female
single combat
club
logo
 

 

Circus wrestling and powerlifting at the turn of the century

Circus Female wrestlers at the turn of the XX century
Reports, item of news

Wrestlers from Rouen
Henry Cham. "Wrestlers from Rouen in 1868".
This sketch was the first depicting a real dynamic female wrestling match in front of spectators.


Female wrestling in Monmartre
Female wrestling near 1900 in a Tingeltangel" (popular music hall) in Paris. By a German collector - from Werner Sonntag's collection

Training
Mobile circus wrestlers in training. 1900s

Since the turn of the twentieth century wrestling started being very common form of performance on Russian circus rings. Wrestling matches had held before but just since that time Russian, European and world championships in "French wrestling" started taking place (other names for this form are "Greek-Roman" wrestling or "classic" wrestling where holds below the belt are prohibited). Wrestling competitions were organized not only in circuses but also in summer theaters, skating rinks and even on zoo gardens. One of the advertisements in Tbilisi said: "Opening of the international men's wrestling championship". The word "men's" was not accidental there because women wrestlers were regular members of many circus troupes.

Its not surprising that when feminism movement was in the embryonic condition attitude toward female wrestling was skeptical and condescending, sometimes with sarcastic irony. One of the newspaper titles sounded like this: Chicken cackled and pinched each others weathers. Thats what a reporter told about ladies wresting matches (citing from the book The circus in Russia written by the famous Russian circus historian Yuri Dmitriev): Female wrestlers are very poorly trained, they demonstrate very unskilled and non-finished moves. In fact, instead of watching nice wrestling moves we see very ugly petty cares between two disheveled female creatures, who remind witches from Shakespeare's Macbeth. It reached the point when male and female wrestlers participated in one tournament in Yaroslavl where they wrestled each other. Dmitriev concluded: Of course, it was openly obscene. Thats how circus wrestling got more and more vulgarized in order to satisfy bourgeois audiences taste. From the todays day position such an opinion seems to be a male chauvinism manifestation... There are lots of evidences of successful appearances of female wrestlers on circus rings.

Masha Matlos (Poddubnaya)
Maria Matlos (Poddubnaya) at right at the wrestling ring in Hamburg

Probably the most famous (and probably the most mysterious) female circus wrestler was the Masha Matlos (born Maria Poddubnaya), the sister of the great wrestling champion Ivan Poddubny. Before 1910, she was a six-time womens "world wrestling champion". (Matlos is the modified married name for circus bills - from Matlash). Circus bills advertised her as inviting all comers into the circus ring to try their luck in wrestling against her after she had disposed of her fellow troupers.

In 1901 in the city of Blagoveschensk (the far east of Russia) madam Yudina was famous. She had showed heroism during defending the city from Chinese. Eccentric madam Yudina started surprising people by challenging for a "duel" a female power circus performer Gren who was touring over Russia. The circus owner was happy that people overcrowded the circus. The match was arranged as a real duel.

Sandwina with her husband
Sandwina with her husband

German strongwoman Katie Brumbach (Sandwina) probably was the most famous strongwoman of the epoch, she had outstanding physical parameters: 184 cm of height; 85 kg of weight; 44 turn cm of biceps; 20 turn cm of wrists and 67 turn cm of thigh (see the photo at right). She managed to surpass the famous Eugene Sandow (enthusiast in bodybuilding and powerlifting) himself in strength test he was her idol and her nickname Sandwina was the female derivative of Sandow. During years, Kate participated in circus spectacles with her family, and the most exciting point was when her father offered 100 marks to any man in the audience who would capable to defeat his daughter Kate in wrestling. According to the legend, nobody earned the 100 marks. Her future husband (they were married for 52 years), Max Heymann, was one of those daredevils who accepted the earn money I have ever had. All the sudden, these thoughts were interrupted and the only thing I recall is my sudden rotation in the air with the flashing blue sky in my eyes, and then free falling down. Eventually, I found myself on the floor panting and semi-unconscious, while the girl bent down to me and said, "Have I inflicted any damage to you? Then she grabbed me in her arms as a dummy and carried me to her tentchallenge and according to his own words, the following had happened with him: As I have entered the ring I started thinking that if I earned the 100 marks it would be the most extravagant way to."

Circus wrestling Tbilisi's newspapers (Georgia) in May 1911 reported about female wrestling championship in the circus Modern. Famous female wrestlers from all over the world participated in the event: English Reuter, Ukrainian Shevchenko, Russian Morozova (nickname Female Epic Hero), Norwegian Rosing, Polish Yankovska, Austrian Offenbacher, Scottish Celt and Spanish Girald. Two world champions wrestled in the tournament: German Frida Damberg and Swedish Pederson. We should notice that almost all matches lasted unusually long. For instance, Russian wrestler Morozova defeated four her opponents: Offenbacher for 18 minutes, Yankovska for 10 minutes, Reoter for 8 minutes and Shevchenko for 5 minutes. After 20 minutes of stubborn struggling in the match Morozova vs. Girald a draw was announced because the both wrestlers were about the same strength and skills. Upset Morozova attacked the referee and "wrestled" him down so actively that he hardly stood up

Frida Damberg
Frida Damberg

The world champion Frida Damberg was especially popular among Tbilisi's spectators - she had excellent French wrestling skills and was very graceful at the same time. The two her victories were especially noted between her numerous victories spectacular pinning Reoter and Celt. Local media avidly described the match between Damberg and Girald. Two the tallest and strongest ladies came out to the ring who used wrestling techniques with great skill. Furious bout lasted for 15 minutes and ended with the victory of the German who pressed the robust Spaniard to the mat. The audience got in ecstasy about that. The result was that Frida piled up all wrestlers on the floor.

These are a few other messages from Russian local media:

In 1895, just on alleys of Egarev's "Russian family park" (former Demidov garden) women competed in wrestling but spectators were not too excited about that ("Hercules", Saint Petersburg, 1912)
"Ladies French wrestling championship has been held last week in the circus." (Local newspaper, Ekaterinburg, Ural, 1911)

"In our circus the first-rate ladies wrestling championship has been held where 12 female wrestlers and athletes participated. The trainer is Estonian wrestling and athletics professor Alex Muller (Miller)." (Local newspaper, Chelyabinsk, Ural, 1916)

"September 19. The first international female championship was opened for French and national forms of wreslting. Ten female wrestlers participated in the championship." (Omskiy Vestnik, Omsk, Siberia, 1917).

Circus wrestling In 1912, Irkutsk hosted the Ladies International French wrestling tournament. Local press was very excited and unprecedented stir was made in the city. You bet! Town folks looked forward to seeing ladies in such an exotic for the weaker sex performance.

The championship was opened on April 21 in the circus tent and ten female athletes came out into the ring. They were considered the strongest female wrestlers of that time. The very first athlete appeared on the scene was English champion Ms. Reuter who handled the British national flag. Then the host announced the rest of ladies one after another.

- German championess Frau Damberg! Austrian championess Frau Offenbacher! Greek championess madam Gastilos! Holder of all powerlifting world records, Scottish wrestling championess Ms. Celt! Romanian championess madam Vasilescu! Norway championess madam Nelson! Kuban Cossack Ms. Shevchenko! Polish championess Pani Yankovska! The only woman in the world who is wrestling bulls, Spanish championess señora Garaldi!

Two days later a famous strongwoman, Russian and European championess madam Morozova joined the tournament.

After the open ceremony, the first pair came out to the mat to entertain the audience it was German Damberg and Austrian Offenbacher. The match lasted just 3 minutes until the skillful German caught at the opportunity and effectively pinned her opponent using technique tour de tet. Next match took longer: Gastilos and Celt wrestled for 15 minutes until the Greek grabbed the opponents arm, turn her on the back and then pressed her till final victory. This scene of action drove the spectators into ecstasies.

Circus wrestling Next day the circus was jam-packed with people. Boisterous Kuban Cossack Shevchenko had the intention of defeating Englishwoman Reuter. She has not achieved that but she managed to amuse the audience by spicy jokes about her opponent and paid the price. Ms. Reuter finished her at the 13th minutes buy the technique bra roule.

Despite the defeat to Reuter, the Kuban Cossack became a favorite. In the next fight against robust Celt doubling her in weight, Shevchenko managed to stand her ground and the draw was pronounced. In what follows, Romanian championess Vasilescu distinguished herself in actions. She got the nickname Brave Panther. Russian she-bear madam Morozova shined out with deadly techniques front belt and double nelson. If these didnt help, she just broke her opponents as it befits a real Russian bear.

The fight between Giraldi and Damberg was distinguished by fine techniques and skills which are rare among male wrestlers. In order to keep audience interest high, the entrepreneurs organized a benefit performance for Spanish wrestler Giraldi. The poster said that an orchestra would play a flourish being located on the breasts of Mlle Giraldi; then smiths would break red-hot iron on her breasts. Besides, it was announced that she would wrestle against a read Andalusian bull.

Actually, it was a practical joke but the spectators didnt feel hurt and came to the performances in crowds. Another trick which even more increased attendance consisted in mixed wrestling contests between men and women. In the circus tent, two matches were held on a bet. Male challengers were invited to go against a female wrestler. Local wrestlers challenged the tournament participants. A certain Sitnikov wrestled against Giraldi. Although the Spanish wrestler a few times turned him down and was close to victory, after 20 minutes of stubborn struggle, a draw was pronounced.

The international championship finished on June 21, and lasted exactly a month. These are its results. The big golden wrath and the title of Eastern Siberia championess were awarded to German wrestler Frida Damberg. The second place and a big golden medal were awarded to madam Morozova from Russia. Austrian Offenbacher got a big silver medal and the title of Irkutsk championess. The best three wrestlers shared the prize of 2000 francs.

We have already mentioned wrestlers and strongmen who were favorites in St. Petersburg early in the XX century. However, it was also the time of struggle for womens equality in all realms. No wonder, metropolitan ladies claimed their rights to practicing wrestling which had been considered as a men only activity.

    1903
Sketches from the "First women wrestling championship" in the Krestovsky Garden in St.Petersburg. 1903"

In May 1903, The "First women wrestling championship" was held in the Krestovsky Garden in St. Petersburg. It lasted more than a month and finished with a grand prize awarding. In fact, St. Petersburgs public was ironic toward the unknown show and spoke of it disdainfully.

  Ogden
Cigarette block "Ogden". 1902

Wrestlers appearance is not too impressive, wrote a prominent contemporary. Quite the contrary, the most of them look skinny and feeble. Lack of excitements and ecstasy inherent in male wrestlers was visible straight away. The women wrestled softly, gently and tenderly as if they wouldnt inflict each other any pain. During wrestling matches, one or another lady dropped combs and hairpins which were immediately picked up by a fussy manager. It was accompanying with roar of laughter in the audience. In fact. It is difficult not to laugh at sight of creatures of the fair sex having ugly postures, crawling on all fours and rolling over floor.

Nonetheless, women wrestling downright excited metropolitan public. Some considered this show hideous making women similar to animals whereas others, on the contrary appreciated wrestlers flexibility. Moreover, some even wouldn't mind inviting a wrestler for dinner.

The Petersburg Gazette performed a public opinion poll among metropolitan artists: Does it do for women practicing wrestling? Well-known then artist N.N. Karazin answered: I have never been at wrestling shows; it is ugly. It all the more true for women because a woman must be graceful whereas wrestling like a scramble preclude any grace. Another artist S.S. Egornov also was against womens wrestling: The appearance of women higgledy-piggledy disturb each other can disgust or inspire with laugh. There is nothing bad in mens wrestling but womens wrestling makes an impression of something uncivilized and savage.

Nevertheless, organizers of those shows have achieved what they strived for: the scandalous spectacles attracted crowd. Soon after the championship in Krestovsky Garden finished, another championship began on the stage of the popular St. Petersburgs garden Aquarium (St. Petersburg News).

  Ogden
Four female wrestlers posing outside their stall at St. Giles' Fair, watched by a large crowd, 1909.
Photo by Henry Taunt. The Bridgeman Art Library

Spectators of circus wrestling performances deserve to be attended too. Especially female ones. The well-known Russian writer Valentin Kataev in his memoirs book My diamond crown recalls that watching ecstatic female spectators on circus wrestling sometimes was much more fascinating that wrestlers themselves who simulated and yielded to opponents ordering by entrepreneurs. But ladies-spectators being bewitched by mens single combat didnt care about such details. They ecstatically cheered wrestlers and in culminate moment they timidly yelped and threw handkerchiefs (and sometimes, other ladies assessors) into the ring. They daydreamed about wrestlers relief torsos and biceps. They awaited wrestlers at the circus exits as famous tenors and turned fingers toward them for a kiss. At the same time, female spectators reportedly demonstrated hostility toward female wrestlers appearing on the circus ring. They cursed out and hissed female wrestlers calling them ragged pussy-cats.

While in the Russian capitals they poked fun at female wrestling, in province an attitude toward it was completely different.

All the same, a woman-wrestler on a circus ring or beyond it was a rural exception and was consider by the most of people as circus trick, something like a counting horse. Or even worse, as a disgusting show. For instance, thats how French journalist Max Viterbo describes a womens wrestling match in the Rue Montmartre in 1903 in Paris: "The stale smell of sweat and foul air assaulted your nostrils. In this overheated room the spectators were flushed. Smoke seized us by the throat and obscene swearing gnaws our ears. Female wrestlers flung themselves at each other like modern bacchantes, they fiercely tore each others flesh apart, and you saw just hair flying, breasts bared, indecent, foaming at the mouth. Everyone screamed, applauded, stamped his feet." That time there was no tradition of women sports in general and of women wrestling in particular. There were developed nether female athletic clothing, neither women protectors nor wrestling rules for women. Yet the society of that time considered a woman differently from how we consider her today. Caring about her health and well being they exaggerated her helpless and weakness at that time.

Contemporary development of female wrestling and including this sport in the next Olympics program closed the books on the discussions whether of not women are able to wrestle for real.

Alexander Khromov
January 30, 2003
Revised in April 2011
Specially for Female Single Combat Club


Police Gazette
Title page of "Police Gazette" as of December 25, 1897 with the report about a female wrestling match
and depiction of the strongwoman Minerva from the article "Muscle mamas" in a 1913 paper issue
Repring from Orrin J Heller


>>> Female Combat History
>>> Circus wrestling and athleticism at the turn of the century


/ Contact Us

:

Last updated:

клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Цирковая борьба и атлетизм на рубеже веков

Цирковые борчихи на рубеже веков
Репортажи, газетные заметки

Wrestlers from Rouen
Анри Шам. "Борцы из Руана в 1868 году".
Этот рисунок впервые изобразил реальный женский борцовский поединок для зрителей в его динамике.

English version


Female wrestling in Monmartre
Женская борьба в 1900 году в Тингельтангеле (первый современный ночной клуб на Монмартре). Из коллекции Вернера Зоннтага

Training
Борчихи передвижного цирка на тренировке. 1900е годы

С начала 1900-х годов очень заметное место на российских цирковых аренах заняли соревнования по борьбе. Отдельные матчи устраивались и раньше, но с этого времени стали проводиться чемпионаты по "французской борьбе" (другие ее названия: “греко-римская” или "классическая" борьба, в которой не разрешалось хватать соперника ниже пояса). В соревнованиях разыгрывались призы, вплоть до званий чемпионов России, Европы и мира. Соревнования по борьбе проводились не только в цирках, но также в летних театрах, на катках, даже в зоосадах. А вот объявление тифлисского электротеатра «Лира»: «Открытие международного мужского чемпионата борьбы». Слово "мужской" появился в этом объявлении не случайно, так как во многих цирковых борцовских труппах были и женщины.

Не удивительно, что во времена, когда феминистское движение находилось в зачаточном состоянии, к женской борьбе относились скептически, снисходительно, часто с едкой иронией. Один из репортажей того времени о женской борьбе звучал так: "Курочки покудахтали и пощипали друг другу перышки". Вот цитата из репортажа о дамской борьбе из книги известного историка российского цирка Юрий Дмитриева "Цирк в России": “Борчихи тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно, неумело. Само собой разумеется, что благодаря этому вместо изящного демонстрирования тех или других приемов борьбы получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из “Макбета”. Дело дошло до того, что в Ярославле в цирке в одном чемпионате боролись борцы и борчихи и они устраивали схватки друг с другом”. Дмитриев делает такой вывод: “Конечно, это была откровенная похабщина. Так под влиянием вкусов буржуазной публики цирковая борьба все больше опошлялась”. С позиций сегодняшнего дня такое мнение кажется проявлением мужского шовинизма. Есть немало свидетельств об успешных выступлениях женщин на цирковых борцовских аренах.

Маша Матлос (Поддубная)
Мария Матлос-Поддубная (справа) на борцовской арене в Гамбурге

Самой титулованной, и в то же время самой таинственной цирковой борчихой была Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного. До 1910 года она шесть раз завоевывала титул "чемпионки мира по борьбе" (Матлос – измененная фамилия для цирковых афиш - по мужу Матлаш). Цирковые афиши извещали, что она приглашает всех желающих на цирковую арену попробовать удачи в борьбе с ней (после того как она разделается со всеми членами своей борцовской команды).

В 1901 году в дальневосточном городе Благовещенске гремела некая госпожа Юдина, проявившая героизм при защите города от китайцев. Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на "дуэль" гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль.

Сандвина с мужем
Сандвина с мужем

Немка Кати Брумбах (Сандвина) была пожалуй самой знаменитой силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку".

Circus wrestling Тифлисские газеты в мае 1911 года собщали о женском чемпионате по борьбе в цирке “Модерн”. В чемпионате принимали участие знаменитости со всего мира: англичанка Реотер, украинка Шевченко, россиянка Морозова (по кличке “женщина – богатырь”), норвежка Розинг, полька Янковская, австрийка Оффенбахер, шотландка Келт и испанка Гиралд - все они были чемпионками своих стран. В турнире боролись две чемпионки мира: немка Фрида Дамберг и шведка Педерсон. Интересно отметить, что почти все поединки продолжались необычно долго. Например, россиянка Морозова сумела победить четырех своих соперниц: Оффенбахер за 18 минут, Янковскую за 10 минут, Реотер за 8 минут и Шевченко за 5 минут. Поединок Морозовой с Гиралд после 20 минут упорной борьбы закончился вничью, так как обе борчихи были примерно равны по силе и технической подготовке. Расстроенная Морозова по окончании поединка так "сборола" арбитра, что тот еле поднялся на ноги...

Фрида Дамберг
Фрида Дамберг

Особой симпатией тбилисского зрителя пользовалась чемпионка мира Фрида Дамберг, которая очень хорошо владела техникой французской борьбы и, в тоже время, была очень пластична. Из многочисленных побед Дамберг особо отмечали ее убедительные и красивые победы на туше над Реотер и Келт. Местные газеты взахлеб описывали поединок между Дамберг и Гиралд. “На ринг вышли две самые высокие и сильные дамы, которые прекрасно владели приемами борьбы. Яростная схватка продолжалась 15 минут и закончилась победой немки, прижавшей огромную испанку лопатками к ковру, что вызвало у зрителей большой восторг. В результате, Фрида уложила на пол всех борчих”.

Вот еще некоторые собщения из местных российских газет ев рубеже 19-20 веков:

В 1895 году прямо на аллеях Русского семейного сада В.Н.Егарева (бывш. Демидовский) на Офицерской проводились состязания в женской борьбе, но успеха у публики женская борьба не имела ("Геркулес", СПб, 1912 год)
На прошлой неделе в цирке состоялся "Дамский чемпионат французской борьбы". (Местная газета г. Екатеринбурга 1911)

В нашем цирке состоялся первоклассный дамский чемпионат, состоящий из 12 дам-борцов и атлеток под руководством эстонца, профессора борьбы и атлетики Алекса Мюллера (Миллера). (Местная газета г. Челябинска, 1916)

19 сентября - в саду “Аквариум” открытие первого международного женского чемпионата французской и другой национальной борьбы. В чемпионате принимали участие 10 дам-борцов. (Омский вестник. Сентябрь 1917).

Circus wrestling В 1912 году Иркутск готовился принять участников Международного чемпионата по французской борьбе среди дам. По поводу намечаемого события в местной прессе возник невиданный доселе ажиотаж. Еще бы, горожанам впервые предстояло увидеть представительниц слабого пола в такой необычайной роли.

Чемпионат открылся 21 апреля цирке-шапито торжественным выходом десяти дам-атлетов. Все они считались сильнейшими борчихами своего времени. Первой на арену цирка с национальным флагом в руках вышла чемпионка Англии Рейтер, а вслед за ней по порядку конферансье объявлял:

- Чемпионка Германии Дамберг! Чемпионка Австрии Офенбахер! Чемпионка Греции Гастилос! Победитель всех мировых рекордов по поднятию тяжести, чемпионка Шотландии Кельт! Чемпионка Румынии Василеско! Чемпионка Норвегии Нельсон! Кубанская казачка Шевченко! Чемпионка Польши Янковская! Единственная женщина борющаяся с быками, чемпионка Испании Гиральди!

Через два дня к ним присоединилась женщина-богатырь, чемпионка России и Европы мадам Морозова.

После окончания парада на ковер потешать публику вышли германка Дамберг и австриячка Офенбахер. Поединок между ними продолжался три минуты. Техничная германка, уловив момент неожиданным приемом "tour de tet" уложила австриячку на обе лопатки. Следующая схватка Гастилос - Кельт отняла у зрителей чуть больше 15 минут, после чего гречанка захватом руки перевернула свою соперницу на спину и довела схватку до победного конца. Зритель от происходящего на арене пришел в дикий восторг.

Circus wrestling На следующий день зрительный зал был битком набит народом. Побороть англичанку Рейтер взялась кубанская казачка Шевченко. Ей этого не удалось, но зато удалось как следует развеселить публику. Весь поединок Шевченко отпускала сальные шуточки в адрес своей соперницы, за что и поплатилась на 13 минуте: приемом "bra roule" Рейтер победно завершила борьбу.

Несмотря на поражение, кубанская казачка превратилась в любимицу публики. В поединке с Кельт, которая по весу превосходила ее в два раза, Шевченко сумела устоять. Борьба продолжалась полчаса и закончилась вничью. В дальнейшем отличилась румынская чемпионка Василеско, получившая от зрителей прозвище Смелая пантера. Госпожа Морозова из России блистала применением к противницам убийственных приемов - переднего пояса и двойного нельсона, - а когда это не помогала, она ломала их по-русски, как медведица.

Борьба Гиральди и Дамберг отличалась техничностью, которую редко можно было встретить даже у профессиональных борцов-мужчин. Чтобы поддержать интерес к чемпионату у зрителя его организаторы устроили бенефис для испанки Гиральди. Как указывалось в афише, на этом бенефисе на груди мадемуазель Гиральди оркестр должен был исполнить "Туш", а кузнецы - разбить молотами раскаленное железо. Да к тому же объявлялось, что она поборется с настоящим андалузким быком.

Естественно это был розыгрыш чистой воды, но публика не обижалась и валила валом на представление. Другой трюк, который позволял увеличить сборы, заключался в проведении борцовских поединков между женщинами-борцами и мужчинами-борцами. В цирке-шапито на денежное пари состоялось две таких встречи. Что интересно, вызов женщинам бросили местные спортсмены-любители. Некий Ситников боролся с Гиральди. Заметим что испанка несколько раз опрокидывала любителя на ковер и даже была близка к победе, но по истечении 20 минут борьбы арбитр объявил ничью.

Ровно через месяц 21 июня Международный чемпионат по женской борьбе среди дам завершился. Вот его результаты. Большой золотой венок и звание чемпиона Восточной Сибири получила германка Дамберг. Второе место и большую золотую медаль получила госпожа Морозова. Большую серебряную медаль и звание чемпиона г. Иркутска получила австриячка Офенбахер. Обладательницы трех первых мест поделили призовой фонд в 2000 франков.

Мы уже немало рассказывали о борцах и атлетах, которые в начале ХХ века были любимцами петербургской публики. Однако то время, как известно, было еще и эпохой борьбы за женское равноправие, причем во всех сферах жизни. Неудивительно, что столичные дамы заявили свои претензии и на борьбу, которая до той поры считалась привилегией сильного пола.

Первый чемпионат женской борьбыю 1903
Зарисовки с "Первого чемпионата женской борьбы" в Крестовском саду. 1903"

В мае 1903 года в Крестовском саду начался "Первый чемпионат женской борьбы", который продолжался больше месяца и закончился 8 июня торжественной раздачей призов. Петербургская публика с иронией отнеслась к невиданному зрелищу, называя его участниц "борчихами".

Блок сигарет Ogden
Блок сигарет Ogden. 1902г

"Вид у борчих не особенно внушительный”, - писал один из современников. “Наоборот, большинство выглядят тощими и слабосильными. Сразу же обнаружилось отсутствие того азарта и экстаза, который имеет место у мужчин-борцов. Женщины боролись как-то мягко, пожалуй, нежно, точно не желая причинить друг другу боль. Во время борьбы то одна, то другая теряла гребенки и шпильки, которые распорядитель спешил поднимать, при общем смехе публики, смотревшей на это зрелище вообще шутливо. Нельзя не смеяться при виде прекрасного пола, принимающего самые неизящные позы, ползающего на четвереньках и барахтающегося на полу".

Однако женская борьба не на шутку взволновала столичное общество. Одни находили это зрелище безобразным, уподобляющим женщину животному, другие, наоборот, считали движения "борчих" пластичными, а некоторые заявляли, что иных "борчих" были бы не прочь пригласить на ужин.

"Петербургская газета" провела даже опрос ряда столичных художников о том, подходит ли женщинам борьба? "Я никогда не ходил на борьбу, зрелище это некрасиво, - заявил известный в ту пору художник Н. Н. Каразин. - Женщинам тем менее подходит борьба, что женщина должна быть грациозна. А борьба, как свалка, исключает всякую грацию". Другой художник, С. С. Егорнов, также был против женской борьбы: "Вид женщин, мнущих и треплющих друг друга, может только внушать либо отвращение, либо смех. В борьбе мужчин нет ничего дурного, но вид борющихся женщин производит впечатление чего-то дикого, некультурного, первобытного".

Тем не менее устроители нового шоу достигли того, чего хотели: скандальное зрелище привлекло массу публики. А когда чемпионат в Крестовском саду закончился, спустя лишь десять дней начался новый, на сцене одного из самых популярных увеселительных садов Петербурга - "Аквариума".
(Источник: "Санкт-Петербургские Ведомости")

Four female wrestlers
Четыре женщины-борца приветствуют огромную толпу на балконе циркового павильона на ярмарке. 1909 год.
Фото Генри Таунта. Сайт The Bridgeman Art Library

Стоит также остановиться на зрителях на соревнованиях по цирковой борьбе. Вернее зрительниц. Писатель Валентин Катаев в автобиографической книге "Алмазный мой венец" вспоминает, что наблюдать восторженных зрительниц цирковой борьбы было увлекательнее, чем самих борцов, которые частенько халтурили и подставлялись по указке антрепренеров. Дамы в зале, захваченные мужским единоборстом, не обращали внимания на такие тонкости, они восторженно приветствовали борцов, а в кульминационные моменты поединка "испуганно" визжали и бросали на арену надушенные платочки (а иногда и другие части женского туалета). Они грезили рельефными торсами и бицепсами борцов и поджидали их на выходе из цирка как знаменитых теноров, подставляя им пальчики для поцелуя. В то же время, современники отмечали резко враждебное отношение женской части публики к появлению на арене женщин-борцов. Их завизгивали и зло обругивали, обзывая "драными кошками".

Если в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в провинции, не избалованной зрелищами, отношение к этому было совсем иное.

И все-таки женщина-борец, на цирковой арене или вне ее, была в те времена редким исключением и рассматривалась большинством людей скорее как цирковой номер, вроде считающей лошади. Или, хуже того, как отвратительное зрелище. Вот как например французский журналист Макс Витербо описывает состязания по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году: "В ваши ноздри ударяет спертый запах потного и скверного воздуха. В этом перегретом помещении краснеют лица зрителей. Дым схватывает вас за горло, а непристойная брань свербит вам уши. Борчихи швыряют себя друг на друга как современные вакханки, они терзают друг другу плоть. Развеваются волосы, оголяются груди, неприлично пенятся рты, мужчины в зале вопят, апплодируют, топают ногами”. Тогда еще не было ни традиций женского спорта вообще, ни тем более традиций женской спортивной борьбы, не были разработаны ни женская спортивная одежда, ни женские протекторы, ни правила борьбы для женщин. Тогдашнее общество еще не воспринимало женщину так, как ее воспримимают сегодня. Заботясь о здоровье и благополучии женщины, в те времена преувеличивали ее беспомощность и слабость.

Современное развитие женской спортивной борьбы и включение ее в программу Олимпийский игр поставило точку в дискуссиях о том, способны ли женщины по-настоящему бороться.

Александр Хромов
30 января 2003г.
Переработано в апреле 2011г.
Специально для "Клуба женских единоборств"


Police Gazette
Титульный лист "Police Gazette" с репортажем о женском борцовском матче, состоявшемся 25 декабря 1897 года
и изображение силачки Минервы из статьи "Мускулистые мамаши" в номере газеты за 1913 год. Перепечатка с сайта Orrin J Heller


>>> История Женских Единоборств
>>> Цирковая борьба и цирковой атлетизм на рубеже веков


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: