клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Amur Tigress

Anastasia Yudina

Ladies wrestling
Ladies wrestling. Sketch by Nikolay Kulikovsky

Русская версия


What hasn't been said about this extraordinary and eccentric woman who was called “Amur tigress” – she was known as a heroine of Blagoveshchensk defense and a courageous citizen soldier, as a brave wrestler and a reckless duelist, as a beautiful adventurer and even as a ruthless brigand…

Anastasia Yudina (nee Delyarova) was born in 1871 near Tomsk in Siberia; her father was a soldier named Isaak (Isay). From childhood, Anastasia was accustomed to working hard and she developed firm independent character, as many Siberians did. Being young, she got married a peasant Konstantin Yudin who became a successful gold digger in the Amur area. Her husband belonged to a Christian sect of Sabbatarians which were oppressed by Tsarist government and exiled to Siberia and to Far East. Judging by her father’s Jewish name, he also belonged to this sect. Later, her husband became a prominent owner of goldmines since there were a lot of gold in the mountains in the Amur valley.

Gold digging was a hard job: days-long hikes, sleeping in tents or shelters of branches, possibility of running into footpads or wild animals. In the beginning, Anastasia, fairly often accompanied her husband and hardened will and body. She was a brave, resolute and beautiful woman. Men liked her while women were jealous. Once being young, Anastasia became famous through the neighborhood by her duel with a robust Cossack woman who was jealous of her husband’s interest in Anastasia. The women moved away from the camp of gold diggers and agreed to fight until submission. Men watched this colorful scene against the background of hills and Zeya River from a distance. They recounted that it was a stubborn and equal fight, the duelists punched and kicked each other and returned to the camp battered but proud. After than the women not just reconciled but became friends.

But Anastasia won a real fame by her feats during the heroic defense of Blagoveshchensk from Manchurian siege in 1900.

In July 1900, rebels from China shelled the Russian border city of Blagoveshchensk (the far east of Russia) from the right bank of the Amur River. It happened during the Yihetuan Movement, anti-foreign and anti-Christian rebellion in China which later was called “Boxer Uprising”. The hostilities reached the city of Blagoveshchensk, which was undergone by a bombardment. The city dwellers became panic-stricken; disturbances and pillages began in the city. However, not everyone succumbed to panic, including Anastasia Yudina who joined volunteers defending the city. The defense was organized along the riverside. For a week, the volunteers held the line. Courageous women led by Anastasia Yudina along with men participated in the defensive actions.

Due to a possible landing of Manchurian troops, it was ordered to move all available boats in a position below the city dock. Nobody volunteered because the left bank of Amur was undergone with permanent arms fire. Eventually, two female city residents, Anastasia Yudina and Evgenia Katysheva volunteered to accomplish a feat which men didn’t venture. After that, a few men followed the women. In fact, each man floated just one boat while the two women floated together three ones. When they moved the third boat, they had to jump into the water because they were unable to control the boat. All these effort were applied under arms fire. Then Anastasia and Evgenia moved close to the right river bank under the arms in order to reconnoiter the enemy positions. Both heroines were written up for an award.

This is what the local newspaper wrote about Yudina feat: “One of the women, eccentric beauty, Anastasia Yudina, especially distinguished herself in action. In order to overcome despair of the city defenders, she started rowing and along with her female friend crossed Amur River in a boat in order to reconnoiter the enemy positions… After three-hour superhuman efforts to control the heavy boat under enemy fire, her dress was riddled with bullets; her arms bled the distribution of the enemy troops. When Yudina came out at the river bank, Cossacks and volunteers met her with loud ‘Hooray!’ An officer exclaimed: ‘Long live our Siberian strong women!’ No doubt, Joan of Arc's feat pales into insignificance of the selflessness of Anastasia Yudina!”

Japanese writer Futabatei Shimei (Hasegawa Tatsunosuke) who loved beautiful selflessness Turgenev women, admired strong character of the “Russian Joan of Arc”. He translated and published the essay by Y. Elets “Amur Heroine” narration about the feat of A. Yudina during the city defense and place the article in a women’s magazine - for his female compatriot’s edification.

There are different (sometimes contradictory) versions about the subsequent life of the heroic city defender. A year or two later, eccentric Madame Yudina started surprising people by challenging for a "duel" a female power circus performer Gren who was touring over Russia. The circus owner was happy that people overcrowded the circus. The match was arranged as a real duel of real ladies. At the order of a “second”, the two well dressed “duelists” with hats on had to run toward each other from the starting positions at the opposite sides of the circus ring. The ladies of different bodily constitution who had little wrestling skills fiercely pounced on each other, tightly embraced and started shoving all over the circus ring shifting from foot to foot. Gren obviously excelled Yudina in strength but Yudina demonstrated violent efforts, energy and flew into a rage. They didn’t guess to move down to par terre and just wasted their energy for straight onslaught. After all, the women fell down and got rolled over the circus ring until Yudina managed to climb on top of her opponent and stay there for a while. She was announced a winner to the audience’s joy which got literally got crazy. Inspired by the victory Yudina started participating in wrestling matches on the arena of the local circus. Being not at all needy, Yudina wrestled just out of a sporting interest letting off steam. She displayed sporting ardor. She was trained by her second husband. An artillery officer proficient in French wrestling - he taught her some wrestling techniques and skills.

On the wrestling arena, Yudina looked bright-eyed and bushy-tailed, like a Virago with explosive temper. The circus manager expected to find worthy opponents for her (not without reason, because the Far East was rich in strong daring women). But no strength was able to stop heated ardor of Anastasia Yudina. Even when she lost a match her opponent invariably left the arena severely battered with bruises and injuries. No wonder, the number of women willing to wrestle her became less and less and eventually she started wrestling against men, which right hands were bound to their backs in order to equalize their chances. Surprisingly, in a while, she managed to over wrestle almost all her male opponents (who still gave her the hand start). Once Yudina decided to shock public by offering her next “one-armed” male opponent fist fighting in boxing gloves. At the beginning, he refused but she insisted and for a while the men was defending by one hand from the woman who got all worked up until he was tired of that and delivered a slight body shot. Female psycho is not always predictable. The woman wasn’t afraid to stand against bullet and bayonets; she wrestled many times. But after getting a minor punch to her back she just got hysterical and left the circus ring in tears. The outraged audience was ready to torment the participant who was embarrassed and didn’t have too many choices – either to be beaten by a lady or got beaten by the audience having beaten her.

After that incident, Yudina stopped participating in combative sports. What happened with Yudina later is a real mystery; it was rumored that she chose another evil "combative activity". Who knows, probably intrepidity not necessarily implies virtue…

The following destiny of Anastasia Yudina is an obscure place. The Yudins lived in style. In 1900s, they had three luxury homes in Blagoveshchensk with expensive trotters in their stables. However, the marriage came apart. They didn’t have children; besides, she had a whimsical character and adventurism. Another possible reason for divorce was that her husband was away for a long time in his goldfields. Оne way or another, Konstantin Yudin successfully remarried, he got kids and the new family moved to the town of Zeya. All the sudden, Anastasia who had been in easy circumstances before, found herself in need. After that, according to unverified rumors, she knocked together a band of men and women which robbed gold diggers and owner of goldmines for a few years. At that, the ringleader distinguished herself by exceptional cruelty; very few escaped from the gang alive. Now, the former “Joan of Arc” became the “Lady Macbeth of Zeya district”. Yudina was even attributed to the terrible mass murder of members of Konstantin Yudin’s family. They said Anastasia inspired her henchman to do that. Eight people were killed including children. Just one person, a workman survived; he became the only witness of that terrible crime. After that, Anastasia disappeared without leaving a trace. They said she moved to China with plundered valuables – from the terrible rumors or from the punishment – nobody knows for sure. Other sources say that she was returned back to Russia and appeared in court. It is unknown if the trial took place and what was its decision.

It is not ruled out that it was not Anastasia Yudina at the head of the band and the rumors were disseminated by envious persons of this extraordinary woman.

In 1990s, a small item of news was published in a local newspaper in Zeya. “The hoard of the famous “Lady Macbeth of Zeya district” is found… After the brutal murder, Yudina rushed out to China with plundered treasuries. A part of them she allegedly hid in one of remote gold mines of her former husband; another part was buried in a hiding place at the Mukhin street. The hiding place was discovered by a worker who repaired a telephone cable. An encoded plan of the third hiding place in our town was also found.

It remains a puzzle if those hiding places have anything to do with Anastasia Yudina; even they do, was she a real brigand of these are just rumors…

Alexander Khromov
May 2011
January 2013 (Supplemented with new details)

Reprinting is welcomed only with a proper attribution to the Female Single Combat Club

From the book "Amur Heroine"
by Y.Elets
Photos from the resource AmurInfo

Anastasia Yudina
Anastasiya Yudina - heroine of Blagoveshchensk defence


Anastasia Yudina
Anastasiya Yudina in a trench among city defenders


Anastasia Yudina
Duel between Anastasia Yudina and an Amur Cossack away from the camp of gold diggers
Composition by Lillie Lefort


Lady wrestlers
Ladies wrestling. Old postcard


>> Female Combat History

>> Circus wrestling and powerlifting at the turn of the century

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated:

клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Амурская тигресса

Анастасия Юдина

Ladies wrestling
Дамская борьба.
Рисунок Николая Куликовского

English Version


Чего только не говорили об этой необыкновенной и эксцентричной женщине, которую называли «Амурской тигрицей» - она и героиня обороны Благовещенска, и отважная ополченка, и смелая борчиха, и отчаянная дуэлянтка, и красавица-авантюристка, и даже безжалостная разбойница...

Анастасия Исааковна (Исаевна) Юдина (в девичестве Делярова) родилась в 1871 году в селе неподалеку от Томска, ее отцом был простой солдат. Анастасия с детства привыкла к тяжелому физическому труду и, как у многих сибиряков, у нее развился независимый и твердый характер. Анастасия рано вышла замуж за крестьянина Константина Давидовича Юдина, разбогатевшего на приамурских золотых приисках. Константин Юдин принадлежал к христинанско-иудейской секте субботников, которых царское правительство ссылало в Сибирь и на Дальний Восток. Судя по имени отца самой Анастасии, он тоже был из семьи субботников. Позже муж Анастасии стал видным золотопромышленником, ведь в приамурских горах имелось немало месторождений золота.

Старательское дело тяжелое, оно было связано с многодневными переходами, ночевками в шалашах и палатках, с опасностью повстречать на пути лихих людей или диких зверей. Поначалу, Анастасия частенько сопровождала мужа в походах и воспитала в себе волю и закалила тело. Это была сильная, решительная, эксцентричная и красивая женщина. Она нравилась мужчинам, и многие женщины ревновали к ней. Однажды, будучи еще совсем молодой, она прославилась на всю округу дуэлью со здоровенной амурской казачкой, которая приревновала к ней своего мужа. Женщины удалились подальше от старательского лагеря и договорились драться до капитуляции одной их соперниц. Мужчины, издали наблюдавшие эту живописную сцену на фоне холмов, окаймляющих реку Зею, рассказывали, что бой был упорным и равным, с применением рук и ног, а обе дуэлянтки вернулись в лагерь потрепанные, но гордые. После этого женщины не только помирились, но и стали подругами.

Но настоящую славу Анастасия Юдина снискала своими подвигами во время героической обороны Благовещенска от маньчжуров, которые в 1900 году осадили и бомбардировали город.

В начале июля 1900-го года начались обстрелы Благовещенска с правой, китайской стороны Амура. Это было связано с широко развернувшимся в цинском Китае восстанием ихэтуаней против иностранцев и христиан, которое впоследствии получило название «боксерского». Военные действия дошли и до Благовещенска. После обстрелов среди населения Благовещенска возникла паника, начались грабежи и беспорядки. Но не все поддались панике, в том числе, Анастасия Юдина, примкнувшая к добровольцам, оборонявшим город. По всей линии Амура шла оборона. До середины июля город держали только добровольцы. Мужественные женщины во главе с Анастасией Юдиной плечом к плечу с мужчинами участвовали в оборонных боях.

В виду возможной высадки маньчжур на российский берег Амура, было приказано, собрать все лодки и сосредоточить их в одном месте ниже пристани. На это предприятие вызывали добровольцев, но таковых не находилось, так как китайцы поддерживали непрерывный ружейный огонь. Наконец нашлись две женщины — Анастасия Юдина и Евгения Катышева, которые взялись выполнить эту трудную задачу, на которую не решались даже мужчины. За ними последовало несколько мужчин. Нужно заметить, что мужчины сплавили по одной лодке, а две женщины — три. Когда они гнали третью лодку и не могли с ней справиться веслами, то им пришлось соскочить в воду. В это время одной из них две пули прострелили юбку, но не причинили никакого вреда. Китайцы все время, пока происходило собирание лодок, производили усиленный, но безуспешный ружейный огонь. Обе героини были представлены к награде.

Вот, что писали газеты о подвиге Юдиной: «Одна из женщин, эксцентричная красавица, Анастасия Юдина, особо проявила себя в деле. Чтобы воодушивить защитников города, она, вместе с подругой пресекла Амур на лодке, чтобы разведать вражеские позиции... Пули изрешетили ее платье, руки распухли и были все в крови от трехчасовых нечеловеческих усилий справляться с тяжелыми ладьями. Когда Юдина вышла на берег, казаки и добровольцы встречали ее тройным "Ура!". Тогда офицер Золотарев воскликнул: "Да здравствует наша Сибирь нашими русскими сильными женщинами!" Несомненно, подвиг Жанны Д’Арк кажется незначительным по сравнению с самоотверженностью Анастасии Юдиной!».

Японский писатель Симэй Футабатэй (Хасэгава Тацуносукэ) (1864—1909), глубоко чтивший прекрасных, самоотверженных тургеневских девушек, восхищался чистым и сильным характером «русской Жанны д’Арк». Он перевел и опубликовал очерк Ю. Л. Ельца «Амурская героиня» о подвиге А. И. Юдиной, проявившей мужество во время осады города. Фтабатэй поместил очерк в японском женском журнале — в назидание своим соотечественницам.

Существуют различные (иногда противоречивые) сведения о дальнейшей судьбе героической защитницы города. Спустя год после боевого крещения эксцентричная Юдина удивила окружающих, вызвав на «борцовскую дуэль» гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль истинных дам: «дуэлянтши», одетые в платья и шляпки, по команде секундантши должны были набежать друг на друга из исходных позиций в противоположных частях арены. Две дамы разных комплекций, не обладающие достаточной борцовской подготовкой, яростно набросились друг на друга, крепко сцепились в объятьях и стали толкаться, топча арену по кругу. Грен явно превосходила Юдину в силе, но та проявляла отчаянное упорство, энергию, ловость и боевую ярость, яростно сопротивляясь. Дамы никак не желали перейти в партер, тратя все силы на прямолинейный напор. Но, в конце концов, они завалились и стали кататься по бархату арены. Зрители возбудились до крайнего состояния (так, согласно "Московским ведомостям", публика "как белены объелась и гикала"). Наконец, Юдиной удалось надолго забраться на противницу, и, к неописуемой радости зала, ей была присуждена победа. Это окрылило ее, и она стала участвовать в другие борцовских схватках на арене местного цирка, постепенно набираясь опыта. Не нуждаясь в деньгах, Юдина боролась из спортивного интереса, выплескивая избытки неуемной энергии. А спортивный азарт в ней был бешеный. Обучал и наставлял ее товарищ по обороне города (по слухам любовник), артиллерийский офицер, хорошо владевший приемами французской борьбы.

На борцовской сцене Юдина представала фурией взрывного темперамента, с горящими глазами, вселявшая некий страх. Хозяин цирка пытался подыскать для нее достойных соперниц, ведь Дальний Восток богат был сильными бедовыми бабами. Но никакая сила и уменье не могли сдержать жаркого пыла Анастасии Юдиной; даже если она проигрывала, ее соперницы уходили сильно потрепанными, с синяками и ушибами. Так что количество женщин, желающих бороться с Юдиной, уменьшалось, поэтому она стала бороться с добровольцами-мужчинами, которым, чтобы уравнять шансы, правую руку завязывали за спину. Тренируемая «другом» она со временем умудрялась “класть” почти всех мужчин (по-прежнему вынужденных давать ей фору). Однажды Юдина решила поэпатировать публику и предложила вышедшему “однорукому” сопернику заменить борьбу на кулачный бой в перчатках. Тот не соглашался, но она настояла, и он некоторое время оборонялся одной рукой от вошедшей в боевой раж женщины, пока ему это не надоело и он вполсилы ударил Юдину по корпусу. Женская психика не всегда предсказуема. Заправская дуэлянтка, не убоявшаяся пуль и штыков при обороне города, а затем участвовавшяя в десятках борцовских поединков, впала в истерику от одного несильного удара в бок и в слезах покинула зал. Публика негодовала и готова была растерзать смущенного участника поединка, у которого был небольшой выбор: либо быть побитым дамой, либо, побив ее, быть побитым публикой.

После этого случая Юдина прекратила участвовать в поединках. Что было с ней дальше – загадка. По-слухам, она выбрала другой пагубный «боевой путь», ведь бесстрашие и сила не всегда сопутствуют добродетели...

Дальнейшая судьба Анастасии изобилует только темными пятнами. Супруги Юдины жили на широкую ногу. В 1900х годах у Юдиных в Благовещенске было три дома с роскошной обстановкой, а в конюшнях стояли дорогие рысаки. Но потом брак Юдиных распался. Может, на это повлияла бездетность супруги, ее взрывной, взбалмошный характер и авантюризм, а может, долгие отлучки мужа в тайгу. Так или иначе, Константин Давыдович Юдин удачно женился, у него появились дети, и он переехал жить в Зею. А Анастасия, привыкшая жить в достатке, вдруг осталась без денег. После этого, по непроверенным слухам, нужда сподвигла ее сколотить банду мужчин и женщин, которая несколько лет занималась разбоем и грабила старателей и золотопромышленников. Причем сама предводительница отличалась особой жестокостью, и редко кто уходил живым из рук ее приспешников. За это в народе бывшую героиню прозвали Юдихой. Теперь ее уже сравнивали не с Жанной Д’Арк, а называли Леди Макбет Зейского уезда. Юдиной приписывали даже страшное преступление, происшедшее в этом крае – убийство семьи ее первого мужа, золотопромышленника Константина Давыдовича Юдина. Якобы Анастасия навела на их дом бандитов. Было зарезано восемь человек, в том числе малолетние дети. Выжить смог только один работник, который и стал главным свидетелем. После этого Анастасия бесследно исчезла – то ли спасаясь от страшных слухов, то ли от возмездия за преступления. Говорили, что она уехала в Китай с награбленным добром, но была возвращена в Благовещенск и предстала перед судом. Но состоялся ли такой суд и каково было его решение и что стало с Юдиной остается неизвестным.

Не исключено, что банду возглавляла вовсе не Юдина, а слухи распространялись завистниками этой необыкновенной женщины...

В 1990-х годах в зейской районной газете вышла небольшая заметка: «Найден клад знаменитой Леди Макбет Зейского горного округа... Поспешное бегство Юдихи в Китай после совершенного зверского преступления не позволило ей вывезти награбленные сокровища. Часть она предположительно спрятала на одной из богатых заимок своего бывшего мужа, в районе прииска "Пионер", а часть была зарыта около дома № 251 по улице Мухина. Тайник обнаружил рабочий С. во время ремонта телефонного кабеля. Вместе с сокровищем была найдена зашифрованная схема, указывающая место захоронения еще одной части сокровищ у нас в городе. Предположительно это участок между озером Исток и старым кладбищем».

Остается загадкой, имеют ли эти клады какое-то отношение к Анастасии Юдиной, а если имеет, то правда ли, что она действительно была разбойницей, или это просто слухи...

Александр Хромов
Май 2009г.
Дополнено в январе 2012г.


Перепечатка статьи приветствуется только с указанием ссылки на "Клуб Женских Единоборств"

Из книги "Амурская героиня:
При осаде Благовещенска китайцами" М.: Тип. Забалуева, 1901
Автор Ю.Елец

Anastasia Yudina
Анастасия Юдина - героиня обороны Благовещенска


Anastasia Yudina
Анастасия Юдина в окопе среди защитников Благовещенска


Anastasia Yudina
Дуэль Анастасии Юдиной и амурской казачки вдали от старательского лагеря.
Композиция Лилли Лефорт


Lady wrestlers
Дамская борьба. Старинная открытка


>> История Женских Единоборств

>> Цирковая борьба и цирковой атлетизм на рубеже веков


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: