клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 


Они делали историю

Воительницы

Амазонки

Пентесилея

Amazons
Амазонки. Барельеф из Бассэ (Храм Аполлона Эпикурейского). Ок. 450-420 до н.э.


English version


Амазонки (согласно греческой мифологии и данных историографии) - народ, состоящий из одних женщин-воительниц.

Предполагается, что амазонки жили на берегах Эвксинтского Понта (Черного моря). Они создали независимое королевство, управляемое царицей, часто нарицательно называемой Ипполитой (неукротимая необъезженная кобыла). По преданиям, Амазонки основали несколько городов, в том числе Смирну, Эфес, Синоп и Пафос. Согласно драматургу Эсхилу, в древние времена они жили в Скифии, возле Озера Меот (Азовское море), но позже переместились в Фемискиру на реку Фермодон (река Терм в современной Турции).

В эллинистической и древнеримской историографии есть различные упоминания о рейдах амазонок в Малую Азию. Амазонок отождествляли с различными историческими народами поздне-античного периода. В Новое время амазонками стали называть вообще любых воительниц и воинственных женщин.

Самые известные амазонские царицы - Пентесилея (стремительная), которая участвовала в Троянской Войне и ее сестра Ипполита, чей волшебный пояс стал целью одного из подвигов Геракла. Амазонки считались великолепными наездницами, проводившими большую часть времени верхом. Согласно Лисию, амазонки первыми стали подковывать лошадей.

Историк Геродот считал сарматов потомками амазонок и скифов; сарматки соблюдали многие традиции амазонок: "охотились верхом наравне с мужьями, участвовали в военных действиях и носили мужскую одежду". Более того, согласно Геродоту, "девушка не может выйти замуж, пока не убьет мужчину в сражении". Геродот описывает группу амазонок, плывущих по Меотийскому озеру (Азовскому морю) в район скалистой части Скифии (Нынешний Юго-восточный берег Крыма). После изучения скифского языка они согласились выйти замуж за скифов, с условием, что они не должны будут следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, эти племена откочевали на северо-восток, обосновались в низовьях Танаиса (Дона) и стали предками Сарматов. Геродот утверждает, что сарматы сражались вместе со скифами против персов Дария Великого в 5м веке до н.э.

В древнегреческом языке слово амазонка произошло от "мазос" (безгрудая), что связано с их традицией отрезать девочкам правую грудь, чтобы можно было без помех натягивать лук и метать копье. В классическом искусстве, однако, это почти не отражено - там амазонки представлены с обеими грудями, хотя правая - иногда прикрыта.

Гиппократ описывал амазонок следующим образом: "У них нет правой груди... в раннем возрасте их матери ампутируют девочкам правую грудь, используя специальный инструмент из закаленной меди. Таким образом предотвращался рост молочной железы, а за счет этого наращивалась сила плеча и правой руки." Некоторые специалисты полагают, что во времена амазонок люди не могли обладать необходимыми знаниями, чтобы воспрепятствовать неизбежному массивному кровотечению и опасной инфекции. Другие считают, что после ампутации осуществлалось прижигание специальными инструментами.

Амазонки упоминаются и в древнеримской историографии. Цезарь вспоминал о завоеваниях большогй области Малой Азии, осуществленных Семирамидой и амазонками. Успешные набеги амазонок на Лисию и Силисию противопоставляются эффективному сопротивлению лидийской конницы против завоевательниц (Страбон, Николай Дамасенский). Гнай Помпей Трогий уделял особое внимание амазонкам. Он рассказал об истории амазонок, происходивших от двух скифских принцев - Илиноса и Сколопетоса. Диодор рассказывает о победе Геракла над амазонками при Темисире. Филострат считал, что амазонки обитали в таврических горах. Аммианий считал, что они жили к востоку от Танаиса (Дона) и соседствовали с Аланами. Прокопий помещаетамазонок на Кавказ. Хотя Страбон и высказывал скептицизм по поводу их историографии, амазонки фигурируют в исторических трудах до поздне-античного периода. Несколько Отцов Церкви говорили об амазонках как о реальном народе. Солиний ссылается на свидетельства Плиния. Согласно Аврелию, пленная готская женщина идентифицировалась как амазонка (Клавдиан). Весьма авторитетными были летописи Юстиния, они были использованы Оросием, труды которого читались в средневековой Европе. Средневековые авторы продолжали традицию помещать амазонок на севере - Адам из Бремена поместил их на берега Балтийского моря, а Поауль Диакон - в центр Германии.

В некоторых версиях древнегреческого мифа об амазонках утверждалось, что мужчинам запрещалось появляться в Стране амазонок, но раз в году амазонки посещали соседнее племя Гаргаренов, чтобы зачать от них детей. Мальчиков, родившихся в результате этих визитов, либо убивали, либо отправляли к их отцам, либо оставляли одних в чистом поле. Девочки оставались со своими матерями, их обучали сельскому хозяйству, охоте и военному ремеслу.

В Илиаде амазонок называют "антианейрами" ("дерущиеся как мужчины"). Амазонки также фигурируют в сказаниях о походе аргонавтов, которые на пути в Колхиду попали на остров Лемнос, населенный одними женщинами и управляемый царицей Хипсипилой. Аргонавты назвали этот остров "Гинайкократумен", что по-древнегречески приблизительно означало "царство женщин". Аполлоний Родосский писал, что амазонки приветствовали Ясона и его товарищей в боевом строю - "Хипсипила была в доспехах своего отца и управляла фургоном, ужасая своим обаянием". Молодая царица рассказала им, что перед этим Лемнос был завоеван, и все мужчины были убиты. Амазонки пригласили аргонавтов заменить погибших мужей. Аргонавты не поняли однако, что мужчины были убиты своими же соплеменницами. К счастью, аргонавты не задержались на острове долго. Пока они плыли через Геллеспонт к Эвксинтскому Понту, им советовали "поскорей уносить ноги, поскольку Темисира со своими амазонками вооружилась и готова к войне".

Амазонки появляются в искусстве архаичного периода Древней Греции как иллюстрации нескольких легенд. Они завоевывают Лисию, но терпят поражение от богатыря Беллефона, которого послал Иобат, король Лисии, надеясь, что тот погибнет в борьбе с амазонками (Илиада). В Илиаде упоминается надгробие царицы Мирины, в поздней интерпретации - царицы амазонок, приведшей их к покорению Ливии и большей части страны Горгонов.

Амазонки напали на фригийцев, которые состояли в союзе с Приамом, тогда еще юным царем Трои (Илиада). Спустя годы, во время Троянской Войны, амазонки приняли его сторону и сражались против греков под предводительством царицы Пентесилеи (Кринт Смирнский), которую убил Ахилл. Об этом сказано в Эфиопиде, устной эпической поэме, продолжении Илиады (также Квинт Смирнский, Юстин, Виргилий. Энеида).

Одним из подвигов, который должен был совершить Геракл по заданию Эврисфея, заключался в том, чтобы захватить пояс амазонской царицы Ипполиты (Аполлодор). Геракла сопровождал его друг Тезей, который захватил в плен сестру Ипполиты Антиопу. Этот инцидент привел к вторжению амазонок в Аттику; в этой войне Антиопа сражалась на стороне Тезея и пала в бою. По другой версии, Тезей женился на Ипполите, по третьей - на Антиопе (и она не погибла). Битва афинян с амазонками составила целый жанр античного искусства - амазономахию, характерным примером которого являются барельефы в афинском Парфеноне и скульптуры в мавзолее Галикарнасса.

По одному из многочисленный преданий, амазонки предприняли поход на остров "Змеиный (Леуке) в устье Дуная, где Фетида погребла пепел Ахиллеса. Дух павшего героя появился перед воительницами и настолько напугал лошадей, что те стали скидывать и топтать наездниц и заставили амазонок ретироваться. Древнеримский военачальник Помпей утверждал, что видел амазонок в армии царя Митридата.

Об амазонках много говорили во времена Александра Македонского, некоторые биографы великого царя упоминали царицу амазонок Фалестру, посетившую его и ставшая для него второй матерью. Тем не менее, другие биографы Александра оспаривали это, включая уважаемого Плутарха. В своих Жизнеописаниях он упоминает тот момент, когда один из военачальников Александра, Онецикрит, рассказывает об этом эпизоде с амазонками царю Фракии Лисимаху. Царь, участвовавший в том походе, улыбнулся и спросил: "А где я был тогда?"

Древнеримский писатель Виргилий в Энеиде описывал женщину-воительницу древнеитальянского народа Вольски, скопировав ее образ из легенд об амазонках.

Согласно античным источникам (Плутарх, Павсоний), надгробия амазонок встречались во всех частях древнегреческого мира. Их находили в Негаре, Афинах, Хевроне, Халциде, Фесалле, Киноскефалах и в других местах. Статуи амазонок также встречались по всей Греции. Плутарх рассказывает. что и в Афинах и в Халкиде находились мавзолеи амазонок, или амазонеумы, что свидетельствовало о культе амазонок. В Афинах существовал ежегодный ритуал жертвоприношений амазонкам. Раз в год девушки Эфеса принимали участие в ритуальных танцах с оружием и щитами, изображая перед деревянной статуей Артемиды Ипполиту и ее амазонок.

Амазонки являлись предметом дискуссий авторов Эпохи Возрождения, а с началом великих открытий их "помещали" все дальше и дальше. В 1542 году Франсиско де Ореллана приплыл к устью большой южноамериканской реки и назвал ее Амазонкой, поскольку встретил на берегах реки воинственных женщин. Амазонки также упоминаются в записках Христофора Колумба и Уолтера Рэли

Авторы Средневековья и Эпохи Возрождения считали, что амазонки изобретели боевой топор. Это по-видимому отностится к "сагарису", оружию напоминающему топор, который греческие авторы приписывали амазонкам и скифам (об этом свидетельствуют раскопки Александровского кургана в Болгарии). Эксперт по боевым искусствам 16 века, Паулюс Гектор Маир, удивлялся тому, что такое "мужское оружие" было изобретено "племенем женщин", но признавал авторитет современного ему историка Иоганна Авентина, утверждавшего это.

В поэме Ариосто "Неистовый Роланд» (Orlando furioso) повествуется о стране воительниц, управляемой царицей Оронтеей. В этой эпической поэме описано царство женщин, напоминающее греческий миф об амазонках - женщины, брошенные неверными мужьями, сплотились в народ, у которого популяция мужчин была сведена к минимуму, чтобы воспрепятствовать им снова захватить власть.

Классицист Питер Вэлкот разоблачал мифологию об амазонках следующим образом: "Где бы греки не размещали амазонок - где-то на Черном море, на дальнем севере, в Ливии, это всегда было за пределами цивилизованного мира,. Амазонки существуют только вне нормального человеческого опыта".

Тем не менее, в научной среде существуют различные гипотезы по поводу упоминаний амазонок в греческой историографии - большинство из них очевидно указывают на Скифию и Сарматию, что согласуется со свидетельствами Геродота, но некоторые авторы предпочитают сопоставлять культуру амазонок с культурой Малой Азии и даже Крита.

Предположения о том, что сказания об амазонках содержат зерно исторической правды, получили подкрепление после недавних археологических раскопок, свидетельствующих о том, что некоторые сарматские женщины принимали участие в битвах. Эти находки привели некоторых ученых к предположению, что мифы об амазонках возникли на основе реальных женщин-воительниц, хотя этот взгляд все еще не находит поддержки большинства ученых классической школы.

Сарматские женщины играли активную роль в военных действиях и в социальной жизни. Во время недавних раскопок сарматского кургана обнаружена братская могила воинов, четверть из которых - женщины, похороненные как и мужчины с их луками. Эти и другие археологические раскопки определенно говорят в пользу существования в древности женщин-воительниц. Одним из доказательств существования женщин-воительниц у древних скифов, является изображение воительницы в скифском костюме на аттической вазе датированной 420 годом до н.э. Российский археолог Вера Ковалевская указывала на тот факт, что пока скифские мужчины уходили на войну, женщины-кочевницы должны были уметь защитить себя, свои семьи, скот и пастбища. Например, в период длительного двадцативосьмилетнего дальнего похода скифов в глубь Азии, когда они добились господства над обширными ее частями, большинство скифских мужчин отсутствовало. В течение этого времени женщины не только должны были защищать себя, но также и производить потомство. Эти обстоятельства и могли породить идею амазонок - сочетаться раз в год с мужчинами соседнего племени. Это могло быть фактической основой выводов Геродота. Ученые классической школы обсуждали феномен амазонок и женщин-воительниц задолго до того как археологи обнаружили скифские захоронения дев-воительниц в алтайских курганах и аналогичные сарматские захоронения, подтверждающие сказания о амазонках-наездницах. В 1911 году, в энциклопедии «Британника» было написано следующее: "В то время как, по мнению некоторых, амазонки - чистая мифология, другие предполагают, что есть исторические обоснования их реального существования. Они поклонялись таким божествам как Арес (бог войны и главный бог фракийцев и других северных племен) и Артемида (азиатская модификация этого божества отличается от греческой богини). Существует предположение, что амазонки первоначально были прислужницами в храмах и священнослужительницами богинь, а удаление груди представляло собой акт самомученичества, аналогичный кастрации у мужчин - последователей фригийской богини Сибеллы. По другой теории, путешественники, побывавшие в дальних краях, сообщали о племенах, управляемых женщинами, у которых женщины выполняли роли, в привычных сообществах характерные для мужчин. В этих племенах наследование знатности принадлежало женщинам. Таким образом, считалось, что амазонки - это народ женщин-воительниц, который управляется исключительно женщинами. Согласно Й. Виртхайму (1907), амазонки принаделжат одному из греческих племен. Предполагают, что тот факт, что завоевание амазонок возглавляли два самых великих мифических героя греческой мифологии, Геракл и Тезей, свидетельствует о том, что греки считали побережья Малой Азии опасными для жителей далеких греческих колоний, а туземцев тех мест – дикими".

Еще в те времена, когда исследования минойской культуры Крита находились еще в зачаточном состоянии, Люис Ричард Фэрнелл и Джон Майрс рассмотрели возможные источники возникновения минойской цивилизации, указывая на аналогии между ней и цивилизацией амазонок. Согласно Майрсу, существуют доказательства того, что эти культуры очень похожи, и что амазонки могли возникнуть именно в минойской культуре.

В произведениях античного искусства битвы греков с амазонками часто ассоциировались с битвами греков с кентаврами. Вера в существование и тех и других, присутствовавшая в древнегреческой литературе и искусстве, предполагала изображение амазонок и кентавров как существ не очень противоестественных. Основными занятиями амазонок были охота и война; вооружены они были луком и стрелами, копьями, боевыми топорами и щитами в форме полумесяца (пельта). В ранних изображениях амазонок они были облачены в шлемы и напоминали изображения богини войны Афины - модели женщины-воительницы. В более поздних изображениях амазонки стали походить на богиню охоты Артемиду, которая была облачена в тонкую материю и высоко подпоясана. В поздних изображениях на вазах, одежда амазонок напоминает персидскую - облегающие штаны и колпак (кидарис). Амазонки изображались как конными так и пешими. Амазонки на древнегреческих вазах носили одну серьгу. Битва Тезея с амазонками - излюбленный сюжет фресок в языческих храмах (например фрески в храме Аполлона в Бассаях, теперь хранящиеся в Британском музее), рисунков на вазах и барельефов на саркофагах. В афинском Парфеноне, этот сюжет запечатлен на щите статуи Афины, на настенных рисунках в Тезеуме и в «Стоа Пойкиле». В Древней Греции существовал некий стандарт на скульптурное изображение амазонки.

Сюжет амазонок, а в особенности, сюжет их борьбы с мужчинами (амазономахия) был чрезвычайно популярен - как в античном мире, так и в последующие века. Любопытно как различные художники изображают битвы греков с амазонками. На многочисленных греческих стелах, барельефах и сосудах очень конкретно показано как велась борьба - она показана как динамический, реальный, свирепый и смертельный бой. Никаких признаков послабления "слабому полу" не наблюдается, воины-мужчины не гнушались даже хватать врагинь за волосы. Живописцы поздних времен привнесли немало эротики в битвы амазонок. Например, на статическом батальном полотне Ансельма Фейербаха битва вообще больше похожа на оргию.

Penthesilea Самая знаменитая амазонка – это царица Пентесилея (Пенфесилея), которая участвовала в троянской войне. По преданию Пентесилея - дочь Ареса и Отреры, ее сестра Ипполита обладала магическим поясом, который стал обьектом одного из подвигов Геракла. Пентесилея была смелой и сильной воительницей, владевшей различными видами оружия. Несмотря на свое положение царицы-главнокомандующей, она мужественно сражалась плечом к плечу с другими амазонками. Согласно древнегреческой мифологии, Пентесилея и ее амазонки пришли на помощь осажденной Трое и ее царю Приаму после гибели Гектора. Согласно Квинту из Смирны, Пентесилея случайно убила копьем сестру Ипполиту во время охоты на оленей. Этот несчастный случай так опечалил Пентесилею, что она искала повода погибнуть, но как воительница-амазонка она могла это сделать с честью только в бою. Поэтому ее легко было убедить присоединиться к Троянской войне на стороне защитников Трои.

В бою она собственной рукой убила многих греков, в том числе Махаона и Подарка, но была убита могучим Ахиллом. Ахилл оплакивал безвременную смерть отважной красавицы, влюбившись в нее после смерти. Терсит выколол у умершей глаза копьем и обвинил Ахилла в страсти, противной природе человека. Ахилл обернулся и так ударил Терсита, что, выбив ему все зубы, убил его. Позднейшие сказания развили мотив эротических отношений Ахилла и Пентесилеи; от брака их, по преданию, произошел сын Каистр. Подвиги Пентесилеи под Троей были воспеты Арктином в эпической поэме "Эфиопида".

Вероятно, самое романтическое изложение истории Ахилла и Пентесилеи содержится в трагедии немецкого драматурга Генриха фон Клейста "Пентесилея". Возглавляя войско амазонок против греков, Пентесилея охотится за Ахиллом. По законам Амазонии, воительницы должны воевать с мужчинами, чтобы в бою захватывать пленников, обеспечивая продолжение рода амазонок. Но Пентесилея нарушает другой закон, запрещающий амазонкам выбирать в бою противников-мужчин. Ее кампания против греков проходит успешно, но она жаждет битвы с Ахиллом, так как ее мать предсказала ей, что она его захватит в плен. Игнорируя предупреждения верховной жрицы, Пентесилея продолжает преследовать Ахилла. Наконец ей удалось сразиться с ним, но в бою она терпит поражение и теряет сознание, ее подбирают амазонки и везут в свой лагерь, куда следует и Ахилл. Когда Пентесилея приходит в чувство и видит Ахилла, у нее возникает иллюзия, что пророчество ее матери сбылось. Ахилл, влюбившийся в Пентесилею, надеется похитить ее и вызывает ее на поединок, с тем, чтобы сдаться. Он выходит против нее без оружия. Пентесилея воспринимает его действия как насмешку и в слепой ярости натравливает на него псов, помогая им рвать тело Ахилла на части. Когда до нее доходит, что она натворила, Пентесилея бросает вызов традициям и богам, отбрасывает в сторону меч и с покаянием принимает смерть одними усилиями воли, надеясь воссоединиться с Ахиллом в Царстве мертвых…

Благодаря поэтическому гению древних греков, история полулегендарных амазонок и в частности, Пентесилеи, пережила века. История амазонок учит тому, что женщина не всегда слабое беззащитное существо, зависящее от мужчин, она может быть самостоятельной, сильной и смелой. Но трагическая гибель Пентесилеи от руки Ахилла предостерегает от стремления к примитивному равенству - в большинстве случаев женщина не должна и не способна побеждать мужчин в прямом противоборстве - это урок крайним феминисткам. В то же время, запоздалая любовь Ахилла к убитой им женщине, предостерегает мужчин от реальной борьбы с женщинами.

30 июля 2008г.

Эксклюзив Клуба Женских Единоборств


Illustrations

Mystery of the Amazons

Amazon Research Network

The Amazons in Greek Legend

Herodotus on the Amazons

Amazon Nation

Women Warriors - The Sarmatians

Amazons - Straight Dope

Amazons - Wikipedia

The Amazons, Warrior Women of Ancient Greece

Amazons - Wellesley

The Early Amazons: Modern and Ancient Perspectives on a Persistent Myth (англ.) by Josine Blok (1995)

Trojan War. Penthesilea

Penthesilea: Queen of the Amazons

Brave women Warriors of Greek Mith

Penthesilea. Answers.com


Amazons

Стелла с изображением амазонок, сражающихся с обнаженными греками. Британский музей, Лондон


Greeks and Amazons

Амазонки и греки. Саркофаг


Greeks and Amazons

Амазономахия (сражения между греками и амазонками), барельеф на саркофаге (ок. 180 до н.э.), найден с Салониках, в 1836 году. Лувр, Париж. Фото Ястроу (2005)


Greeks and Amazons

Фалестрия, царица амазонок, посещает Александра Македонского, гравюра, 1696г.


Departure of the Amazons

Клод Деруэ. Сбор амазонок, 1620г.


Combat of the Amazons

Артуро Михелена. Битва амазонок


Riding Amazons

Генрих Вильгельм. Скачущие амазонки, 1788г.


Stuck. Amazon and centaur

Франц фон Штюк. Амазонка и кентавр, 1912г.


Fighting Amazons

Рудольф Йетмар (Польша), Сражающиеся амазонки, 1912г. Масло на холсте. Частная коллекция


Барельефы из Бассэ, Храм Аполлона Эпикурейского, ок. 450-420 до н.э.


Appolo Temple

Храм Аполлона


Amazons. Bassae Temple

Amazons. Bassae Temple

Amazons. Bassae Temple

Amazons. Bassae Temple


Амазонки, Этрусские фрески


Amazons. Ethruscian Frescos

Amazons. Ethruscian Frescos

Amazons

Хартман Шедель. Нюрембергские хроники, 1493г.


Greeks and Amazons

Marble Sarcophagus Depicting Greeks and Amazons, Found at Tell Barak Near Caesarea


Hercules kills Hippolyta

Hercules and Hyppolite. Tomb


Greek-versus-Amazons battle

One of many Greek-versus-Amazons battle friezes from the tomb of Mausolus at Halikarnassos, Greece, fourth century BCE, which ranked among the Seven Wonders of the Ancient World. (British Museum, London. Public domain image from Wikimedia Commons)


Hercules kills Hippolyta

Hercules and Amazon. Temple E Selinunte Museo archeologico regionale di Palermo


Bass-reliefs from Bassae, The Temple of Apollo Epikourios c 450-420 BC
Amazons

Amazons


Greeks and Amazons

Sarcophagus, 3rd century CE


Greeks and Amazons

Duel between Amazon and Greek. Bass-relief


Amazons

Stone from the foundations of Bouffay Roman wall. Nantes, France
This bas-relief used to adorn a powerful family tomb. Dobree Museum


Amazons

Bass-relief from Delphi


Achilles and Penthesilea

Achilles and Penthesilea. Bas-relief


Herculer battles with Hyppolite

Herculer battles with Hyppolite. Attic black-figured amphora


Herculer battles with Hyppolite

Herculer battles with Hyppolite. Attic black-figured amphora


Wounded Amazon

Marble statue of a wounded Amazon. Roman, imperial period, 1st-2nd century A.D. Copy of a Greek bronze statue of ca. 450-425 B.C.
Metropolitan Museum, New York


Achilles and Penthesilea

Exekias. Achilles and Penthesileia. Attic black-figured amphora, ca. 540/530 BC. The British Museum, London


Achilles and Penthesilea

Achilles and Penthesileia. Attic black-figured amphora, ca. 540/530 BC.


Achilles and Penthesilea

Achilles and Penthesileia. Attic plate.


Achilles and Penthesilea

Achilles and Penthesileia. Attic plate.


Achilles and Penthesilea

Achilles and Penthesileia. Attic amphora.


Penthesilea

Penthesilea (1862), by Gabriel-Vital Dubray (1813-1892).
East facade of the Cour Carree in the Louvre palace, Paris.


Penthesilea

Wounded Amazon. Hans von Stuck, 1904


Ancient city of Sepphoris (Tsipori, Zippori)
Mosaics are on display in the villa of the Byzantine period (before 7AD) – they depict amazons, mythological hunting women who are said to have cut off their right breast so they would be better at handling a bow. (In the mosaics there seem to be no breasts missing.) Amazons in Sepphorus

Amazons in Sepphorus

Amazons in Sepphorus


Greeks and Amazons

Amazonomachy: fight between Greek warriors and Amazons. Marble, sarcophagus panel, ca. 160–170 AD. Served as basin for the Tigris fountain


Greeks and Amazons

Amazonomachy (fight between Greeks and Amazons)


Rubens. Amazons

Peter Paul Rubens. The Battle of the Amazons, c.1618-1620. Oil on panel. Bayerische Staatsgemaldesammlungen, Munich, Germany


Battle of the Amazons

Anselm Feuerbach. Battle of the Amazons - left part

Battle of the Amazons

Anselm Feuerbach. Battle of the Amazons - right part


>> История женских единоборств

>> История воительниц и дуэлянток

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: