клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Они делали историю

Единоборки на клинках и фехтовальщицы

Элла Хеттан (Ягуарина)

fencing
"Матч студенток в зале Университета Четем в Пеннсильвании. 1908
That Kind of Woman

English Version


Sword fight
Женский поединок на мечах.
Гравюра Эпохи Возрождения.
Источник: 'Picture-alliance/AKG images.' Kampf und Geschlecht

Задолго до того как фехтование стало спортом, умение владеть холодным оружием было делом выживания – в войнах, самозащите, в делах чести и просто в вооружённых драках, которые в старые времена не были редкостью.

Тем не менее, до Средних веков искусство фехтования было в основном интуитивным, хотя с древних времён существовали тренеры и школы фехтования. Умение обращаться с различными видами холодного оружия было жизненно необходимо, чтобы иметь шансы выжить в войнах и дуэлях.

Фехтование - это система приемов владения холодным оружием в рукопашном бою, а также боевое искусство с применением этих приёмов. Термин фехтование происходит от немецкого fесhtеn, что означает то же, что английское fight, то есть драка, борьба. Определение фехтования в книгах 16-го века: "Осмысленное использование холодного оружия в борьбе".

Вооруженная борьба велась с глубокой древности, рачиная с думинок, палиц, копий и топоров. Искусство борьбы с мечом и щитом развилось в Бронзовом Веке. Первое режущее клинковое оружие, такое как хопеш (полукруглый клинок с рукоятью) появилось в середине Бронзового Века. Мечи в их привычном виде появились в конце Бронзового Века.

Самое древнее историческое свидетельство о состязании по фехтованию обнаружено на стене древнеегипетского храма и датировано приблизительно 1190 годом до н.э.

В "Илиаде" Гомера описаны единоборства и битвы с использованием мечей, копий и щитов. Обычно это дуэль двух героев один-на-один. Римские гладиаторы участвовали в поединках один-на-один, проводимых по жёстким правилам, заимствованным у этрусков. На фресках на могильнике в храме в Пестуме изображено несколько пар бойцов в шлемах, с копьями и щитами. Предположительно там изображён искупительный ритуал погребения гладиаторов.

Многочисленные сохранившиеся изображения битв греков с амазонками содержат немало сцен единоборств, что помогает понять древнюю тактику и технику ведения поединка с холодным оружием, причём, что в данном контексте важно, использование оружия женщинами-воительницами.

Римляне часто состязались в фехтовании на палках с набалдашниками - в гимназиях и банях. Поздне-древнеримский военный историк Вегеций описывал упражнения воинов с палками - удары направлялись в специальный стендом. Воины также фехтовали друг с другом. Вегеций писал, что римляне предпочитали колющие удары режущим, поскольку колющим оружием можно было точнее попасть в жизненно важные органы соперника, в то время как режущее оружие можгло ударить по доспехам. Рубящий замах часто являлся прикрытием для колющего удара мечом, когда защищающийся от рубящего удара открывал часть тела, в которую направлялся колющий удар. Позже этот приём широко использовали итальянские мастера фехтования 16-го века. Этот приём стал классическим в итальянской и французской школах фехтования.

Самое старое сохранившееся руководство по технике обращения с мечом относится приблизительно к 1300 году, хотя существуют упоминания о школах фехтования, относящиеся ещё к 12-му веку.

Знаменитый манускрипт 14-го века "I.33'" содержит изображения женщины-фехтовальщицы по имени Вальпургия (слева), которая демонстрирует технику ежиноборства с мечом.

Современное европейское фехтование возникло в 18-м веке в итальянских ренессансных школах фехтования и было развито во французкхих школах. Позже на первый план вышла испанская школа фехтования. В настоящее время, эти три школы являются основой спортивного фехтования.

Необходимость тренировать фехтовальщика для нелетальных поединков привела к изменению принципов фехтования и состязаний с холодным оружием, которые вбрали в себя все достижения в этой сфере с античных времен до современности.

Сдвиг фехтования от военно-прикладного занятия в сторону спорта начался в середине 18-го века, с момента основания в 1763 году академии фехтования "Школа оружия Анжело" в лондонском районе Сохо. В этой школе итальянский мастер фехтования Доменико Анжело обучал аристократов тонкостям искусства фехтования, для обучения которому они до этого ездили на континент. Анжело также учредил школу наездников. До этого он обучал фехтованию членов королевской семьи. С помощью актёра Гвина Делина Анжело опубликовал в 1763 году в Англии руководство по фехтованию, содержащее 25 гравюр с изображением классических позиций - начиная от старых школ фехтования. В этой школе преподавали три поколения семьи Доменико Анжело, и она доминировала в европейском фехтовании в течение столетия.

Говоря об истории фехтования и, в особенности, об истории женского фехтования, нельзя не упомянуть японскую школу фехтования на нагинатах и других видах холодного оружия, которым издревле обучали женщин, чтобы подготовить их к защите очага во время отсутствия мужей и отцов на войне. Об этом - ниже.


Иллюстрации: Средневековые манускрипты с изображением женщин-единоборок


Amazons
Amazons

Вероятно, самым древним свидетельством о женщинах, умело сражающихся с мечом, это сказания об амазонках.

Российский автор Николай Немытов изучил изображения сражающихся амазонок, сохранившиеся на античных на вазах. На них изображены воины, атакующих воительниц. Кажется, что амазонки, упавшие едва ли не на колени, падут под смертельными ударами греков. Автор считает, что в этой иллюзии - изюминка женского стиля борьбы на мечах, на который "клюют" нападающие. Он разобрал три эпизода, которые, по его мнению, иллюстрируют наличие специфического женского стиля амазонок в бою на мечах.

Первый эпизод (левая ваза, верхняя пара). Женщина отступает назад, поворачивая корпус правым боком к противнику, замахивается мечом, открывая под удар печень. Воин целится именно туда, его меч идет снизу. Перед ним возникают две проблемы: в развернутый корпус воительницы попасть сложнее и до отступившего противника надо либо дотянуться, либо сделать удар с шагом. Но амазонка раскрылась; под ее отчаянный удар сверху можно подставить щит, а открытый ее бок совсем рядом, и воин с шагом делает прямой выпад. Действия амазонки: она переносит центр тяжести на отставленную ногу, делая движение навстречу удару с поворотом на 180°; правая вооруженная рука производит скользящий блок руке противника. Таким образом, женщина оказывается грудью у правого плеча воина, ее оружие - у его открытого живота, так как щит слева, а его правая рука с мечом вытянута вперед в тщетной попытке достать противника.

Второй эпизод (правая ваза, верхняя пара). Здесь положение амазонки кажется критическим, но это опять же только на первый взгляд. Она в глубоком присесте, и противник атакует ее копьем сверху вниз, наседая своей мужской силой. На самом деле амазонка в такой стойке подобна сжатой пружине. Она разворачивается корпусом, подставляя под копье щит, занося левую ногу вперед, и одновременно встает, нанося щитом удар в незащищенную голову и грудь врага; меч или дротик беспрепятственно поражает открытый живот грека. Сраженный воин по инерции собственного удара копьем скользит по щиту воительницы и отлетает от нее влево. Здесь заманчивая перспектива - подсечь опорную ногу грека своей, как это делают в каратэ-до, но тогда тело врага упадет на нее, произойдет заминка, которая в бою может стоить жизни.

Третий эпизод (левая ваза, нижняя пара). Воительница тоже в глубоком присесте, воин в горячке боя совсем раскрылся, и его нетрудно поймать. Амазонка перемещается с одной ноги на другую, подставляя под удар щит, и оказывается справа от противника, у открытого живота, или подрезает ему жилы с внутренней стороны бедра.

Таким образом, картина явного превосходства греков оборачивается их гибелью. Надо непременно заметить, что в подобных оборонительных стойках боец находится доли секунды при переходе от одного атакующего движения к другому, и воздать должное мастерству художника, запечатлевшего это мгновенное положение. Лукавый грек убил двух зайцев: показал триумф своих воинов и не соврал, изобразив приемы боя амазонок. А возможно, художник был талантливым рабом из союзного амазонкам племени и знал, что рисует.

В то время как амазонки были хорошими воительницами и участвовали в битвах, римские гладиаторы и гладиатрисы обучались единоборству с оружием один-на-один и в совершенстве владели мечом и другим гладиаторским оружием. Римляне, любившие жестокие зрелища, первыми осознали, что женский пол обладает великим состязательным духом и яростью, которые могут рождать великолепные (по их представлениям) зрелища. Древние римляне обожали гладиаторские бои, а женщинам-гладиаторам была присуща особая привлекательность для болельщиков, они сражались даже более свирепо, чем мужчины и умирали не менее мужественно, чем они. Женщины на арене были редкостью, поэтому каждое их появление обставлялось с помпой как особо изысканное зрелище. Гладиаторши расценивались как "острые блюда".

Gladiatrices

Памятный барельеф из Галикарнасса (ныне Бодрум, Турция), хрянящийся в Британском музее, изображает две близкие по габаритам фигуры гладиатрис, которые сошлись для поединка. Они смотрят друг на друга; барельеф содержит их имена: одна из них идентифицирована как Амазонка, другая – Алиллия. Эти боевые клички связаны с легендарным племенем амазонок и с великим мифологическим героем Ахиллом.

Обе женщины изображены без шлемов, в набедренных повязках, их ноги покрыты поножами, на руки надеты маники (защитные рукава), а в руках они держат щиты и боевые топорики. Два огруглых предмета внизу скорее всего изображают снятые шлемы. Надпись на барельефе содержит термин "миссио"; это означает, что после поединка им дарована свобода . Это означает, что они сражались доблестно и упорно.

Этот монумент увековечил доблесть двух женщин-гладиаторов, что свидетельствует о том, что женский гладиаторский поединок считался достаточно серьёзным событием, чтобы его увековечить в дорогом твёрдом камне.

Многие письменные и материальные свидетельства подтверждают существование женщин-гладиаторов. Более того, есть серьёзные основания считать, что женксик гладиаторские бои были гораздо шире распространены в Древнем Риме, чем можно предположить только на основани сохранившихся письменных источников.


Иллюстрации: Амазонки и градиатрисы


Onna-Bugeisha
Онна-бугэйся
Naginata
Нагината

В феодальной Японии, среди правящего сословия самураев (буси) существовал слой так называемых "онна-бугэйся" (женщина боевых искусств). Многие женщины участвовали в сражениях плечом к плечу с мужьями. Но что более важно, от женщины требовалось, чтобы они могли защитить себя и дом в отсутствие мужчин, ушедших на войну и обучить детей навыкам боевых искусств. По бусидо (самурайский кодекс), первым долгом женщины-самурая считалось служение своему супругу. Кодекс бусидо восхвалял также женщин, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин».

Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагината-дзюцу), а также копьём яри, цепями и верёвками. Вместо катаны они владели танто. «Обычным для копья местом хранения было место над дверью в жилище, так как таким образом женщина получала возможность использовать его против атакующих врагов или любого незваного гостя, проникшего в дом. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом. Кайкэном можно наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью». Этот нож вручался ей в день достижения девушкой-самураем совершеннолетия (в 12 лет) согласно ритуалу.

Самыми извесными онна-бугайсе были Томоэ Годзен, Накано Такэко и Ходзё Масако.

В эпосе XII века «Повести о доме Тайра» даётся следующее описание легендарной японской героини Томоэ Гозен: У Томоэ были длинные чёрные волосы и светлая кожа. Черты её лица выглядели привлекательно. Она была бесстрашной всадницей, ей подчинялись даже самые строптивые лошади. Она владела мечом и луком лучше, чем тысяча мужчин, и могла сразиться с самим богом или дьяволом. Томоэ обучалась классическому искусству нагинаты и в совершенстве владела этим ружием, а также превосходно стрелдяля из лука. Много раз она оказывалась на поле боя, окружённая со всех сторон. Но всегда одерживала победу даже над самыми смелыми воинами. Так было и в последней битве (битва при Оцу, 1184 год), когда все остальные её воины были убиты или бежали. Томоэ была среди последних пяти оставшихся.

Многочисленные художественные изображения Томоэ Годзен сохранили память о ней через многие поколения.

Многовековой опыт искусства нагинаты говорит о том, что женщина, занимающаяся с ней, должна быть мягкой, но сильной, самоотверженной, но хладнокровной, а самое главное, терпеливой и выносливой. Тренировки с нагинатой развивают телесную силу, необходимую для поддержания здоровья и выполнения многочисленных обязанностей. Говорят, что женщина "должна иметь твердый характер и сильную красоту". В одном из руководств для учителей нагинаты говорится: "Обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной".

Предполагается, что искусство борьбы на нагинатах - это комбинация боджитсу (древнее единоборство на жезлах) и искусства владения мечом.

Эпоха Эдо (1603-1867) была отностительно мирной в истории Японии. В этот период мужчины тренировались в "кенжутсу" (единоборство с мечом), а женщины - с нагинатой, для выработки навыков самообороны. Боевая нагината являлась традиционным элементом приданого дочери самурая. Упорные тренировки в искусстве владения нагинатой и скрупулезное следование традиционному этикету воспитывали характер женщины.

Таким образом, занятия нагинатой воспитывали в женщинах самурайского сословия такие качества как мораль, честь и т.п. Хотя женщины обычно не участвовали в военных действиях в качестве солдат, самурайские женщины должны были быть способны защитить свои дома в тот период, когда их мужья были на войне. Нагината считалась наиболее подходящим для женщины оружием, поскольку позволяла ей держать противника-мужчину на расстоянии, уменьшая таким образом его превосходство в росте, весе и в силе. Помимо этого, нагината являлась украшением домов высокопоставленных самураев и кортежей правителей, а также декорацией на свадебных церемониях.

В начале эпохи Меджи (1868-1912) появился еще один стимул развития спортивных боевых искусств. В те времена возникли бродячие труппы, которые устраивали карнавалы боевых искусств, так называемые gekken kogyo. Некоторые деклассированные самураи присоединялись к этим труппам и демонстрировали свое искусство единоборства с желающими из зрителей. Гвоздем программы неизменно был номер, когда женщина с деревянной нагинатой сражалась с мужчиной, вооруженным деревянным или бамбуковым мечом.


Иллюстрации: Онна-бугайсе


Знаменитая британская единоборка Элизабет Вилкинсон-Стокс была не только бойцом на голых кулаках, а также выдающейся фехтовальщицей. Она, как и некоторые другие британские женщины, владела различными видами холодного оружия, включая различные виды мечей, каджел, рапиру, кинжал, алебарду, боевой топор, цеп, пику, палицу, а также комбинации: рапира и кинжал, меч и щит, меч и боевая рукавица. Хотя в таких боях не стремились убить соперника, тем не менее, они нередко заканчивались ранениями и травмами, в том числе, серьёзными. Таким образом, Элизабет Вилкинсон-Стокс можно считать основательницей женского фехтования и единоборства с холодным оружием - в качестве спортивного состязания, а не смертельной дуэли.


Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. А женщины в лучшем случае лишь наблюдали за поединком, а чаще узнавали о победе, ранении или гибели близкого после случившегося. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного кровавей и изощренней.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли.

Изображенийя с дерущимися на дуэли дамами стали появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию, вовлечение женщин в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью «портящих удовольствие» - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: «Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара». Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей.


Шесть самых знаменитых женских дуэлей на клинках

Isabella de Carazzi and Diambra de Pottinella
Изабелла атакует Диамбру

Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла. 25 мая 1552г.
Избранные виды оружия: конный бой на копьях, булавах и мечах

Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла были знатными неаполитанками и близкими подругами, пока между ними не оказался мужчина. Это был симпатичный синьор по имени Фабио Дзересола, который был весьма популярен у неаполитанских дам своего времени. До поры до времени Изабелла и Диамбра не знали, что этот ловелас положил глаз на них обеих, пока все трое оказались на одной из свадебных церемоний. Фабио бросил взгляд на Изабеллу, настолько страстный и проникающий, что Диамбра, находившаяся рядом с Изабеллой, сразу заподозрила, что между ними что-то есть.

После этого между молодыми дамами произошёл бурный разговор. Изабелла сказала, что жребий брошен и по закону любви он принадлежит ей. Диамбра настаивала, что он любит её больше и что Изабелла - лгунья. Она заявила, что готова умереть за свою любовь и объявила своей, уже бывшей, подруге, что вызывает её на поединок через шесть дней и предоставляет той выбор оружия. Изабелла выбрала полный боевой набор: мечи, копья, булавы, мечи и боевого коня в доспехах.

В день дуэли посмотреть на это зрелище собрался весь Неаполь и даже испанский наместник маркиз де Васта. Изабелла прибыла одетая в голубое, в шлеме, украшенном бриллиантом. Её конь, покрытый бархотной попоной, гармонировал с её одеянием. Диамбра оделсаь в зелёное, а свой шлем украсила золотой змейкой.

Обе дамы взяли в руки копья и по сигналу трубы яростно бросились друг на друга. Бой скорее напоминал не приватную дуэль, а гладиаторское сражение. Зрители дивились мужеству молодых дам.

После первой схватки на копьях дамы взялись за булавы, яростно колотя ими по щитам. От мощного удара палицей у Изабеллы отвалилась половина щита, её конь оступился и упал. Диамбра соскочила со своего боевого коня и громко потребовала, чтобы Изабелла сдалась и признала права Диамбры на Фабио Дзересолу. Но Изабелла подняла свой меч и ударила Диамбру, повалив её на землю и разрезав мечом ремешок её шлема. Как именно закончился поединок неизвестно, но в конце концов Изабелла признала победу Диамбры и согласилась, что добыча достанется ей. Возможно, решение о победе Диамбры приняли "судьи".

К счастью, обе участницы остались живы и здоровы, но достался ли Диамбре прекрасный юноша история умалчивает. Рассказы же о самой дуэли ещё долго будоражили Европу. Спустя сто лет испанский художник Хосе Рибера изобразил этот сюжет на картине "Женская дуэль», стилизовав ее под эпизод из истории Античного Мира и древней мифологии. Сюжет картины также интерпретировался, как аллегория борьбы между пороком и добродетелью.

Принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская и принцесса Кристина Анна Людвига Ангальт. Июнь 1743
Избранный вид оружия: Шпаги

Немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Кристины Анны Людвиги Ангальт. Не поделившие какую-то мелочь принцессы заперлись в спальне и дрались на шпагах. Софии тогда было 14 лет, а Кристине - 17. К счастью, ничего серьёзного не произошло, иначе мировая история могла бы не узнать бы Екатерину Великую, кем впоследствии стала София.

Приверженность к подобному способу выяснения отношений у Екатерины сохранилась, хотя императрица настаивала на поединках "до первой крови». По слухам, только в 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых секунданткой была она сама. Лишь три из них за все время ее правления имели летальный исход.

Ekaterina Polesova and Olga Zavarova
Екатерина Полесова закалывает Ольгу Заварову
Художник Михаил Юрко

Ольга Заварова и Екатерина Полесова. Июнь 1829г.
Избранный вид оружия: Сабли

Две орловские помещицы, Ольга Заварова и Екатерина Полесова, сошлись в березовой роще, прихватив с собой сабли своих мужей. Согласно дуэльному кодексу, секундантки-гувернатки уговаривали соперниц помириться, но они были непреклонны, желали драться и грубо оттолкнули гувернанток. Бой был свирепым, но коротким. Уже раненая Екатерина сумела заколоть Ольгу в голову, но и сама скончалась от ранений через сутки.

Но этим история не закончилась. Через пять лет дочери погибших, не наученные печальным опытом, сошлись в той же березовой роще с теми же секундантками-гувернантками. На этот раз дело ограничилось одной смертью — Анны Полесовой. А ее противница Александра Заварова написала об этой истории в своем дневнике.

Роза Кросби и её безымянная соперница. 1833
Избранный вид оружия: Рапиры

Англичанка Роза Кросби вызвала на поединок любовницу своего мужа, ради которой он покинул Розу. Роза никогда до этого не дралась на клинках, в то время как у её соперницы был немалый опут в фехтовании. Но справедливый гнев помог Розе заменил навыки фехтовния - она насмерть заколола ненавистную соперницу.

Мари-Роуз Асти де Вальсэр и Мисс Шелби. Март 1886г.
Избранный вид оружия: Рапиры

Дуэль между француженкой Мари-Роуз Асти де Вальсэр и американкой по фамилии Шелби произошла в Бельгии в 1886 году. Мадам де Вальсэр была известным врачом и убежденной суфражисткой, требовавшей для женщин права голоса и равной оплаты труда. А еще отлично держала в руках шпагу и даже основала женский клуб фехтования: она уверяла, что этот вид спорта крайне полезен женщинам, в особенности кормящим мамам.

Мисс Шелби тоже была врачом, и как-то раз дамы затеяли спор о том, чьи медицинские наработки прогрессивнее – французские или американские. В запале мисс Шелби назвала коллегу идиоткой, в ответ на что француженка хлестнула обидчицу по щеке перчаткой — классическое приглашение к дуэли. Соперницы сошлись не где-нибудь, а на поле Ватерлоо. Более опытная в фехтовании де Вальсэр слегка поранила шпагой руку мисс Шелби и была объявлена победительницей. На этом конфликт был исчерпан, и впоследствии француженка даже отзывалась о мисс Шелби весьма лестно.

В свою очередь, воодушевлённая победой Мари-Роуз через месяц написала письмо британке Катерине Бут, соучредительнице Армии Спасения, требуя от той отказаться от распространения своего "пагубного учения" во Франции. В противном случае, Мари-Роуз требовала сатисфакции на клинках. Катерина Бут, которой тогда было 57 лет, была убеждённой пацифисткой и выступала против всякого кровопролития, поэтому она с негодованием отвергла "вызов" и не ответила на письмо.

Marie-Rose wounds Miss Shelby
"Waterloo battle"
Мари-Роуз ранит
мисс Шелби в руку

Принцесса Паулина Меттерних и графиня Анастасия Кильмансегг. Август 1892г.
Избранный вид оружия: Рапиры

В 1892 году в Вене должна была пройти Музыкальная и Театральная Выставка. 56-ти летняя княжна Паулина Меттерних (урождённая Шандор де Славница, внучка того самого Меттерниха, жена сына того самого Меттерниха и светская львица) была почётным президентом этой выставки. А 32-летняя Анастасия Кильмансегг (урождённая Лебедева, жена графа Эриха фон Кильмансегг, штатгальтера Нижней Австрии) была председателем Женского Комитета той же выставки. И у дам возникли некоторые разногласия по поводу декораций — что-то связанное с цветами. После короткой словесной перепалки леди согласились урегулировать конфликт при помощи дуэли.

Дуэль состоялась в 10-х числах августа 1892 года, в Вадуце (столице княжества Лихтенштейн). Секундантками были графиня Кински и княжна Шварценберг-Лихтенштейн. Врачом и распорядителем дуэли выступала баронесса Любинская (бывшая, кстати, дипломированным доктором), специально ради этого вызванная из Варшавы.

Именно баронессе Любинской принадлежала идея драться топлесс — она мотивировала это тем, что ткань, попавшая в рану, может занести в организм инфекцию. Надо заметить, что баронесса была не только одной из немногих в те времена женщин, получивших диплом врача, но и сторонницей далеко не общепринятых на тот момент идей доктора Листера, основоположника хирургической антисептики.

Дуэль началась двумя безрезультатными схватками; в третьей же схватке яростный выпад княжны Меттерних достиг носа графини Кильмансегг. Княжна, увидев кровь, выронила шпагу и бросилась на помощь графине, но та — по видимому неверно оценив ситуацию — ударила княжну шпагой в руку. Княжна вскрикнула, и дуэль была завершена.

Баронесса Любинская оказала пострадавшим необходимую медицинскую помощь — благо оба ранения оказались лёгкими. Придя в себя, дуэлянтки обнялись и помирились; победительницей была признана княжна Меттерних; а цветочные украшения Венской Театральной и Музыкальной Выставки (которые в итоге были разработаны дамами совместно и в добром согласии) удались на славу и получили полнейшее одобрение зрителей.

Эта дамская схватка, названная "дуэлью клинков и цветов" стала самой знаменитой женской дуэлью, вдохновив многих художников и фотографов конца 19-го-начала 20-го веков. Создано множество картин, почтовых открыток, стнреоскопических картинок, фотографий, а также кинофильмов на тему смертельной женской дуэли "топлес". Необычность ситуации - дуэль двух аристократических дам, окружённых женской свитой - сделала тему женских "топлес" дуэлей чрезвычайно модной.


Изображения "дуэли клинков и цветов" между принцессой Паулиной и Миттерних Кильмансегг, вдохновившей художников.


Ellen Osiier
Эллен Осииер
Первая олимпийская чемпионка
по фехтованию.

Классическое фехтование являлось одновременно спортом и подготовкой к возможным дуэлям на клинках. Фехтовальщики часто соревновались за денежный приз. Таким образом, в старые времена, подготовка дуэлянтов и спортсменов-фехтовальщиков была по сути одним и тем же.

Дуэли практически прекратились после Перво Мировой Войны, в которой погибли многие мастера фехтования, в то время как общественное мнение стало резко осуждать дуэли. Умение владеть холодным оружием, необходимое когда-то всем мужчинам, перестало быть обязательным, а фехтование стало видом спорта, таким же как и, скажем бокс или борьба.

Женское фехтование и фехтование в целом считается европейским боевым искусством и на сегодняшний день является очень популярным видом спорта в Европе. Данный вид спорта помогает участникам тренировать координацию, баланс и гибкость, что делает его замечательным средством для сохранения молодости на долгие годы. Идея фехтования состоит в том, что скорость важнее силы, поэтому этот вид спорта полезен как для мужчин, так и для женщин. с 1924 года женское фехтование - часть олимпийской программы (теперь в трёх категориях - рапира, шпага, сабля), систематически проводятся чемпионаты мира и региональные чемпионаты по фехтованию.

Серьёзный прорыв в развитии женского фехтования в Европе и в Северной Америке произошёл в конце 19-го века. В 1888 году фехтовальный клуб американской спортивной федерации 'AAU' организовал первый женский чемпионат по фехтованию. Профессор Нартл из Вены приехал в Америку с женской командой для демонстрации женского фехтования. Примерно в это же время стали создаваться частные женские клубы фехтования.

Нью-Йоркская газета писала в 1891 году: "Среди молодых дам, занимающихся фехтованием в рамках нашей спортивной федерации, первое место следует отдать членам клуба "Беркли Атлетик". Комиссию по фехтованию возглавляет мисс Маргарет С. Меллен, под руководством которой организованы ежедневные классы фехтования для женщин в помещении гимназии на 44 улице в Манхеттене. В клубе 375 членов, большинство из которых посещают классы рапиры. Все фехтовальщицы носят удобные широкие пояса и лиф из лосиной кожи с подкладкой, поддерживающий грудь. Самой подходящей одеждой считаются плиссированные юбки гармошкой, доходящие до колен. Обычно на ноги надевали длинные чулки или просторное трико. Фехтовальщицы носили туфли с кожаным или лайковым верхом и гибкой подошвой из сыромятной кожи. Обувь должна была быть без каблуков, причём правый край подошвы обычно был приподнят на дюйм выше. Такие туфли стоили от трёх до семи долларов за пару [это было весьма дорого по тем временам - фехтованием тогда занимались состоятельные дамы]. Фехтовальщицы также носили замшевые перчатки, которые были еще дороже - от четырёх до десяти долларов за пару. Использовались также боевые защитные рукавицы из лакированной кожи, причём правая рукавица имела подушечки на тыльной стороне и на пальцах, чтобы защищать ладонь".

Женское фехтование было впервые включено в программу Олимпийских Игр в 1924 году. Тогда единственным видом оружия для женщин была рапира. Первой олимпийской чемпионкой по фехтованию стала датчанка Эллен Осииер. Много позже шпага и рапира (долго считавшиеся неженскими оружием) также были включены в женскую олимпийскую программу:

- Рапира: 1924 Париж
- Шпага: 1996 Атланта
- Сабля: 2004 Афины


Три выдающихся фехтовальщицы всех времён (доолимпийский период)

В истории женского фехтования было немало больших имён, но три из них необходимо особо упомянуть. Это - Жюли Д'Обиньи (Ла Мопен),Элизабет Вилкинсон-Стокс и Элла Хеттан (Ягуарина). Эти три женщины бросили смелый вызов традициям и сделали историю. Первые двое уже описаны в цикле "Они делали историю".

La Maupin
Ла Мопен

Жюли Д'Обиньи (1673–1707), более известная как Мадемуазель Мопен или Ла Мопен, была известной оперной певицей и еще более известной фехтовальщицей и дуэлянткой. Ла Мопен являлась пионером пения в диапазоне женского контральто, она выступала на вечерних представлениях крупнейшей и самой знаменитой в Европе сцены – парижской Оперы. Она участвовала бесчисленных любовных приключениях – с мужчинами и женщинами, а также спровоцировала множество драк и дуэлей (но только с мужчинами), убив или тяжело ранив на смертельных поединках не менее десяти мужчин.

Говорили, что она "родилась с мужскими наклонностями", а также воспитывалась как мальчик и юноша. Она часто одевалась в мужскую одежду, в которой было трудно распознать её истинный пол. Женщины привлекали её не меньше мужчин. Её мастерство владения клинком – как в показательных выступлениях, так и в смертельных поединках было исключительным, она не уступала лучшим фехтовальщикам своего времени.

Её отцом был Гастон Д'Обиньи, Великий шталмейстер Франции и секретарь Луи де Лоррена, графа Д'Арманьяка, одного из семи главных офицеров королевства. На самом деле, её отец был главным ментором королевских пажей при дворе Людовика XIV и управлял королевскими конюшнями, и он не упускал возможности обучить свою маленькую дочь искусству давать обидчикам по первое число, в том числе, умению выпускать кишки из настойчивых приставал с помощью рапиры.

Мадемуазель Мопен являла собой исключение для своего пола: она напоминала сумасбродного героя-любовника, и была лучшей среди всех фехтовальщиц и фехтовальщиков своего времени. Подтянутая, мускулистая, как мальчишка, она обладала атлетическим телосложением, исключительно белой кожей, темными каштановыми кудрями со светлыми прядями, красивым лицом, орлиным носом и чувственным ртом. В возрасте шестнадцати лет она могла одолеть любого мужчину, который приходил в фехтовальный зал её отца.

Мадемуазель Мопен также стала актирисой самого знаменитого во Франции театра - Парижской Оперы. У неё было хорошее контр-альто и феноменальная память. Работая в опере она также проявила себя как интригантка, задира и дуэлянтка.

Эта незаурядная женщина показала всем, что не все женщины так уж слабы, беззащитны и безобидны, как принято было считать, но что некоторые их них могут проявлять насилие и жестокость и наносить серьёзный физический ущерб.

Elizabeth Wilkinson-Stokes
Elizabeth
Wilkinson-Stokes
at stage

Элизабет Вилкинсон-Стокс - легендарная единоброка 18го векаю Она участвовала в боях за приз и считается первой зафиксированной женщиной-боксёром. Помимо поединков на голых кулаках, Элизабет освоила несколько видов холодного оружия, включая мечи различной конфигурации, боевые топорики, каджеты*, рапиры, цепы, копья, алебарды, квотерстаффы, а также комбинации - рапира и кинжал, меч и щит, меч и боевая перчатка. В те времена единоборство с различными видами оружия называлось смешанными боевыми искусствами. Обычно Элизабет выступала на пару со своим мужем, Джеймсом Стоксом - против смешанных пар, причём мужчины дрались с мужчинами, а женщины - с женщинами. Они выступали на главнх аренах Лондона, включая амфитеатры Фигга. Лондонская пресса того времени называла Элизабет Стокс "знаменитой храброй чемптонкой города".

Джеймс Питер Малколм в своей книге 1810г. приводит газетное объявление 1727 года: "В понедельник 17 июля 1727г на Айслингтон Роуд состоится представление, на котором померяются силами две пары, которые обменялись посланиями. "Мы, Роберт Баркер и Мэри Уэлш из Ирландии часто оскверняли наши шпаги о жирные пуза тех, кто имел наглость оспорить наше мастерство. Теперь мы считаем необходимым бросить вызов мистеру Стоксу и его смелой амазонке-вираго и позвать их на сцену, на которой, мы надеемся, удовлетворим нашего господина. Он поставил на кон двадцать гиней, и они достанутся той паре, которая нанесёт соперникам больше порезов. Победители также получат приз от устроителей. И, если наши шпаги, квотерстаффы, ярость, неистовство и решимость восторжествуют, наши друзья не будут разочарованы".
На это был получен следующий ответ: "Мы, Джеймс и Элизабет Стокс из города Лондона, давно и успешно прошедшие проверку возможностей и сил наших сильных тел, умелых рук и мужественных сердец, не можем не воспользоваться такой прекрасной возможностью и не принять вызов наших находчивых соперников, чтобы еще раз подвердить городу наш высокий авторитет на горе нашим антагонистам. Это будет последний выход Элизабет на сцену… В уведомлении о предстоящем бое было также сказано: "Начало представления - в три часа, а бойцы выйдут в шесть и будут сражаться в традиционных одеяниях".

Двадцатого ноября 1725 года журнал Гэстс объявил о грядущем гладиаторском бое с участием женщин: "Мы слышали, что некие джентльмены из Ирландии привезли ирландскую богатыршу, чтобы та сошлась с миссис Стокс, знаменитой в городе отважной чемпионкой. Делегация уже прибыла в Лондон, и мы считаем, что ирландка при её росте и телосложении способна показать миссис Стокс где зимуют раки. Но и миссис Стокс, будучи истинной гостеприимной англичанкой, достойно примет и проводит её от всей души. Это безусловно будет беспрецедентно увлекательное развлечение. В амфитеатре у Фигга без сомнения соберётся несметное количество джентльменов, посмотреть на это небычное зрелище". На напечатанной рядом афише поединков в амфитеатре Фигга (справа) была изображена женщина, без сомнения, Элизабет Стокс.


Jaguarina
Ягуарина
Национальная Полицейская
Газета. 1895г. NorthAtlanticBooks

Американка Элла Хеттан (1859-после 1907) - яркая личность и интереснейший женский персонаж конца 19-го – начала 20-го веков. Будучи скромной девушкой из Среднего Запада, Элла много работала над собой и переделала в грозную единоборку, соответсвенно назвав себя Ягуариной. По этим псевдонимом она участвовала в экстравагантных поединках с мужчинами в "конном фехтовании на саблях или мечах". Ягуарина обладала яркой красивой внешностью, особенно в ранние годы, что позволяло ей работать моделью.

Она обучалась в колоритной школе "Принц Меча" под руководством полковника Хойера Монстери. Она также руководила школой физической культуры, работала актрисой и моделью. Ягуарина была американской супер-героиней Викторианской эпохи. К сожалению, до сих пор существуют пробелы в её биографии.

Ягуарина была большим мастером в поединках на ножах, рапирах, саблях и на широких мечах. Она была превосходной наездницей в те времена, когда девушки ездили на лошадях, свешивая ноги на бок. В то же время, её актёрские таланты были не столь впечатляющи.

В течение многих лет она побеждала почти всех мужчин, которые решались сойтись с ней в поединке – обычно с широкими мечами и верхом на конях!

Эта загадочная спортсменка родилась в 1859 году в Зейнсвилле, штат Огайо, она была восьмым ребёнком из десяти детей в семье и была известна в первые 20 лет своей жизни как Элла Хеттан. Её отец, Виллям Хеттан умер во время Гражданской Войны. В 1875 году Элла вместе с матерью и братом переехала в Кливленд. Еще будучи тинейджером, Элла стала выступать в знаменитой кливлендской компании "Эллстер Сток", в котором тогда среди прочих играли такие актёры как Лоуренс Барретт, Эдвин Бут и Дайон Бусико. К 1880 году она уже играла небольшие роли в театрах Нью-Йорка и Филадельфии, а также ездила с гастролями по стране.

Fencing

Затем наступил малоизвестный период в жизни Эллы, большую часть которого она провела в Чикаго, где обучалась фехтовальному делу у знаменитого полковника Томаса Монстери, яркого мастера фехтования с различными видами оружия. Жизнь Монстери состояла из множества приключений. Сначала он много лет обучал фехтованию в Манхеттене, а потом отправился помогать революции в Латинской Америке. Будучи другом Марк Твена он был на Клондайке во время Золотой лихорадки – как участник и как автор бульварных романов.

Надо полагать, что полковник Монстери хорошо обучил Эллу Хеттан, ибо весной 1886 года в Сан-Франциско появились афиши такого содержания: "Ягуарина! Мировая знаменитость, идеальная амазонка нашего времени." В эти годы в Сан-Франциско особенной популярностью пользовались романтические средневековые сказания, вроде Айвенго Вальтера Скотта. Народ толпой валил посмотреть на рыцарские турниры в стиле жюст и на поединки на мечах – с участием разнообразных капитанов, полковников, баронов и различного рода вояк, героев войн 19-го века. Главным героем этих представлений был некий Данкан Росс, профессиональный борец и боец на мечах – в те времена талантливые самоучки были в цене. В 1880 году Росс и его приятель "техасский егерь полковник Ленон" изобрели новый вид спорта – конное фехтование на мечах,первые представления которых состоялись в Луивилле, штат Кентукки. И вот, спустя шесть лет после того, как Росс побеждал почти всех соперников, ему предложили драться с некоей "непобедимой женщиной". Он твёрдо заявил, что драться с женщиной – ниже его достоинсттва и уехал из города на гостроли.

После этого Ягуарина под руководством тренера и промоутера Фреда Энгельгардта быстро стала звездой Сан-Франциско, побеждая в поединках всех смельчаков-мужчин на всех видах оружия – сначала в пешем бою, а потом и в конном. В мае 1886 года Олимпийский клуб Сан-Франциско наградил её специальной золотой медалью. Помимо фехтовальных боёв Ягуарина участвовала в различных спектаклях и выступала на торжественных мероприятиях.

Ягуарина заявила о себе как о выдающейся фехтовальщице и опытном бойце с мечом в 1884 году и успешно выступала на этом поприще прмерно до 1900 года. Самым коронным номером, который лучше всего принимала публика, были конные поединки с клинками. В своих выступлениях она сочетала природные атлетические данные в сочетании с экзотическими костюмтрованными мелодрамами, с языческими аллюзиями на грани терпимости строгих викторианских правил.

Ягуарина сходилась в поединках и, как правило, побеждала целую вереницу противников-мужчин. 4 июля 1886 года (в День Независимости США) в Сан-Франциско она победила капитана Маршалла в конном бою, хотя во втором выходе победа была за её соперником. Самую яркую победу Ягуарина завоевала в поединке против Оуэна Дэвиса, сержанта из корпуса кавалерии США. Она победила его 9 февраля 1887 года, о чем широко обсуждалось в прессе Сан-Франциско. Другие известные победы она одержала над капитаном Дженнингсом и Хсавье Орлофски. Она также сумела победить в бою на мечах своего тренера и друга Фреда Энгельгардта.

Необычность самого факта вызова женщиной на единоборство мужчин пожалуй является основной причиной коммерческой привлекательности выступлений Ягуарины. Газетные репортёры, прежде всего обращают внимание на телесные качества Ягуарины, прежде всего, на её грацию и женственность, подчёркивая, что от такой женщины трудно было бы ожидать такой физической силы и мужества. Эти репортажи свидетельствуют не только о восхищении её достоинствами, но и об этой самой двойственности – женственность-мужество, которая сопрповождала Ягуарину в течение всей её карьеры. Похвалы её красоте соответствуют традициям и стереотипам того времени, но её способность побеждать мужчин казалась провокационной и дерзкой. Один случай для примера. Сан-Франциско Хроникл сообщало, что когда сержант Оуэн стал проигрывать Ягуарине, он почувствовал, что "проигрывать плохо, а проигрывать женщине - это как серпом по одному месту". Сержант Оуэн потерял самообладание и обрушился с потоками ругани на судью, угрожая ему, прежде чем вернуться на поединок, который он проиграл.

Jaguarina

Таким образом, коммерческая жизнеспособность этих представлений была основана не на утверждении равенства обоих полов в доступе к спортивным занятиям и состязаниям, а наоборот, в предрассудках и дискриминационных инстинктах. Тем не менее, интерес к чему-то необычному понятен – в повседневной жизни тех людей женщины не были способны побеждать мужчин. В наше время это уже никого не удивляет.

Видимо, со временем, количество мужчин, желающих сразиться с Ягуариной, сильно поубавилось (кому приятно быть побитым женщиной?), поэтому Энгельгардт создал водевиль, с которым его труппа ездила по Калифорнии. В этом представлении Ягуарина сначала сражалась на мечах с фокусником МакАлистером, затем полураздетые женщины из труппы во главе с Ягуариной изображали "живые скульптуры" (модное в то время шоу), становясь в различные классические позы и демонстрируя красоту женского тела. Представление пользовалось успехом, но все сходились во мнении, что оно держится исключительно на красоте и изяществе Ягуарины.

В течении наскольких лет Ягуарина и Энгельгарт жили в гражданском браке, хотя Энгельгардт кажется был женат. В конце 1887 года, в разгар бума продаж недвижимости, пара уехала в Энсенаду на западном побережье Мексики, где они приобрели недвижимость. Пара нигде не появлялась до середины 1888 года, когда Ягуарина (именно тогда этот псевдоним и появился), когда Ягуарина согласилась участвовать в конном поединке в Сан-Диего с германским фехтовальщиком Конрадом Видеманном. Она снова была центром внимания в городе, и многие участвовали в тотализаторе. Когда Видеманн проиграл Ягуарине в конном поединке, он вызвал её на пеший поединок, который состоялся позже в местном театре. Ягуарина снова победила соперника.

В течение следущих нескольких лет Ягуарина проводила часть времени в Энсенаде и часть – в Лос Анжелесе, где Энгельгардт пытался воссоздать шоу с конными боями набодобие того, что пользовалось успехом в Сан-Франциско. Однако, несмотря на растущую популярность фехтования, конные поединки на широких мечах перестали привлекать публику. Всё это усугублялось тем, что уже практически не было желающих сразиться с женщиной, которая побеждает мужчин.

Лебединой песней конного фехтования на на мечах стал международный турнир в Мэдисон Сквер Гардене в Нью-Йорке в 1893 году, на котором победил Данкан Росс. Ягуарину даже не пригласили. Энгельгардт вернулся к своей жене, жившей в Манхеттене, а Ягуарина в течение следующего десятилетия ездила по стране с раличными представлениями типа "Паук и муха", "Фея", "Аукцион дьявола". Она также участвовала в состязаниях по конному бою против различных соперников, в основном, на Востоке. В Балтиморе она организовала школу, в Чикаго она вновь повстречала полковника Монстери, а в Вашингтоне она уже появилась с новыим мужем, бродвейским импресарио. Ягуарина время от времени давала интервью прессе, как например, журналу "Годи", и некоторое время о ней не было слышно. Когда её брак распался, она появилась в бродвейском шоу "Кепка Вандербильта" уже под своим настоящим именем. Газетчики быстро узнали про её прошлое, и, несмотря на скромные роли, которые она исполняла в театре, она привлекла большое внимание прессы и публики. Было особенно много разговоров о её карьере дамы с мечом.

Последнее имеющееся газетное сообщение о выступлениях Эллы Хеттан относится к 27 декабря 1907 года: газета Толидо Блейд в Огайо поместило рекламную врезку, из которой следовала, что Элла работала ведущей актрисой в гастрольном спектакле "Бедная торговка Лотти, или Смерть до бесчестия". После этого следы Эллы Четтан обрываются.

Несмотря на блестящую исполнительскую и спортивную карьеру, об Элле Хеттан известно до обидного мало. Основная информация имеется в газетных сообщениях и сохранилось что-то в архивах. После того как она перестала выступать и стала жить частной жизнью, она дала несколько интервью, в которых находила удовольствие рассказывать о себе весьма противоречивые и даже неправдоподобные истории. Пару раз она утверждала, что научилась бою на ножах у цыган, что её отец был англичанин, а мать – испанка, что она росла на ранчо в Мексике, и что служила в армии наездницей. Она никогда не возвращалась в Огайо и ничего не упоминала о нём. Профессор Линн Эмери из университета штата Калифорния в Помоне – одна из немногих, кто исследовал жизнь Элла Хетан. Эмери считает Хеттан самым выдающимся профессиональным атлетом Америки до двадцатого века и вероятно, самым высокооплачиваемым. За конные поединкаи обычно платили тысячу долларов, причём победитель забирал всё. По тем временам это была солидная сумма. Но основные заработки организаторы представлений делали на тотализаторе. Тем не менее профессор Эмери считает, что многие поединки Ягуарины проводились с заранее известным результатом. Если предположить, что она права, то тогда другие участники, рефери и судьи, репортёры и игроки на тотализаторе должны были быть участниками заговора. Принимая во внимание продолжительность ее карьеры в конных единоборствах и великолепное владеник ножом, рапирой, саблей и широким мечом, это предположение кажется мало реалистичным. Ягуарина была блестящей наездницей в эпоху, когда девушки ещё ездили на лошадях боком. Помимо выдающихся спортивных результатов, всеобщее признание получили её красота и изящество.

Краткие итоги. Итак, Элла Хеттан была блестящей ученицей полковника Томаса Монстери, став одной из лучших фехтовальщиков (среди мужчин и женщин) до 1880-х годов. Под руководством Фреда Энгельгардта она стала профессиональной единоборкой на клинках. Но ей и её учителю не повезло с эпохой - родись Элла Хет6тан на 25 лет позже, она могла бы стать первой спортивной фехтовальщицей мирового уровня.


Иллюстрации: Элла Хеттан - Ягуарина


Источники

Tomoe Gozen – Female Samurai Warrior
Tomoe Gozen: Badass Women in Japanese History
Томоэ Годзен: бесстрашная женщина-воин средневековой Японии
Onna-Bugeisha. Wikipedia
History of fencing. Wikipedia
Classical fencing. Wikipedia
Womens fencing. Wkipedia
Ellen Osiier. Wikivisually
Ellen Osiier. Wikipedia
Женское фехтование
Неженский спорт в женском исполнении
The Secret History of the Sword
The Victorian Fencing Outfit
Colonel Thomas Monstery, and the Training of Jaguarina
7 Duels Between Women
8th Olympics in Paris. Ellen Osiier. Fencing. Video
27 Kickass Women From History You Need To Know About
Fencing and Women in the 19th century
19th-Century Women in Sports
Explore Fencing Sport, Women's Fencing, and more!
Women in late medieval fencing manuals
Hattan, Ella (Jaguarina)
Women’s History Spotlight: Jaguarina and Colonel Monstery
La Jaguarina. Queen of the Sword
Jaguarina at Pacific Beach
In memory of Cpt. Alfred Hutton
La Jaguarina! The New American Sport History: Recent Approaches and Perspectives. Edited by S. W. Pope


July 2017

Exclusive of the Female Single Combat Club


ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА


Все изображения перепечатываются в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.

Женские дуэли на клинках. Иллюстрации.


История женского фехтования. Иллюстрации


Videoclips from YouTube


>> История женских единоборств

>> Они делали историю

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: