображены две женщины-гладиаторши, сошедшиеся в поединке. География женщин-гладиаторов не ограничивается и греко-латинским миром. Недавно обнаружено еще одно материальное свидетельство существования древних гладиаторш. В результате раскопок в древнеримском амфитеатре в Лондоне было найдено древнее женское захоронение древнеримской эпохи с гладиаторскими доспехами. Ученые полагают, что эта женщина 20-25 лет являлась эсседарией – женщиной-гладиатором в боях на колесницах – предполагаемого вида гладиаторских игр в древней Британии.

Как римляне относились к женщинам на арене? Поэт Марциал иронично пишет о сражении женщин с чудовищами во время открытия Колизея в 80 н.э.:

"Когда-то Геркулес задушил Немейского льва, / И это считалось великим, сказочным подвигом. / Забудьте об этих великих делах. Сегодня наш Цезарь / демонстрирует нам настоящий спектакль - женские бои".

Эпиграммы Марциала звучат мягко по сравнению с ядовитой издевкой, сквозящей в строках Сатир Ювенала. Ювенал (60-140 н.э.) поносит аристократических женщин, которых похотливо влечет к гладиаторам. Он также высмеивает аристократок, тренирующихся для выхода на арену:

Gladiatrixes 1
Театрализованная имитация боя гладиаторш
Gladiatrixes 2

“Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую “гордость" испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу - в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри как забинтопваны ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели Вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?“

Нет никаких сомнений в негативном отношении Ювенала к гладиаторшам. Но гнев, сквозящий в его Сатирах отчасти порожден несомненной популярностью сатирических традиций. Ювенал ужасался, в то время как Петроний, один из любимых писателей Нерона, в своем знаменитом Сатириконе прямо указал, что "болельщики" заинтригованы и захвачены сообщением о эсседариях, женщинах-гладиаторах сражающихся на колесницах. Страсть к женским поединкам, как проявление требования "хлеба и зрелищ", намного пережила Ювенала с его огорчением и осуждением.

Гладиаторов безусловно можно считать спортсменами. Это было жестокое, кровавое состязание и зрелище, но для участия в нем нужна была сноровка, хорошая физическая и техническая подготовка и мужество, а в соревнованиях побеждал сильнейший (или сильнейшая).

В 200г. н.э. император Север запретил участие женщин в гладиаторских боях.

Алексей Бауман
Март 2003


Ancient fighters Ancient fighters Ancient fighters Ancient fighters Ancient fighters
Ancient fighters Ancient fighters Ancient fighters Ancient fighters Ancient fighters

>> История единоборств

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: