клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Единоборки в старину

Из истории женских драк

Женщины дрались всегда!

The Book of Genesis by Robert Crumb
Американский сатирик и автор книги комиксов "Книга Бытия" Роберт Крамб нашел дерущихся женщин даже в Ветхом Завете.
В этой художественной работе Крамб выразил свое восприятие библейских героев, по сути очень земных и несовершенных.
В частности, крупные здоровенные библейские женщины в восприятии Крамба не очень привлекательны
Рисунок с сайта World Net Weekly, 2011

English version


Мужчины испокон веков разрешали разногласия и споры не столько с помощью аргументов и дискуссий, сколько с помощью кулаков. Спонтанная мужская драка всегда была делом совершенно обычным и даже обыденным. В то же время, женщины больше полагались в ссорах на голосовые связки, хотя и они иногда разрешали их с помощью рукопашных аргументов. Так или иначе, женщины дрались с незапамятных времен, хотя конечно реже, чем мужчины. В драках и поединках женщины нередко подражали мужчинам, но чаще применяли свои, женские методы...

Medieval women fight
Драка двух женщин. Из средневекового манускрипта 1462г.
'Les Cent Nouvelles Nouvelles'
University of Glasgow

На самом деле, потребность и желание драться, бороться или сражаться присуща не только мужскому полу. Воинственные женщины существовали издавна. И не только среди легендарных амазонок. Известно, что борьба была обязательным элементом воспитания древних спартанок, поэтому нетрудно предположить, что физические столкновения на личной почве тоже были им не чужды. Знатные римлянки иногда добровольно выходили на арену попробовать свои силы в гладиаторских боях. У древних скандинавов и германцев женщины участвовали в сражениях, так что физические разборки были и для этих грубых созданий не в диковинку. В Древней Руси жили воинственные поляницы. Джеймс Кук в 18 веке наблюдал кулачные женские бои в Полинезии. Известно, что туарегские женщины на севере Африки, где сохранились пережитки матриархата, часто борются между собой. В общем, женщины всегда дрались и в охотку дерутся в наше время.

Изображения женских драк можно найти в самых различных произведениях художников и писателей - реалистов, которые отражали в своих произведениях реальную жизнь, хотя и добавляя художественную фантазию.

Причины женских драк могли быть самыми разными, например, на почве ревности. На гравюре 17 века несколько женщин жестоко дерутся из-за мужчины ("из-за пары брюк"). На картине 18 века Леонарда Дефранса изображена свирепая драка знатных женщин - возможно, тоже на почве ревности.

Разумеется, физические столкновения все таки занятие не для изнеженных дам, чаще дерутся простые бабы - торговки, прачки, крестьянки.

В материале "Старый британский призовой ринг" говорится о широком распространении женских драк в Британии 18 - 19 веков. Женщины низших британских сословий дрались свирепо и жестоко. Историки женского бокса считают такого рода потасовки "боксерскими поединками", поскольку устанавливался приз победительнице, а драка происходила при публике. На самом деле, даже из приведенных в статье репортажей прямо следует, что такие бои устраивались не из спортивного интереса, как у кулачных бойцов - мужчин, а на почве вражды и ссор. Да и дрались без перчаток и с применением далеко не боксерских приемов, вроде царапанья, таскания за волосы, битья ногами лежачих и т.п.

Дерущиеся женщины часто проявляли большую свирепость, чем мужчины - они часто сдирали друг с друга одежды, царапали и били друг друга до тех пока не оказывались полностью залитыми кровью. Начиная с первой половины ХVIII столетия (когда появились первые достоверные упоминания о женском кулачном бое) и до Викторианской эпохи женский кулачный бой был очень популярен среди низов Британских островов.

Girl fight
"Кулачная драка между Мейбел Герберт и Мэми Браун".
Репортаж "Полицейской газеты. 19-й век.

В книге "Настоящая жизнь Лондона", изданной издательством "Джонс и Ко" в 1821 году, приводятся сценки из жизни Лондона и лондонцев в конце 18 - начале 19 века. Вот как там описана драка на рыбном рынке глазами двух джентльменов, наблюдающих за жизнью горожан (в диалогах простецкой толпы используется старый лондонский жаргон): ... их беседу прервал неожиданный женский вопль, на который сбежались все, кто находился вокруг. Этот вопль звучал как боевой клич, и оказалось, что происходит кулачная драка - ежедневное развлечение для толпый, "изюминка дня". А зрители громко орали: "Давай, давай, Полли!" "Дай ей как следует!" "Раздолбай ей хлебало!" "Так ее, Сэйли!" "Ощипай ее как курицу!" "Сломай ей хребет!" "Поперчи ей сиськи и надери ей репу!" "Отлично, дунь на нее и разверни ей флюгер!" "Выдави из нее жиры!" "Не стой на дороге! "Ты перевернул кадку с форелью!" "Чтоб ты сдохла вместе со своим товаром!" Том и Боб заняли удобную позицию у угла ларька, с которой они могли спокойно наблюдать бойчих и обозревать все происходящее вокруг. "Вот тебе еще одно развлечение", - сказал Том - "женская драка". "Отличные лосось и треска, господа, я надеюсь вы купите у меня что-нибудь", - сказала им пожилая женщина. "А из-за чего они подрались?" - спросил у нее Дешелл. "Из-за ревности, сэр, ничего другого. Вон видите того мужика, в колпаке, с красным воротом на шее, Сэйли к нему неравнодушна, он иногда дает ей воз с рыбой для продажи … за услуги, ну понимаете... А сегодня утром Сэйли пришла и увидела, что Полли крутит с ним шуры-муры. Вот и все. Но было бы лучше, если бы они пошли разбираться куда-нибудь подальше отсюда, а то они нарушили здесь всю торговлю”.

Аналогичная женская драка на рынке изображена на гравюре 1807 года Томаса Роуландсона из цикла "Ужасы Лондона”.

Знаменитая Элизабет Вилкинсон-Стокс, первая известная в истории "женщина-боксер" (по версии историков бокса), на самом деле просто подралась со своей соперницей, но при этом установили приз победительнице. Можно себе представить, насколько часто торговки дрались между собой - без всяких призов и без объявлений в газете, ведь конкуренция там всегда существовала, нравы были жесткими, и драка, судя по всему, была делом обычным - задолго до боев Вилкинсон и задолго до газетных репортажей, ставших достоянием историков женского бокса.

Вот несколько описаний женских драк из вышеупомянутого источника.

В августе 1792 года, в Челмсфорде, дрались две женщины, в то время как их мужья были секундантами. "Раздетые, без головных уборов, с тщательно прибранными волосами, они сошлись и 45 минут дрались самым отчаянным образом. Когда одна из участниц боя уже была избита так, что надо было опасаться за ее жизнь, ее муж был настолько жесткосерд, что требовал от нее продолжать бой. Однако после вмешательства зрителей женщин растащили".

Уильям Хикки увлекался жизнью низов восемнадцатого столетия и написал мемуары, в которых, среди прочего, приведено живое описание свирепой драки на Друри Лейн в Лондоне: "... стоял оглушительный гвалт, мужчины и женщины хаотически перешагивали через стулья, столы и скамейки, чтобы посмотреть своего рода разборку, происходившую на полу. Две дьяволицы в странном образе людей сошлись в драке, царапаясь и боксируя. Их лица были полностью залиты кровью, груди обнажены, а платья разорваны. В течение нескольких минут никто не встревал в драку, никто не волновался о том, что может с ними приключиться, и поединок шел к жестокой развязке".

"Спортивный журнал" за декабрь 1811 поместил репортаж о драке двух женщин - Молли Флауер и Ненни Гент, которые дрались по правилам кулачного боя, чтобы разрешить семейный конфликт. Схватка произвела на автора большое впечатление. После 20-минутной молотьбы Ненни сталo шатать и она капитулировала, поверженная ловкими ударами Молли.

Girl fight
Драка актрис Викторианской эпохи.
Victorian

У Эмиля Золя в романе "Западня" две прачки не поделили мужчину. Драка описана настолько подробно, что трудно усомниться в ее подлинности: "… Жервеза пока что получала только по ногам: одно ведро попало в башмаки и промочило платье до колен, два следующих промочили ее до пояса. Впрочем, скоро стало уже невозможно оценивать удары. Обе противницы промокли с ног до головы, лифы прилипли у них к плечам, юбки приклеились к бедрам. Сразу похудевшие, посиневшие, они дрожали с головы до ног; вода текла с них ручьями, как с зонтов в проливной дождь. … Прачечная наслаждалась, зрительницы апплодировали как в театре. По полу текли целые потоки, обе женщины шлепали по щиколотки в воде. Но Виржини пустилась на предательство. Она вдруг схватила ведро с кипящим щелоком, приготовленным одной из соседок, и плеснула им в Жервезу. Раздался крик. Все думали, что Жервеза обварилась, но щелок только слегка обжег ей левую ногу. Обезумев от боли, она изо всех сил швырнула пустое ведро под ноги Виржини. Та упала… Виржини вскочила и бросилась на Жервезу. Она схватила ее за горло и стала душить. Но Жервеза, изогнувшись всем телом, вывернулась, вцепилась ей в шиньон и повисла на нем всей тяжестью, словно намереваясь оторвать ей голову. Драка возобновилась, - на этот раз молчаливая, без криков, без ругательств. Они сходились не грудь с грудью, а царапались, растопырив скрюченные пальцы, стараясь угодить друг дружке в лицо, ущипнуть, разорвать, расцарапать. Красная лента и синяя шелковая сетка были сорваны с брюнетки, лиф у нее лопнул у ворота, обнажилась шея и плечо; у блондинки белая кофточка висела лохмотьями, один рукав исчез неведомо куда, и из разодранной рубашки проступало голое тело. Клочья одежды летали в воздухе. У Жервезы первой показалась кровь: три длинных царапины шли от рта к подбородку. Боясь окриветь, она защищала глаза и прикрывала их при каждом ударе. Виржини еще не была окровавлена. Жервеза метила ей в уши и бесилась, что не могла достать их. Наконец она ухватила сережку, маленькую грушу из желтого стекла, дернула и разорвала мочку уха. Брызнула кровь… Несколько секунд они стояли так на коленях, угрожая друг другу. Растрепанные, грязные, распухшие, бурно дышащие, они настороженно выжидали, переводя дыхание. Первый удар нанесла Жервеза: ее валек скользнул по плечу Виржини. Она сейчас же рванулась в сторону, чтобы избежать ответного удара, который только слегка задел ее по бедру. Постепенно войдя в раж, они стали свирепо и ритмично колотить друг друга, как прачки колотят белье … С удесятеренной силой Жервеза схватила Виржини поперек туловища, согнула ее, прижала лицом к полу. Несмотря на то, что Виржини брыкалась, она задрала ей юбки на голову. Под юбками оказались панталоны. Жервеза засунула руку в разрез, рванула и обнажила ноги и ягодицы. Потом, схватив валек, она начала бить, как, бывало, била когда-то солдатское белье на берегу Вьорны, в Плассане. Валек с мягким звуком врезался в тело. С каждым ударом на белой коже выступала красная полоса…”

В описании этой безобразной сцены точно подмечен характер спонтанной женской драки по мотивам вражды и соперничества. Это не дуэль по правилам, здесь отсутствуют традиционные для мужского поединка "рамки" и "приемы" - женщины дерутся безжалостно, стремясь прежде всего обезобразить и опозорить противницу.

Известно, что драка была вполне привычным делом в жизни проституток - это грубое ремесло всегда связано с насилием и дележкой клиентов - будь то в Германии или в Японии. Кстати, римские императоры, например, Домициан любили наблюдать драки наложниц.

С окончательной победой женской эмансипации, женские драки стали делом привычным, особенно в последние годы. В некоторых местах (например, в американских школах) девочки дерутся едва ли не чаще мальчиков. Известно, что афроамериканки легко хватаются за кулаки - женские драки в негритянских общинах случаются чуть ли не ежедневно.

Широкое распространение женских драк в последние десятилетия связано также с эротическим аспектом - оказалось, что мужчинам это нравится, а многие из них от этого даже возбуждаются.

Существование многочисленных секций восточных единоборств, бокса и борьбы, в которых занимаются женщины, способствовует преодолению стереотипа "женского небоевого поведения" и фактически делает женское физическое противоборство обыденным. Сейчас уже мало кто скажет: "женщины не дерутся". Они дерутся!

Обсуждение современности, однако, выходит за рамки исторического обзора.

Лев Свордов

Декабрь 2007г.


Иллюстрации


ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА


Все изображения перепечатываются в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.


>> История женских единоборств

>> Единоборки в старину


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: