клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Они делали историю


Гладиатрисы

Беллона Ахиллия

Gladiatrix
Ахилия и Амазонка. Барельеф из Галикарнасса. Британский музей, Лондон

English Versionя


Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, которые могут рождать великолепные (по их представлениям) зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщинам-гладиаторам была присуща особая привлекательность для болельщиков, они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Женщины на арене были редкостью, поэтому каждое их появление обставлялось с помпой как особо изысканное зрелище. Гладиаторши расценивались как "острые блюда".

Forum Boarium
Форум Боариум - первая арена гладиаторов. Реконструкция
Gladiatrix
Пьер Клоссовски. Гладиатриса

Женщины-гладиаторы редко упоминяются у римских историков. Если они и упоминаются, то как особо изысканное зрелище. В 66 н.э. император Нерон заставлял эфиопских рабов – мужчин, женщин и детей сражаться для удовольствия царя Армении Тиридата I. Идея женских гладиаторских боёв казалась римлянам свежей и увлекательной или наоьрот абсолютно абсурдной. Ювенал щекотал нервы своих читателей, описывая некую Мевию, охотницу на диких зврей, которая носилась по арене с голой грудью и с копьём в руках, гоняясь за кабанами. Петроний высмеивал богатых людей из низшего сословия, которые устраивали женские сражения на колесницах. Во время правления Домициана, около 89г. н.э. были отмечены бои между женщинами-гладиаторами, которых называли амазонками.

Не существует достоверных сведений о существовании специальных тренировочных центров и школ для женщин-гладиаторов. Известный историк античности, Марк Весли, предположил, что гладиатрисы могли тренироваться под руководством индивидуальных тренеров из коллегии, в которых юноши старше 14 лет изучали "мужские науки", включая военную подготовку. В качестве доказательства он расмотрел три сохранившиеся надписи. Первая – из Риети – увековечивание некой Валерии, которая погибла в возрасте семнадцати лет и девять месяцем и принадлежала к своей коллегии в Нумидии и в Фицулии. Большинство современных иследователей относят это описание к рабыне или служанке коллегии, но не к гладиатрисе. Тем не менее, женщины-гладиаторы видимо проходили те же тренировки и следовали дисциплине, подобно их товарищам-мужчинам, но возможно, с меньшими нагрузками.

Известно, что пару гладиаторов для сражения подбирали с близкими навыками и умениями, то же должно было бы иметь место в отношении гладиатрис. Памятный барельеф из Галикарнасса изображает две близкие по габаритам фигуры гладиатрис, которые сошлись для поединка. Одна из них идентифицирована как Амазонка, другая – Алиллия. Эти боевые клички связаны с легендарным племенем амазонок и с великим мифологическим героем Ахиллом. Обе они изображены без шлемов, в набедренных повязках, их ноги покрыты поножами, на руки надеты маники (защитные рукава), а в руках они держат щиты и боевые топорики. Два огруглых предмета внизу скорее всего изображают снятые шлемы. Надпись на барельефе содержит термин "миссио"; это означает, что после поединка им дарована свобода . Это означает, что они сражались доблестно и упорно.

В Древнем Риме существовали многочисленные законы и установления, касающиеся гладиаторов и гладиаторских боёв. В эдикте 22 года до н.э. всем представителям сенаторского сословия (кроме эквитов) – вплоть до их до внуков – запрещалось участие в гладиаторских боях. Нарушителей ждяла инфамия – лишение социального статуса и некоторых прав. В 19 году н.э., во время правления Тиберия, этот запрет был расширен, и новый декрет включил в запрет эквитов и граждан женского пола. Этот декрет определял, что все, кто мог появиться на арене, подвергались "инфамии", то есть лишению гражданства и части прав. Этот декрет ограничивал участие в играх женщин высших сословий, но не относился к тем женщинам, которые уже принадлежали к инфамии: женщины-неграждане, рабыни и освободившиеся,жёны гладиаторов, их подруги, любая из которых могла участвовать в подготовке и проведении Игр, а также участвовать в них. То есть, этот эдикт ограничивал участи в гладиаторских играх по сословному принципу, а не по принципу пола. Римская мораль требовала, чтобы на арене сражались только представители низших сословий. Император Калигула, который не желал уважать эти принципы, заслужил презрение потомков. Историку Диону Кассию пришлось написать, что гладиатрисы, которые принадлежали "несравненному императору" Титу, принадлежали к низшему классу, что не нарушало законов (хотя это, возможно, было не совсем так).

Forum Boarium
Большая школа гладиаторов (Ludus Magnus)
Wikipedia

В надписи середины второго века, найденной в Остии Антике, говорится об Играм, происходивших в то время; там упоминаются "женщины с мечом", которых местный магистрат предписывает предоставить для игр. Причём, использовалось слово " mulieres ", что озанчает женщины, а не слово " feminae ", дамы, что подчёркивает их низкий социальный статус.

Ювенал описывает знатных дам, появлявшихся на Играх, как "богатые женщины, потерявшие достоинства и благодетели своего пола". Они потакают своим слабостям и вызывают чувство стыда за них, за их пол и за порядки в Риме. Они и их спонсоры подрывают традиционные римские добродетели и принципы. В то же время, женщины, сражающиеся с дикими зверями (Бестиарии) могли завоевать славу и репутацию за их смелость и умение. Марциал описал одну женщину, которая убила льва, и сравнил это с подвигом Геракла, прославив заодно и её покровителя, императораТита. Однако Ювенал был не в таком восторге от Мевии, которая сражалась с кабанами с копьём, "как мужчина", а потом присела и помочилась у всех на глазах.

Некоторые считали женщин-гладиаторов любого сословия признаком морального разложения Рима и неуважения достоинства женщины. Септимий Север, будущий император, посетил Олимпийские Игры в Антиохии, которые были воссозданы императором Луцием Коммодом и в которых участвовали греческие женщины-спортсменки в традиционных для женщин видах спорта. Он попытался организовать подобные состязания в Риме, облагородив их участием спортсменок. Однако это встретило враждебность толпы. Мероприятие было освистано и проклято разъярённой толпой зрителей. Вероятно, это событие привело его к решению запретить женщинам участвовать в гладиаторских играх в 200 н.э.

Вероятно, было намного больше женщин-гладиаторов, осбенно в более раннии времена, чем количество сохранившихся свидетельств о них. Австралиский учёный Коллин МакКаллоу считает, что использование женщин из низших сословий в качестве гладиатрис началось во времена императора Августа, когда управление играми перешло под исключительный контоль государства, а вернее, императора и его окружения. Именно в те времена игрища стали гораздо разнообразнее, роскошнее и богаче, и их старались разнообразить экзотическими новшествами. При этом, римскую элиту и знать не волновала судьба представителей низших сословий, в том числе женщин, поэтому они счиатали, Что женщины-гладиаторы – это допустимо.

Полный запрет женщинам участвовать в гладиаторских играх, изданный Септимием Северомв 200гю, на самом деле ставил своей основной целью оградить женщин из высшего сословия от позора, защитив их статус и репутацию. Тем не менее, этот запрет не смог остановить женщин низких сословий от участия в гладиаторских боях. Мужчины-гладиаторы были исключительно популярны в Древнем Риме, из часто изображали художники; такие изображения встречаются на всей территории империи. В то же время созранилось одно-два изображения гладиатрис, их упоминание в римской историографии мизерное, при этом большинство сходится во мнении, что гладиатрисы на арене были необычным и экзотическим явлением, а сами гладиатрисы – странными и заблудшими личностями. У римлян не было специального термина для опрееления класса женщин-гладиаторов.

Большинство гладиаторов платили "похоронные взносы", чтобы обеспечить себе достойные похороны на кладбищах, специально отведённых для профессии гладиаторов. При раскопках в лондонском районе Саутворк была обнаружена женская могила, в которой по многим признакам была похоронена гладиатриса. Она была похоронена вне основного кладбища вместе с глиняной лампой Анубиса (бог, который, как и Меркурий вводил умерших в подземноое царство). На лампе было изображение павшего гладиатора, а в сгоревшей субстанции обнаружили сгоревшие остатки конусов сосны пинии, пепел и дым от скорания которых использовались для очистки гладиаторской арены. Идентификация останков женщины как гладиатрисы оценивается учёными с вероятностью 70%. Это открыти называют сенсационным, интригующим, но косвенным. Не исключено, что женщина была страстной поклонницей гладиаторских сражений или "лудией" (женой или любовницей гладиатора). В отношении ещё одной древней женской могилы, раскопанной в Креденхилле , графство Херефордшир, также утверждалось, что это могила женщины-гладиатора.


То, что в Древнем Риме существовали женщины-гладиаторы - исторический факт, подтвержденный многими письменными источниками и археологическими данными.

Emperor Nero
Император Нерон
Emperor Domitian
Император Домициан

Доказательства существования гладиаторш содержатся в правительственных указах и в произведениях римских авторов тех времен. Например, сохранилось несколько правительственных эдиктов, ограничивающих участие женщин в гладиаторских боях:

- В 11 в н.э. сенатский декрет (senatus consultum) запретил свободным женщинам до 20 лет появляться на аренах (так же как и свободным мужчинам до 25 лет).

- В 19 г. н.э. этот эдикт был заменен сенатским декретом (senatus consultum) Ларинуса, которых предусматривал дополнительные наказания для мужчин и женщин сенаторского и всаднического званий за участие в боях на арене. Этот декрет был высечен на серебранной дощечке, которую сейчас называют Tabula Larinas - на ней записан запрет принимать в гладиаторы дочерей, внучек и правнучек сенаторов или всадников в возрасте до 20 лет.

- В конце концов, в 200 г. н.э. император Септимий Север полностью запретил женщинам участвовать в деятельности, связанном с насилием. Он издал указ, запрещающий женское единоборство на аренах, как дурной пример женщинам высших классов, вызывающий насмешки у зрителей.

Официальные запреты редко были профилактическими. Наоборот, с их помощью старались ограничить социально неприемлемые явления, которые уже существовали. Таким образом, эти эдикты, направленные против выступлений женщин-гладиаторов явно предполагали, что это явление широко распространено, что женщины уже принимают участие в римских гладиаторских играх. Указы издаются тогда, когда явления достигли уровня, чувствительного для законодателей.

Помимо этого, у многих античных авторов встречаются пассажи о женщинах-спортсменках и гладиаторшах. В них содежатся специфические примеры и детали реальных поединков.

Римский историк Кассий Дио (ок. 150-235г. н.э.) описал фестиваль, который император Нерон (правл. 54-68г. н.э.) устроил в честь умершей матери (которую сам же и убил). Такие фестивали обычно продолжались несколько дней; представления давались одновременно в пяти или шести амфитеатрах, в них участвовали женщины, в том числе и гладиаторши. "Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя - они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые - против воли". Дио Кассий позже описал гладиаторское сражение с участием эфиопок, которое устроил Нерон в 66г. н.э. Марциал также писал о женщинах-венаторах (гладиаторы, сражающиеся с дикими животными).

Римский биограф и историк Светоний (ок. 69г. н.э. - 122г. н.э.) рассказал о гладиаторских играх, организованных императором Домицианом, в которых активно участвовали женщины. Домициан устраивал много экстравагантных развлечений в Колизее и Цирке. Помимо обычных представлений, там были гладиаторские бои женщин при свете факелов. Дио Кассий писал: "Он часто устраивал бои в ночное время и иногда стравливл женщин с карликами и друг с другом.

Стравливание карликов с женщинами - это запредельное проявление болезненной чувственности, шокирующее сочетание традиционной в римском обществе материнской сущности женщины со слепым преклонением римлян перед воинским духом и геройской смертью. Такие представления характеризуют крайности Домициана, его "летальное чувство юмора", сопровождаемое ненасытной жаждой новизны. Эти крайности отражали тенденции в римских массах. Чтобы удовлетворить свои амбиции, Домициан, знакомый с этими ненормальными страстями римлян, старался щекотать нервы толпы.

В "Сатириконе" Петрония упоминается женщина-эсседарий (боец на колеснице), которая готовится биться с карликами: "…уже готовы карлики и женщина-боец на колеснице".

Римский поэт Статий написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, в которых участвовали "мавры, женщины и пигмеи". "Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок".

Как и в современных спортивных соревнованиях, наиболее популярные состязания римляне оставляли "на закуску". Тот факт, что женские состязания проводили поздно, свидетельствует о том, что они считались одними из главных событий фестиваля.

Римский сенатор и историк Тацит (ок. 56г. н.э. - 177г. н.э.) писал о знатных богатых женщинах, участвующих в гладиаторских представлениях, причем поводом для этого было что угодно, только не деньги.

Наверное, самое длинный и самый обличающий фрагмент, посвященный женщинам-гладиаторам, содержится в Сатире IV Ювенала (55г. н.э. - 127г. н.э.), в которой он высмеял гладиаторш из высшего сословия, но это осмеяние свидетельствует о том, что даже знатные женщины шли на арену:

Fallen gladiator. Oil lamp from the gladiatrix burial in London
Павшая гладиатриса. Масляная лампа
из женского захоронения гладиатрисы в Лондоне

"Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую "гордость" испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу - в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели Вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?"

Таким образом, письменные источники античности подтверждают существование женщин-гладиаторов. Тот факт, что имеются многочисленные "рутинные" упоминания гладиаторш, свидетельствует о том, что женские гладиаторские бои были более широко распространены, чем можно себе представить на основании прямых исторических доказательств.

Faustina
Фаустина, жена Марка Аврелия
и патронесса гладиаторов и гладиатрис

Помимо письменных источников, существуют археологические данные, неопровержимо доказывающие существование в Древнем Риме женщин-гладиаторов. Вот наиболее известные четыре находки.

- Надпись на дощечке, найденной в порту Остии (ок. 32 км от Рима). Надпись говорит о том, что местный магистрат "впервые с момента основания города организовал женские бои". Надпись датируется третьим столетием н.э. что свидетельствует о том, что женские гладиаторские бои не прекратились и после запрета императора Севера в 200г. н.э. Кстати, в надписи используется слово "mulieres" (женщины), а не "feminae" (дамы, леди) в отношении гладиаторш.

- Керамический осколок сосуда найден в Лейстере, (Англия). Это осколок красной керамики с дырочкой содержит следующую надпись: "Верекунда и Люсий, гладиатор. Предполагается, что Верекунда - женщина-гладиатор, возможно сражавшаяся в том же отряде, что и Люсий.

- Останки молодой женщины, которая была кремирована и похоронена в древнеримские времена вместе с богатыми украшениями, найдены в Лондоне на Доувер стрит в 2000 году. Предметы, находившиеся в могиле (в частности, две масляные лампы), свидетельствуют о том, что эта женщина сражалась на арене.

- Лусиана Джакобелли в монографии "Гладиаторы в Помпеях" рассказывает о том, что при раскопках в казарме гладиаторов в Помпеях были найдены женские останки с дорогими украшениями. Женщина могла быть либо почитательницей гладиаторов, посетившей своих любимцев, либо сама была гладиаторшей (богатые зрители щедро одаривали любимцев-гладиаторов, поэтому многие из гладиаторов владели некоторым богатством.)

- Резной мраморный барельеф из Галикарнасса (совр. Бодрум, Турция), изображающий двух женщин-гладиаторов, датируется археологами первым или вторым столетием нашей эры. Барельеф, находящийся теперь в Британском музее - один из замых убедительных доказательств существования женщин-гладиаторов.

Две женщины одеты и вооружены аналогично гладиаторам-мужчинам (в частности, секуторам). Гладиаторши тяжело вооружены, каждая носит матерчатый пояс (subligaculum), наголенники анд протекторы рук (manica), прикрывающие руки, держащие меч от запястья до плеча. Каждая вооружена мечом и щитом, обе дерутся с открытой головой и грудью.

Две женщины, готовые к поедику, одеты и вооружены аналогично гладиаторам-мужчинам (в частности, секуторам). Гладиаторши тяжело вооружены, каждая носит матерчатый пояс (subligaculum), наголенники анд протекторы рук (manica), прикрывающие руки, держащие меч от запястья до плеча. Каждая вооружена мечом и щитом, обе дерутся с открытой головой и грудью.

Имена гладиаторш выгравированы по-гречески, под их изображениями указаны, подтверждая еще раз, что это женщины - Амазония и Ахиллия. Надпись вверху по-латински означает "missae sunt", что значит, что гладиаторши (или одна из них) получили почетное освобождение от дальнейшей борьбы или "пощаду" (missio). Это освобождение, впрочем не означает свободу от службы гладиаторами.

Gladiatrices
Гладиатрисы вероятно сражались топлес

Этот барельеф является памятником двум доблестным женщинам-гладиаторам. Он запечатлел сражение двух женщин, которое стоило того, чтобы о нем помнить - оно воспринималось настолько серьезно, что люди не пожалели труда и дорогого материала, чтобы запечатлеть его на века.

Таким образом, античные источники и материальные доказательства свидетельствуют о том, что женщины участвовали в древнеримских гладиаторских боях. Давайте представим как могли выглядеть эти гладиаторши. Если женщины были гладиаторами, одевались и сражались, подобно мужчинам (о чем свидетельствует барельеф из Галикарнасса), то и правила поединков и условия их проведения должны были быть аналогичными мужским.

Если женщины сражались на арене подобно мужчинам, то их образ жизни должен был быть аналогичен образу жизни их коллег-мужчин вне арены. Это во многом противоречило принятым в те времена социальным нормам.

Хотя большинство гладиаторов в Римской Империи были рабами, некоторые добровольно становились гладиаторами (автократы. auctorati), принявшими клятву "быть обреченным, быть битым, умереть от меча" (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). По некоторым оценкам, к концу Республики примерно половина гладиаторов были добровольцами.

Важным обстоятельством являлось то, что люди, принявшие "клятву гладиатора", теряли многи права свободных граждан – теперь право распоряжаться их жизнями переходило к новому хозяину. Причины по которым римские граждане становились гладиаторами, были разными: это освобождало от долгов; сражаясь на арене можно было добиться славы; не надо было думаьб о хлебе насущном – "обут, одет, на всем готовом". Многие добровольцы даже зарабатывали на этом. Владельцы гладиаторских школ повышали цену за представление с участием гладиаторов, проявлявших больше энтузиазма. Сами гладиаторы, в свою очередь, получали повышенное жалованье. Даже рабы-гладиаторы могли владеть всем или частью вознаграждения за победу на арене. Бывшие гладиаторы, ставшие свободными, но пожелавшие вернуться на арену, получали щедрое вознаграждение. Например, император Тиберий предложил тысячу золотых монет бывшему гладиатору, если тот возвратится на арену. Кстати, женщины, появлявшиеся на аренах, не все были рабынями или женщинами низкого социального статуса, желавшими подзаработать. <

В записках Тацита говорится о женщинах достаточно высокого социального уровня, которые принимали участие в гладиаторских играх, очевидно для "развлечения", а не ради денег, поскольку они принадлежали к богатому сословию.. "В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене".

Поскольку количество женщин, "позорящих себя на аренах" стало слишком большим, власти стали вводить запреты, чтобы не допустить слишком широкого распространиения этого явления. В то время как толпа в римских аренах радовалась появлению гладиаторш, вносивших в это зрелище разнообразие, общество считало это неприемлемым.

Gladiatrix
Гладиатриса в позе победительницы.
Бронзовая статуя, ок. 1-го века н.э.
Музей "Искусство и ремесло" в Гамбурге
National Geographic

У гладиаторов в Риме был парадоксальный статус. С одной стороны, они являлись суперзвездами и знаменитостями, но при этом в глазах римского общества они были париями из париев и вызывали презрение. И, если знатный римлянин позорил себя участием в играх, то появление знатной римлянки на арене выходило за всякие рамки приличия.

Как уже упоминалось, сатирик Ювенал высказывал отвращение к таким женщинам. Естественно, он использовал все сатирические краски, чтобы усилить это впечатление.

Гладиаторы обычно жили в специализированных гладиаторских школах (людус). Такая школа управлялась менеджерами (ланиста). Гладиаторы каждой школы представляли собой труппу (фамилию) и изучали искусства гладиаторского боя с преподавателями – 'докторами' и 'магистрами', которые в большинстве случаев являлись бывшими гладиаторами.

Жизнь учениц-гладиаторш была очень тяжелой (возможно, тяжелее, чем у мужчин) - ученицы жили в приютах подобно обычным рабам. Женщины тренировались с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязкой на глазах; с одной рукой, закрепленной за спиной; на коленях или сразу после часового безостановочного кругового бега по гаревой дорожке. Все это было частью стратегии, заключавшейся в том, чтобы в реальном бою бойцам было бы легче сражаться, и, когда дойдет до настоящего дела, они смогли бы действовать более проворно и эффективно.

Тренировались обычно с деревянными мечами. (Со времен знаменитого восстания Спартака в 73 г. до н.э., гладиаторам было запрещено иметь металлическое оружие). Гладиаторы-добровольцы (автократы) не жили в гладиаторских школах, а брали уроки у частных тренеров или посещали специальный колледж (ювенум). Некоторые женщины тренировались у своих отцов-гладиаторов.

Gladiatrix
Бой гладиатрисы с карликом
Из кинофильма "The Sign of the Cross", 1932

Каждый гладиатор специализировался в основном в одном из нескольких видов гладиаторского боя, в каждом из которых использовалось свое оружие и амуниция: 'мурмилло'. 'траекс', 'ретиарий', 'хопломах'. Гладиаторы редко тренировались более, чем в одном виде боя. Как правило, гладиаторы выходили на арену довольно редко, обычно два-три раза в год (как и современные боксеры-профессионалы).

Вопреки общепринятому мнению, гладиаторы обычно не сражались насмерть. На самом деле, на аренах довольно редко убивали гладиаторов. Объяснение этому простое - гладиаторы стоили дорого и выгоднее было получать за них плату со зрителей, чем платить за их погребение.

Накануне поединков гладиаторы ужинали на публичных банкетах (цена либера), на которых просутствоваали местные жители. День гладиаторских боев начинался с парада, который служил предварительным возбудителем зрителей. Обычно события этого дня проходили по одной и той же схеме. Утром проходила охота на диких зверей (венатио), днем проводилась казнь приговоренных к смерти преступников (их обычно бросали на растерзание зверям); затем проводились бои гладиаторов - самые интересные события происходили после полудня.

The number of fights would depend entirely on the number of pairs of gladiators scheduled. However, generally speaking, if gladiatorial combat was to last the rest of the day, between ten and thirteen pairs would fight, with a single bout lasting around ten to fifteen minutes.

Количество поединков зависело от количества участвующих пар гладиаторов. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый пединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

Поединок представлял собой рукопашный бой с оружием, один-на-один. После того как один из бойцов обессиливал или был ранен, он бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о желании сдаться. В этом случае, судья обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов и продюсеру этого шоу). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения толпы зрителей - он мог дать побежденному пощаду (миссио) или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам. Но освобождение происходило нечасто, поскольку это стоило мумерарию больших убытков.

Мумерарий мог поднять большой палец (поллиц версо) вверх или направить его вниз - это означало решение судьбы побежденного. Толпа зрителей обычно тоже выражала свое мнение пальцем, которое иногда трудно было игнороровать. Палец, поднятый вверх, означал "миссио" (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Палец опущенный вниз означал, что победитель должен нанести завершающий смертельный удар (coup de grace). Дарование свободы представляло собой более сложный ритуал. Мунерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что озанчало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.

Как уже было сказано, поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Древняя традиция гладиаторских боев привлекала и древнеримских женщин.

.

Известная древнеримская бронзовая статуя женщины, держащей в поднятой руке какой-то предмет, недавно тщательно изучена - известный историк, Альфонсо Манас из Университета Гранады в Испании, пришёл к выводу, что в руках у женщины оружие, а не приспособление для чистки тела, как думали раньше. Теперь эту статую рассматривают как второе достоверное изображение гладиатирисы (первое – это галикарнасский барельеф, изображающий сражающихся гладиатрис). Этому произведению искусства, хранящемуся в Музее Гевербейн в Гамбурге, около двух тысяч лет. Скульптура изображает женщину с обнажённой грудью, в набедренной повязке, размахивающую каким-то предметом, который она держит в левой руке. Манас считает, что женщина держит в руке сику, короткий изогнутый меч, напоминающий оружие гладиатора-фракийца. Фракийцы обычно сражались в шлемах с перьями, у них был небольшой меч и небольшие щитки на ногах, поножи. У этих гладиаторов особо незащищённой была спина, уязвимая для ударов сикой. Специалисты ранее считали, что предмет, который держит женщина, - это так называемый стригаль, который древние римляне использовали, чтобы очищать тело. Манас считает, что поза женщины не согласуется с этим объяснением. Поднятый стригаль в сочетании со взглядом, направленным на землю, не имеет смысла по мнению учёного: "если она чистится, то почему она смотрит в землю? К тому же, если бы она чистилась, она была бы полностью обнажённой. Поза с опущенной головой и поднятой рукой - типичный победный жест гладиатора, часто изображаемый в римском искусстве. Этот жест также согласуется с отсутствием на голове шлема, так как после победоносного окончания поединка гладиаторы снимают шлем, чтобы зрители могли созерцать лицо победителя. Обнажённая грудь – также обычное явление для гладиаторов – и мужчины и женнщины должны были сражаться в с непокрытой грудью. К тому же, обнажённая женская грудь обладает дополнительной привлекательностью для преимущественно мужской аудитории гладиаторских боёв". Публикуя это исследование в Журнале Истории Спорта, Манас отмечает: "Без сомнение в том, что выступление женщин-гладиаторов несёт в себе эротический элемент для зрителей-мужчин".


Теперь легче представить римскую гладиаторшу. Поскольку сохранилось очень мало имен, выбор невелик. Выберем полулегендарную героиню (вроде Пентесилеи или Елены).

Bellona Achillia

На римских гладиаторских играх часто звучали мотивы классической греческой мифологии, в данном случае, имя (или псевдоним) Ахиллия/Ахиллея - видимо, комбинация имен Ахилл и Пенесилея - в память о их легендарном поединке.

Итак, здесь начинается легенда. Беллона Ахиллия из Пергама (римская провинция Азия) была дочерью квестора Пергама (провинциальный администратор и официальное лицо империи). Годы ее жизни пришлись на правление императоров Антонина Пия и Марка Аврелия 'Мудрого', В 162 н.э., когда ее жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

Bellona Achillia
Беллона Ахиллия

В отличие от своих знатных сверстниц, Беллона была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристой натурой. Поскольку в обязанности ее отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама (причем, за его собственный счет), девушка была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской 'людум' (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и реальные поединки. В этом отношении она не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и даже становились их любовницами. В то время как ее отец сопровождал соправителя императора, Люция Вера, Беллона (в тайне от близких) стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора, Адальбаро. Хотя ее сложный характер и эксцентричное поведение беспокоили ее родных, они были не в состоянии уследить за ней - она была слишком упрямой и неуправляемой. В людуме она встретила звезду медицины Клавдия Галена, который служил там врачом (позже он стал личным доктором императора Аврелия). Галену было тогда тридцать с лишним лет, и он влюбился в привлекательную и уже повзрослевшую девушку. Оба они - и Беллона и Гален были людьми необычными - каждый по своему. Гален был великим врачом и ученым, он изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах. Гален обладал широкими взглядами и не отговаривал Беллону от занятий по гладиаторскому искусству. Он обучил ее основам человеческой анатомии, в частности, в связи с различными боевыми ранениями. Эти знания помогли ей понять какие части человеческого тела уязвимы, что было немаловажно в искусстве вооруженног оединоборства.

Ее очень увлекла идея по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Беллона обучилась основам гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвоавла в спарринг-поединке на деревянных мечах с настоящим гладиатором-мужчиной, которому наверняка велели быть осторожным с дочерью кастора. Тем не менее, ее умение превзошло все ожидания - она дралась практически на равных с опытным бойцом. Поскольку Беллона от рождения была левшой, Адальбаро научил ее использовать это в борьбе с правшами, поскольку те чувствовали себя непривычно против левшей.

Claudius Galen
Клавдий Гален,
врач из пергамской
гладиаторской школы,
персональный доктор
императора Марка Аврелия

Она продолжала вращаться в кругу бывших гладиаторов и их поклонников. Она была сильной и красивой девушкой, так что все почти все мужчины теряли разум при виде ее. К тому же она сама была весьма влюбчива. Другие женщины, естественно, ревновали к ней, и с этой стороны к ней неожиданно пришел первый боевой опыт. Любовница Люция Вера, Пантея из Смирны, была большой поклонницей гладиаторских сражений и тоже увлекалась фехтованием. Во время посещения пергамской гладиаторской школы, она почувствовала непреодолимую ревность по отношению к Беллоне, увидев в ней серьезную соперницу. Однажды, оскорбленная замечанием Пантеи, Беллона набросилась на нее, и завязался женский рукопашный бой без оружия. Опытные в боевом деле мужчины, оказавшиеся рядом, не вмешивались в поединок двух крупных девиц. Боясь дотронутся до любой из двух знатных девушек, они просто наслаждались свирепой схваткой, которая завершилась тем, что Пантея оказалась на спине, до полусмерти удушенная разъяренной Беллоной. Гален, просутствовавший при этом, оценил ее борцовские таланты и посоветовал ей потренироваться в спортивной борьбе. К несчастью для Беллоны, Пантея пожаловалась своему покровителю, Люцию Веру, который тогда находился в соседнем городе Эфесе, Он приказал наказать Беллону за избиение его любовницы, сделав ее рабыней-гладиаторшей (тогда Беллоне исполнилось 20 лет, и это не противоречило римским законам). Таким горьким образом исполнилось желание Беллоны стать гладиаторшей. Это произошло незадолго до того как Гален должен был ехать в Рим по приглашению императора (любовники собирались ехать вдвоем). Отец Беллоны был так на нее зол, что даже не стал пытаться защитить ее. Гален уехал в Рим, а Беллона стала тренироваться в людуме.

Septimius Severus
Император Септимий Север.
WikiVisually

Когда Луций Вер приказал отправить Беллону в гладиаторскую школу, он также велел найти для нее сильную соперницу, способную драться с ней на арене. Соперницу Беллоне быстро нашли, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что ее прозвали "Амазония". К тому времени она победила нескольких соперников - женщин и мужчин-карликов. Однако, Беллоне и Анахите не скоро пришлось встретиться на арене - сначала Беллона тренировалась, а затем Анахита была ранена в поединке, так что бой между ними был отложен на несколько лет.

Уже знакомая с основами гладиаторского искусства, Беллона осваивала это ремесло очень быстро. После года интенсивных тренировок ей пришлось сражаться с дикой и свирепой сарматской гладиаторшей. Беллона дралась как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Поскольку это был ее первый бой, публика не требовала от сарматянки убить соперницу. Через некоторое время она вылечилась (при содействии преемника Галена) и с тех пор ни разу не проигрывала на арене.

В течение последующих трех лет Беллона участвовала в дюжине поединков - против женщин и карликов, победив их всех (а нескольких убив в бою). Количество боев, проведенных Беллоной, велико даже для гладиатора-мужчины. (Вопреки неправдоподобной легенде о Герардеске, которая якобы убила двести мужчин за год; это все равно что женщина-боксер за год нокаутировала бы 200 мужчин).

Помимо гладиаторских боев, в греческих областях Римской Империи, очень популярна была спортивная борьба. Будучи крупной и сильной, Беллона превосходно боролась, так что ни одна женщина не могла бороться с ней на равных. Все ее борцовские поединки против женщин заканчивались быстрым туше. Однажды она одолела сразу двух карликов, придушив сначала одного, а затем легко победив другого.

Гладиаторская карьера Беллоны закончилась так же внезапно, как и началась, Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью и любовными похождениями, обожала гладиаторские игры и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, она совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе (город к югу от Пергама) она увидела поединок Беллоны и Анахиты. Толпа буквально стонала, когда два сильных, обнаженных до пояса тела Беллоны и Анахиты и их мечи сверкали на солнце сквозь густой жаркий воздух, а воительницы стремительно двигались взад-вперед по арене. Мощный гул потряс амфитеатр, когда Беллона исполнила выпад слева и нанесла противнице удар мечом. Грозная и непобедимая Анахита запросила 'миссио' (пощады). Толпа была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались девушки и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих дрвух славных женщинах.

Фаустина была настолько потрясена силой и сноровкой Беллоны, что помиловала ее, освободила из рабства и взяла ее в свою свиту в качестве телохранительницы и помощницы - Фаустине было удобно иметь сильную женщину-телохранителя. С тех пор Беллона сопровождала свою освободительницу в ее длительных путешествиях и в конце концов обосновалась в Риме, где жил Гален.


Источники:

Gladiatrix. Wikipedia
Gladiatrix
Les Gladiatrices aux seins nus
Female Gladiators? Tantalizing New Evidence From Ancient Rome Female Gladiators In Ancient Rome
Gladiatrix: Female Fighters Offered Lewd Entertainment in Ancient Rome
The Gladiatrix: 2,000-year-old statue shows topless FEMALE gladiator
Gladiatrix by Cleopatra Aelia
Female Gladiators of the Ancient Roman World by Steven Murray
Gladiatores
Female Gladiators
Gladiatrix. Archaeology
Gladiatrix, by Russell Whitfield. Book review.
Women Gladiators?
Gladiatrices
Female Gladiator
Jacobelli Gladiators at Pompeii by Luciana Jacobelli
Dunwoodie Hall. Gerardesca. Cavalcade magazine, 1958
Gladiatrix. Website for fans
Women's Life in Greece and Rome
The Gladiator: The Secret History Of Rome's Warrior Slaves (novel) By Alan Baker
'Liberty' (novel), by Kimberly Iverson

July 2008, Renewed in June 2017

Exclusive of the Female Single Combat Club


<

Иллюстрации


ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА


Все изображения существенно уменьшены в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.


>> История Женских Единоборств

>> История воительниц и дуэлянток

>> Они делали историю


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: