клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Они делали историю


Женщины - борцы джиу-джитсу

Британки - первые борцы джиу-джитсу и тренеры боевых искусств

Эдит Гарруд и Эмили Уоттс

Jiu-Jitsu
Эмили Уоттс (слева) в спарринге. Ок. 1905 г. Фото из её книги "Изящное искусство джиу-джитсу", 1906

English Version


Женский спорт как явление появился в 19 веке, к концу которого дамы из высшего света в Европе и США занимались уже несколькими видами спорта. До этого женщины тоже занимались физическими упражнениями, но женский спорт как явление до 19 века не существовал.

Если же говорить о боевых искусствах и единоборстве, то у женщин есть своя длинная история участия в них – от спартанских девушек-борцов до британских кулачых бойчих. Тем не менее, подобные эпизоды в ичтории были очень редки и обычно рассматривались как легеды или отклонения от нормы

На рубеже 19 и 20 веков движение за равные права женщин проникло во все сферы жизни, включая спортивные занятия. Как только женщины вышли за пределы домашних дел, они осознали, что среди других вещей, им необходимо освоить навыки самообороны и участвовать в физичекских упражнениях. Такие популярные тогда виды единоборств как бокс и борьба не привлекали женщин из-за их непривыяной для женщин прямолнейной жестокости. К тому же, нормальной женской спортивной одежды для занятий такими видами спорта тогда не существовало.

В то же время, японский вид боевого искусства джиу-джитсу, завезённый энтузиастами в Европу и Северную Америку в 1890х годах, моментально приобрёл популярность у женщин. Джиу-джитсу, означающее искусство поддаваться, считалось вполне подходящим занятием для женщин. Сама концепция джиу-джитсу – использовать силу и энергию атакующего против него – позволяла успешно противостоять более крупному и сильному противнику.

Именно джиу-джитсу стало первым боевым искусством, завоевавшим широкую популярность среди женщин – задолго до того как женское спортивное единоборство получило международное признание. В те времена женщины занимались джиу-джитсу не ради славы или наград, а для телесного и духовного совершенствования, а также для развития навыков самообороны. А главное, они получали от этого удовольствие. Это искусство считалось элегантным и женственным, поскольку, в отличие от английской и французской борьбы, в которых упор делался на силовое противоборство, основа джиу-джитсу - умение искусно "поддаваться" сопернику, используя его движения и его массу против него, в свою пользу.

Развитие женского джиу-джитсу тесно связано с движением женщин (прежде всего, британских) за равные права - Suffrage, поэтому эти два термина соединили в один: активисток за права женщин стали называт джиу-суфражистками, а женское боевое искусство - суфраджитсу. Поскольку суфражисток было мало, они уповали на умение и ловкость в борьбе с полицией и правительством

Уже в самом начале двадцатого века у лондонских дам стало модным устраивать так называемые "вечера джиу-джитсу" в женских салонах, на которые часто приглашались опытные инструкторы, такие как Юкио Тани, которые обучали женщин основам этого искусства борьбы без оружия. Дамы получали пригласительные открытки на вечер в салоне с незаметной припиской в углу "борьба" (вместо обычных "пение" или "танцы"). Приехав по указанному в приглашении адресу они располагались в просторной гостиной, из которой была убрана почти вся мебель. В центре залы располагался борцовский ковёр. Надев специальные плотные удлиненные куртки-кимоно "уваги" и подпоясавшись яркими поясами, дамы практиковались в бросках, захватах и в защитных приёмах, которые составляли так называемую "науку поддаваться".

Россия также не осталась в стороне. В 1910 году литературно-художественный журнал "Нива" публикует статью "Новый способ самообороны". В статье были представлены приёмы джиу-джитсу, которые могли использовать женщины.


Джиу-джитсу (с японского – "мягкое искусство", другие варианты произношения: дзю-дзюцу, джиу-джицу, джу-джитсу, джу-джутсу, джуи-джитсу и т.д.) - одно из древнейших японских боевых искусств, история которого насчитывает не одно столетие. "Искусство мягкости" — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу — искусство рукопашного боя, основным принципом которого является "мягкая", "податливая" техника движений. Это древнее боевое искусство по сути является прародителем многих видов боевых искусств: дзюдо, айкидо, каратэ, самбо.

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, в то время как основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита. Занятие дзю-дзюцу призвано формировать стойкий, мужественный характер, совершенствовать лучшие человеческие качества.

По традиции, говоря о древнем боевом искусстве используют произношение дзю-дзюцу, а современный спорт называют джу-джутсу или джу-джитсу, а чаще - джиу-джитсу

Weaker sex and Jiu-Jitsu

Weaker sex and Jiu-Jitsu

Эдит Гарруд и Эмили Уоттс – пионеры женского джиу-джитсу

Эмили Диана Уоттс (1867–1968) – одна из первых энтузиасток боевых искусств, а также одна из первых тренеров и учителей боевых искусств для женщин. Она разработала уникальные методики обучения женщин физической культуре, в частности приёмам самообороны и борьбы джиу-джитсу. Mrs Roger Watts Её руководства по джиу-джитсу и самообороне десятилетиями были настольной книгой женщин, увлекающихся джиу-джитсу и другими восточными единоборствами.

Эмили родилась в богатой английской семье в позднюю Викторианскую эпоху. С раннего детства она обучалась танцам. В возрасте 36 лет, будучи замужем за мистером Роджером, миссис Роджер Уоттс в 1903 году начала заниматься джиу-джитсу. Её учителем был Садаказу "Раку" Уениши, высокопрофессиональный мастер японских боевых искусств, который преподавал в Клубе джиу-джитсу на площади Голден-сквер в лондонском районе Сохо; он также участвовал в борцовских поединках в лондонских мюзик-холлах. Уениши написал прекрасный учебник по "джиу-джитсу, практикуемому в Японии".

Когда в 1903 году у Эмили возник страстный интерес к джиу-джитсу, она стала посещать додзё на Голден-сквер, которым руководил Садаказу Уениши и Акитаро Оно . К 1906 году она уже вела собственный класс и опубликовала книгу "Изящное искусство джиу-джитсу", которая стала первой книгой по джиу-джитсу, написанной по-английски для женщин. В книге использованы приёмы, характерные для школы Кодокан. Хотя многочисленные фото-иллюстрации, содержащиеся в книге Уоттс не были новыми в мире боевых искусств, они отличались в лучщую сторону от имевшихся к тому времени пособий. Во-первых, фотографии были сделаны во время реальных спарринг-поединков Эмили с партнёршами, а не в статических позах, как это было принято до этого. Во-вторых, предисловие и введение были написаны её светлостью герцогиней Бедфордской и Сэром Лодером Брантоном, видным эдинбургским медиком, что свидетельствовало о высоком уровне книги. Кстати, Анна Рассел, герцогиня Бедфордская (подруга королевы Виктории), тоже энтузиастка джиу-джитсу, участвовала в спарринге для фотоиллюстраций книги.

В течение трёх лет – c 1903 по 1906 год Эмили Уоттс обучала класс из 15 мальчиков на Катке Принца в Найтбридже. Когда в 1908 году Уениши покинул Британию, тренировкой мужчин в занялся Уильям Гарруд, а обучением женщин и детей – его супруга, Эдит. Edith & Willaim Garrud

В 1914 году Уоттс опубликовала вторую книгу "Возрождение греческого идеала", в которой представила систему физических упражнений, основанных на древнегреческих описаниях и изображениях. За эту работу её зачислили во французский исторический "Институт Марэ " и американский Институт археологии. В течение последующих четырез десятилетий Уоттс ездила с лекциями по миру, демонстрируя свою систему физических упражнений. Дожив до 101 года Уоттс доказала её эффективность.

В свои презентации Уоттс включала элементы греческих танцев (по примеру Айседоры Дункан) и традиционную пластику викторианских поз; полуобнажённые атлеты, покрытые белой пудрой, изображали древние классические статуи, Этот вид изобразительного театра приобрёл популярность на рубеже столетий стараниями знаменитого атлета Эжена Сандова.

Как утверждалось в "Возрождении греческого идеала", система тренировок, разработанная Уоттс, далеко выходила за рамки театрализованных представлений. Она была основана на принципах баланса и динамического напряжения и стимулировала физическое, ментальное и духовное развитие человека. Эта сисема также была призвана продлить человеческую жизнь и восстановить осанку и энергию молодости.

"Я открыла для себя 'Закон баланса в движении', который позволяет развить наибольшую быстроту и силу с наименьшими затратами энергии. Этот закон предусматривает постоянное нахождение центра тяжести движущегося тела выше основания. Это условие почти невозможно достичь, если не следовать описанному мной принципу динамического напряжения".


Эдит Маргарет Гарруд (1872–1971), наряду с Эмили Уоттс являлась одной из первых энтузиасток боевых искусств, а также одним из первых тренеров и учителей боевых искусств для женщин. Совместно со своим мужем она вела занятия в спортивной школе, а также тренировала женский боевой отряда, в который входило 25-30 крепких барышень, всецело преданных целям Женского социально-политического союза. Их задачей было не допускать аресты активисток Союза. Edith Garrud

Эдит Маргарет Гарруд (по рождению Вильямс) родилась в 1872 году в маленьком английском городке. Там она закончила школу и стала учительницей, преподававшей гимнастику в школе. Однажды она встретила Вильяма Гарруда, который приехал в их город преподавать бокс и борьбу. Она стала его студенткой, а потом и женой. Вскоре они приехали в Лондон, где Вильям вел занятия борьбой в университете. Там супруги Гарруд впервые познакомились с учителем джиу-джитсу, Вильямом Бартоном-Райтом, основателем необычного искусства самообороны, сегодня известного как бартитсу (считается, что Шерлок Холмс владел приемами именно этой борьбы).

В 1899 году Гарруды побывали на демонстрации искусства джиу-джитсу, которое привез в Англию из Японии Эдвард Бартон-Райт. Он, кстати, также был создателем борьбы бартитсу, о которой мы знаем благодаря историям о Шерлоке Холмсе. Эдит очень понравилось джиу-джитсу, в особенности потому, что оно позволяло даже человеку небольшого роста одолевать более крупных и сильных противников. А она была невысокой женщиной – около полутора метров ростом. Сцпруги увлеклись бартитсу и некоторое время тренировались самостоятельно.

Срустя пять лет, супруги Гарруд стали посещать школу джиу-джитсу знаменитого японского тренера Садакаци Уениши, расположенную в лондонском Сохо. Когда тренер вернулся в Японию, Вильям занял его место, а Эдит стала преподавать там же в классах для женщин и детей.

В 1908 году, когда Уениши покинул Британию, Вильям возглавил собственную школу джиу-джитсу, в которой Эдит вела занятия для женщин и детей. Вскоре у Эдит появились необычные ученицы.

В январе 1911 Эдит Гарруд создала и поставила спектакль "Что каждая женщина должна знать" со сценами борьбы женщины с нападающим на неё мужчиной с использованием техники джиу-джитсу. Эдит демонстрировала технику с партнёром, в то время как Вильям делал пояснения. В августе этого же года она опубликовала статью о женской самообороне в журнале "Здоровье и Сила".

Супруги Гарруд популяризировали джиу-джитсу, демонстрируя приёмы в спарринг-поединках на разных аренах Лондона. Начиная с 1908 года Эдит также работала в классах, где обучала группы суффражисток приёмам джиу-джитсу. Начиная с 1911 года эти классы расолагались в школе танцев в Академии Палладиум на Эгрилл стрит.

В 1913 году правительство Британии издало указ под названием "Акт кошек и мышек", по которому арестованные лидеры движения суффражисток, державшие голодовку, отпускались на время из тюрьмя для поправки здоровья – с тем, чтобы позже их снова арестовать. На этот указ организация Социфально-политический союз женщин (СПСЖ – англ. WSPU) ответила созданием боевого отряда, состоящего из примерно 30 женщин, который был назван "Телохранительницы", чтобы защитить лидеров суффражисток от повторного ареста. К Эдит обратилась Гертруда Хардинг, выбранная главой отряда телохранителей, с просьбой стать официальным тренером этого боевого отряда суфражисток. Так Эдит Гарруд стала тренером "Телохранительниц" и обучала их приёмам джиу-джитсу, а также использованию гимнастических булав в качестве защитного оружия. Обучение происходитсо в секретном месте, чтобы не привлекать внимание полиции.

"Телохранительницы" участвовали в нескольких боях с полицейскими, пытавшимися арестовать лидеров суфражисток, что получило широкую огласку.

В некоторых случаях бойцы отряда организовывали успешные побеги и отбивали лидеров движения от полицейских облав. Они использовали переодеваний и создавали ловушки, сбивающие полицию с толку. Несколько таких операций описаны в неопубликованных мемуарах члена отряда Катерины "Китти" Маршалл под названием "Приключения и побеги суффражисток". Для этих женщин-бойцов журналисты придумали термин "суфраджитсу, соединив два слова – суфражистки и джиу-джитсу. Бойцы придерживались трёх основных принципов: самооборона, хитрость, саботаж.

Отряд "Телохранительницы" был распущен вскоре после начала Первой Мировой войны. Лидер СПСЖ Эммелин Панкхёрст приняла решения прекратить боевую деятельность суффражисток, чтобы поддержать Британское правительство во время кризиса.

Эдит и Вильям Гарруд продолжали работать в области самообороны до 1925 года, когда они продали свою школу и стали жить частной жизнью.

Эдит Гарруд была миниатюрной женщиной ростом 150см, в то время как офицер полиции Метрополитэн должен был быть не менее 178см ростом. Силы явно неравны, но у Эдит было секретное оружие.

Эдит проработала инструктором самообороны до 1925 года. Умерла Эдит в 1971 году. В возрасте 99 лет. У нее было трое детей и шестеро внуков.

Эдит Гарруд по праву считается основоположницей женского джиу-джитсу, женских боевых искусств и самообороны в Европе и Америке.

Актриса Хелена Бонэм Картер, исполнившая главную роль в фильме 2015 года "Суфражистка", старалась быть похожей на Эдит Гарруд и даже настояла, чтобы главную героиню звали Эдит. "Она была удивительной женщиной, и её методы борьбы были основаны не на грубой силе, а на умении и навыках",– заявила Хелена Картер.

Именно эти умение и навыки позволили суффражисткам противостоять более сильным противникам. Во время интервью в 1965 году Гарруд вспомнила об одном эпизоде, когда во время акции протеста у Парламента, полицейский хотел прогнать её, заявив, что она там всем мешает. На что Эмили сказала: "Извините, это вы тут всем мешаете", и бросила его через плечо. Phoebe Roberts

Помимо двух выдающихся пионеров женских боевых искусств, Эдит Гарруд и Эмили Уоттс, еще следует вспомнить ещё об одной лондонской даме – Фиби Лофтон Парри (1887-1936), выступавшей под сценическими псевдонимами Мисс Робертс и Фиби Робертс. Она была одной из первых (если не самой первой) женщин, занимавшихся и преподававших джиу-джитсу - она была самой молодой из них. Фиби родилась в Блейне, Уэлльс, но еще ребенком с семьей переехала в Лондон.

В 1906-1908 годах, совместно с видными мастерами джиу-джитсу, мисс Робертс также участвовалв во многих представлениях, в которых демонстрировалась различная техника этого боевого искусства. Помимо Тани и Тияке, в выступлениях участвовали Акитаро Оно, Садаказу Уениши и Юзо Хирано. На сцене мисс Робертс представляли как "Дама-чемпион мира по борьбе джиу-джитсу", поскольку она дважды – в 1906 и 1907 годах – участвовала в женском чемпионате Британии по джиу-джитву, в которых победила другую видную джиу-джистку, Люси Вестон.

В январе 1910 года Фиби Робертс, вместе с её учителями и коллегами, Садаказу Уениши и Юзо Хирано уехала в Португалию, где стала первой женщиной, практиковавшей джиу-джитсу. Она вышла там замуж за умерла в 1936 году и похоронена в городе Порто в Португалии, которая стала ддя неё второй родиной. Florence LeMar and Koe Gardiner

В начале 20го века в Британии было немало других женщин-джиу-джисток и энтузиастов этого единоборства, включая знаменитую актрису Марию Стадхолм, посещавшую додзё Юкио Тани на Оксфорд стрит. На фотоснимке 1907 года она запечатлена в униформе джиу-джитсу, вместе в сенсеем Юкио Тани и другими тренерами по джиу-джитсу, включая Фиби Робертс. Знаменитая герцогиня Бедфордская Мэри Рассел, уже упоминавшаяся как соратница Эмили Уоттс, также являлась энтузиасткой джиу-джитсу и практиковалась в спарринге с Уоттс на площадках аббатства Вобурн.

И наконец, необходимо упомянуть австралийку Флоренс Гардинер (сценический псевдоним Флоренс "Блестящая" ЛеМар), энтузиастку и пропагандистку джиу-джитсу. Флоренс была замужем за профессиональным борцом, англичанином Джо Гардинером, который обучился джиу-джитсу, в Лондоне в 1900е годы. В 1910х годах супружеская пара создала театрализованное представление, на котором Флоренс рассказывала о боевом искусстве джиу-джитсу, как о средстве самообороны и о виде спорта – прежде всего для женщин и детей. Представления сопровождалось сценками с демонстрациями различных приёмов джиу-джитсу, в которых она работала в спарринге с Джо, исполнявшим роль бандита и насильника. Это представление пользовалось большим успехом и завоевало популярность в Австралии и Новой Зеландии.


Общество женщин-борцов

:
Jiu-Jitsu
Craze ladies practicing Jiu-Jitsu in a London West-End drawing room

Sufrajitsu

Статья "Общество женщин-борцов: Дамы, увлекающиеся японским джу-джитсу" (Daily Mirror, April 4, 1904)

Юкио Тани, великий японский борец и учитель джиу-джитсу, который уверенно победил англичанина в борьбе за приз 200 фунтов, организовал многочасовые еженедельные уроки этого благородного японского искусства самообороны с девицами и дамами в Мэйфере на Вест-Энде Лондона. Представляете, умирающая от скуки Леди Клара Вер-де-Вер из поэмы Теннисона попала в мир джу-джитсу, и с энергично и быстро научилась науке одолевать здоровенного хулигана в кепке и кашне. В субботу автор получил свидетельство по этому вопросу от "Аполлона", японского менеджера [борца Юкио Тани].

Этот человек ещё не закончил свой завтрак, когда наш репортёр позвонил в его уютную квартиру на Шефтсбери авеню, но он охотно согласилмя побеседовать. Uyenishi class

Это делает женщин изящными

“Джу-джитсу”, сказал он, "особо подходит дамам по нескольким причинам. Во-первых в этом искусстве не требуется особой мускульной силы, а только умение и быстрота. Во-вторых, помимо пользы как средства самообороны, это занятие делает женщину изящнее и улучшает её фигуру. Чтобы заниматься джу-джитсу необходимо держать корпус ровно вертикально. Этот вид борьбы, в отличие от всех других, не требует нагибаться и, таким обюразом, не уродует фигуру”.

Увлечение [джу-джитсу] по-видимому возникло, когда Тани начал проводить занятия в частных домах и демонстрировал на практике борьбу в японском стиле. Лондонские светские львицы стали терять интерес в венгерским скрипачам и польским тенорам, им они казались уже вышедшими из моды, зато их привлекал загадочный, гибкий и стройный японец и его мэнеджер, демонстировавшие загадочное искусство джу-джитсу. Во время бальных вечеров, в перерыве между танцами, бывало вносили в бальный зал борцовские маты, и танцоры развлекались зрелищем борьбы и приёмов джу-джитсу. Отличительные черты джу-джитсу - изящество, быстрота движений и отсутствие грубого насилия привлекают Леди Клару Вер-де-Верe, а от желания смотреть до желания делать - один шаг. В результате, Тани получил возможность приложить свои руки к прекрасным знатным дамам, чтобы обучать их различным захватам и заломам, которые составляют основу японского искусства самообороны.

Увлечённость дам

"Девушка",- говорит авторитетный мэтр, "может изучить и освоить джу-джитсу в три раза быстрее и в два раза лучше, чем мужчина. Прежде всего потому, что они очень увлечены этим. Кроме того, мужчину очень трудно заставить меньше курить и употреблять алкоголь, а также вовремя ложиться спать. А без этого невозможно достичь совершенства в джу-джитсу".

"Да, девушки гораздо больше заинтересованы в физическом самосовершенствовании, чем мужчины, и нет никаких сомнений, что этот вид единоборства лучше всего влияет на здоровье и красоту",- продолжает мэтр.

"В нашем мире женщин повсюду подстерегают опасности со стороны всяких бродяг и насильников. Но, вооруженные знаниями и навыками джу-джитсу, мадам или мадемуазель могут без сопровождения путешествовать, а в случае нежелательной встречи с бродягой у них будет возможность предоставить тому выбор - плакать и просить пощады или иметь сломанную руку".

Таким образом, новое увлечение стало настолько модным, что издатели пригласительных открыток стали впечатывать в углу слово "борьба" наряду с обычными темами вечеров, такими как "танцы" или "музыка.

Фото справа: 1905год: Джу-джитсу, или японскую научную борьбу теперь изучают члены Гимнастической труппы Элдершот под руководством японского профессора Уениши. На снимке: Уениши и его ученица демонстрируют приёмы джу-джитсу в зале Гимназии на Квинс авеню. Фотография Чарльза Найта.


Ещё о Суффраджитсу

Уже в 1910-е годы джиу-джитсу стало активно использоваться суфражистками, борцами за равноправие женщин.

Опасаясь ареста своих лидеров, Эвелины Хаверфилд и Эммелин Панкхерст, суфражистки решили организовать секретные боевые отряды телохранителей, которые могли бы охранять лидера и отбивать ее от полиции. suffragettes В августе 1913 года на митинге на Трафальгарской площади в Лондоне дочь Эммелин Панкхерст, Сильвия Панкхерст заявила: ”Мы еще не можем всерьез противостоять полиции, но мы должны этому научиться. Полиция владеет приемами джиу-джитсу. Женщины должны начиться этим приемам так же, как и мужчины. Мы будем тренироваться в Ист-Энде. Если у кого-то есть на примете мужчина, который был в армии или который знает что-нибудь о тренировках, пожалуйста, свяжитесь со мной, и мы начнем такие тренировки. Мы все должны выходить на демонстрации с палками. Какой смысл выходить на демонстрации за свободу безоружными? В следующий раз не приходите без палок, это касается мужчин и женщин. Мы должны сражаться.”

Конечно же, полиция стала следить за суфражистками, пытаясь определить месторасположения центра подготовки боевого отряда, чтобы идентифицировать всех членов организации. Не давали покоя суффражисткам и репортеры. Тренировочную базу приходилось переносить с одного места на другое, суфражисткам приходилось приходить и уходить окольными путями, запутывая следы и уходя от слежки.

Знакомство же суффражисток к боевыми искусствами произошло за несколько лет до этого по инициативе активистки женского движения и единоборки Эдит Гурруд.

Борьба женщин за избирательные права достигла высшего накала в годы, предшествующие Первой Мировой войне. Женщин арестовывали, они устраивали голодовки, их били резиновыми дубинками, Во время демонстраций на них нападали и сбивали их с ног. Самый худшее случилось в "чёрную пятницу" 18 ноября 1910 года, когда произошло массовое избиение женщин полицейскими и мужчинами из толпы. Около трёхсот суфражисток собралось возле Парламнта, окружённые превосходящей толпой и полицией. Б результате побоища многие женщины получили ранения и травмы, а около ста суфражисток было арестовано.

"Многие свидетельствовали, что их били не только полицейские, но и мужчины из толпы",- говорит Элизабет Кроуфорд, автор справочника "Движение за равноправие женщин. После этого женщины стаи готовится к таким выступлениям. Некоторые вставляли под одежду картонные щитки, чтобы защитить рёбра. Но к этому времени Эдит Гарруд уже преподавала в Социально-политическом Женском Союзе (СПЖС, англ. WSPU) науку защищаться. Эта наука основывалась на древнем японском боевом искусстве джу-джитсу. Главным принципом этой науки и искусства было использовать энергию нападающего против него.

Первое знакомство суффражисток с джиу-джитсу произошло на собрании СПЖС. Эдит Гарруд и её муж Вильям, которые совместно руководили школой боевых искусств на лондонском Голден Сквер, записались на это собрание. В тот день Вильям был болен, и Эдит сама провела собрание, рассказав присутствующим об искусстве самообороны и призвала их изучать его.

Однажды, Эдит проводила занятия в студии, она подняла глаза на стеклянный потолок и увидела там распластанные фигуры мужчин, которые следили за занятиями. Эдит сразу же прекратила урок, озабоченная тем, чтобы ее секреты не были раскрыты полиции. Когда женщины стали разбегаться, у входа их ждали люди с фотоаппаратами. Кому-то удалось сбежать от шпиков неопознанными, так, например Гертруда Хардинг отделалась от слежки, вскочив в проезжающий на большой скорости трамвай, а через какое-то время также на ходу соскочив с него. Кому-то не удалось, утомленные женщины, отчаявшись уйти от преследователей, возвращались домой.

Несмотря на то, что Эдит не участвовала в драках, так как она была ценным агентом организации, ведущим обучение ее членов, она поддерживала своих сестер по борьбе другим образом. Ее часто видели карабкающейся по ограде, окружающей тюрьму , в которой содержали суфражисток. Забравшись повыше Эдит распевала песни протеста, размахивая зелено-бело-красным флагом суфражисток. Зеленый цвет означал надежду, белый – чистоту, красный – благородство.

Приблизительно к 1910 году она регулярно вела классы для суфражисток и писала статьи в газету СПСЖ "Голос для женщин". В своих статьях она доказывала, что джиу-джитсу – подходящее занятие для женщин, в особенности для достижения тех целей, которые провозгласил СПСЖ. Ведь джиу-джитсу – это искусство поддаваться, чтобы использовать превосходящую силу противника в противоборстве с ним. А противником суффражисток были здоровенные лондонские полицейские и само британское правительство. Edith Garrud and her husband

Деятельность Эдит Гурруд не прошла незамеченной для прессы. Журнал "Здоровье и Сила" опубликовал сатирическуйю статью под названием "Джиу-суффражистки". Журнал "Панч" поместил карикатуру, изображавшую Гарруд, стоящую в одиночестве против группы полицейских, подпись под карикатурой была "Суффражистка, знакомая с джиу-джитсу". Термин "суффраджитсу" стал общепринятым.

"В то время никто не ожидал, что женщины могут оказать физический отпор, причём успешный"б- говорит председатель Британской Ассоциации Джиу-джитсу Мартин Диксон. "Они выбрали самый эффективный путь в условиях, когда их пытались хватать в толпе".

Мать и дочь Панкхёрст согласились с доводами Гарруд и пощряли суфражисток заниматься джиу-джитсу. "Полицейские знают джиу-джитсу, поэтому я советую и вам изучить его. Женщины должны заниматься [боевыми искусствами] как и мужчины",- сказала Сильвия Панкхёрст, дочь Эммелины в в своей речи перед толпой в 1913 году. После этого конфронтация между полицией и суффражистками усилилась. Так называемый уках "Кошки и мышки" в 1913 году позволил голодающим заключённым-суффажисткам выйти на свободу – с тем, чтобы они поправили здоровье и возвратились в тюрьму.

СПСЖ выпустило коммюнике, в котором говорилось: "Миссис Панкхёрст играет решающую роль вдохновителя нашего движения, она – оидер наше организации, и важно не допустить её вторичного ареста". Об этом пишет Эмелин Годфри, автор книги "Женственность, преступление и самооборона в Викторианской литературе и обществе". "Поскольку миссис Панкхёрст нуждалась в защите, Эмили Гарруд сформировала отряд "Телохранительницы", который состоял из 30 женщин, которые взяли на себя сложную миссию", -поясняет Годфри. По ночам "телохранительницы" уезжали из Лондона на поездах, спрятав булавы, что вызывала большие неудобства. Edith's Garrud' Class

Однажды полиция окружила толпу, ожидавшую выступление Панкхёрст возле Зала Св.Андрея, надеясь схватить её. Сама Панкхёрст проникла через оцепление предъявив билет и притворившись зрительницей. Члены отряда телохранительниц образовали полукруг вокруг трибуны оратора. Неожиданно появилась Панкхёрст и стала говорить свою речь. Через полминуты полиция попыталась штурмовать сцену. Но они наткнулись на кусуи колючей проволоку, незаметно спрятанные в букетах цветов. "И завязалась битва 30 суффражисток и 50 полицейских перед четырьмя тысячами зрителей, которая продолжалась несколько минут ",- пишет Тони Волф, автор книги "Суффраджитсу: Амазонки миссис Панкхёрст". В конце концов полиция одолела телохранительниц и арестовала Панкхерст, но неожиданно отчаянное сопротивление, с которым им пришлось столкнуться, показало, что действия телохранительниц были весьма эффективными.

Suddenly Pankhurst appeared and started speaking. She did so for half a minute before police tried to storm the stage.

Миссис Гарруд не только обучала суфражисток приёмам джиу-джитсу, она также учила их как использовать обманные трюки против их противников. Например, однажды миссис Панкхёрст выступала с балкона в 1914 году на Камден Сквер. Когда она ышла из здания в вуали, полиция свалила её с ног и утащила в бессознательном состоянии. Но когда полицейские сняли вуаль, они поняли, что это другая женщина. Настоящая Панкхёрст скрылась, воспользовавшись переполохом.

Как писал Тони Волф об участии Эдит в движении суфражисток, "Она оказалась в правильном месте в нужное время. Джиу-джитсу органически вошло в круг обществ суффражисток. Женщины организовывали вечера борьбы, на которых обучали друг друга приёмам этого искусства и самообороны".

Миссис Гарруд и её ученицы продолжали борьбу до начала Первой Мировой Войны, когда суффражистки стали участвовать в помощи воюющей армии страны. По окончании войны, наконец был принят "Акт о народном передставительстве", и более восьми миллионов британских женщин было предоставлено право голоса. Однако полное избирательное равенство мужчин и женщин было установлено лишь в 1928 году.

Объявление около 1910 года: Обучение суффражисток джиу-джитсу (самообороне). Частные уроки или занятия в классе – ежедневно с 10:30 до 7:30. Специальное обслуживание членов СПСЖ. Воскресные уроки по договорённости. Также уроки бокса и фехтования. Эдит Гаррудб Аргилл-плейс, 9, Риджент стрит.


Первые в Европе женщины, практиковавшие и пропагандировавшие джиу-джитсу


Ссылки

Sufrajitsu Jujutsu
Brazilian Jiu-Jitsu
The History of Jujitsu
Jujutsu and Origins of Judo
Jiu-Jitsu History: Birth on the Battlefield
History of Jiu-Jitsu: Coming to America and the Birth of the UFC
Edith Garrud and the Jiu Jitsu of the Suffragette Movement. By Sarah Kurchak
The Fine Art of Jujutsu
The fine art of ju-jutsu by Mrs Roger Watts, 1906
The Evolution of Women's Judo, 1900-1945
Why was Jiu-Jitsu marketed towards women?
'Suffrajitsu': How the suffragettes fought back using martial arts
Suffrajitsu
Society Women Wrestlers: Ladies’ Craze for Japanese Ju-jitsu (Daily Mirror, April 4, 1904)
5 Reasons Why Women Should Train Jiu Jitsu
Practical reasons why women should practice Brazilian Jiu-Jitsu
Miss Phoebe Roberts, “Champion Lady Ju-Jitsu Wrestler of the World”
The Female Jiu-Jitsu Crew That Defended Women's Rights
Difference between Judo and Jiu-Jitsu
The martial athletics of Diana Watts
BJJ For Women
5 Reasons Why Women Should Train Jiu Jitsu (That Aren’t For Self Defense)
Women who changed Jiu Jitsu
9 of the best women in BJJ
Why Should Women Grapple?
The Martial Chronicles: Fighting Like a Girl
Martial Arts of the World: An Encyclopedia of History and Innovation, Volume 2
Эдит Гарруд — викторианка с кулаками


ИЛЛЮСТРАЦИИ

Jiu-Jitsu
Удержание. Фото с ресурса The Fine Art of Ju-Jutsu by Mrs Roger Watts

ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА

Все изображения существенно уменьшены в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.

Приёмы джиу-джитсу из книги Эмили Уоттс "Изящное искусство джиу-джитсу", 1906


Леди-джитсу и Суффраджитсу

Jiu-Jitsu
A few lessons of the Japanese art of self-defense at the London school where where a class is being formed for women
Daily Mirror, 1906. The Fine Art of Ju-Jutsu by Mrs Roger Watts


Видеоклипы с ресурса "British Pathe". "Мастер джиу-джитсу"


May 2017


>> История женских единоборств

>> Они делали историю

>> Джиу-джитсу

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: