клубfemale
женскихsingle combat
единоборствclub
logo
 

 

Цирковая борьба и атлетизм на рубеже веков

Цирковые борчихи на рубеже веков
Репортажи, газетные заметки

Wrestlers from Rouen
Анри Шам. "Борцы из Руана в 1868 году".
Этот рисунок впервые изобразил реальный женский борцовский поединок для зрителей в его динамике.

English version


Female wrestling in Monmartre
Женская борьба в 1900 году в Тингельтангеле (первый современный ночной клуб на Монмартре). Из коллекции Вернера Зоннтага

Training
Борчихи передвижного цирка на тренировке. 1900е годы

С начала 1900-х годов очень заметное место на российских цирковых аренах заняли соревнования по борьбе. Отдельные матчи устраивались и раньше, но с этого времени стали проводиться чемпионаты по "французской борьбе" (другие ее названия: “греко-римская” или "классическая" борьба, в которой не разрешалось хватать соперника ниже пояса). В соревнованиях разыгрывались призы, вплоть до званий чемпионов России, Европы и мира. Соревнования по борьбе проводились не только в цирках, но также в летних театрах, на катках, даже в зоосадах. А вот объявление тифлисского электротеатра «Лира»: «Открытие международного мужского чемпионата борьбы». Слово "мужской" появился в этом объявлении не случайно, так как во многих цирковых борцовских труппах были и женщины.

Не удивительно, что во времена, когда феминистское движение находилось в зачаточном состоянии, к женской борьбе относились скептически, снисходительно, часто с едкой иронией. Один из репортажей того времени о женской борьбе звучал так: "Курочки покудахтали и пощипали друг другу перышки". Вот цитата из репортажа о дамской борьбе из книги известного историка российского цирка Юрий Дмитриева "Цирк в России": “Борчихи тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно, неумело. Само собой разумеется, что благодаря этому вместо изящного демонстрирования тех или других приемов борьбы получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из “Макбета”. Дело дошло до того, что в Ярославле в цирке в одном чемпионате боролись борцы и борчихи и они устраивали схватки друг с другом”. Дмитриев делает такой вывод: “Конечно, это была откровенная похабщина. Так под влиянием вкусов буржуазной публики цирковая борьба все больше опошлялась”. С позиций сегодняшнего дня такое мнение кажется проявлением мужского шовинизма. Есть немало свидетельств об успешных выступлениях женщин на цирковых борцовских аренах.

Маша Матлос (Поддубная)
Мария Матлос-Поддубная (справа) на борцовской арене в Гамбурге

Самой титулованной, и в то же время самой таинственной цирковой борчихой была Маша Матлос (урожденная Мария Поддубная), родная сестра знаменитого русского борца Ивана Поддубного. До 1910 года она шесть раз завоевывала титул "чемпионки мира по борьбе" (Матлос – измененная фамилия для цирковых афиш - по мужу Матлаш). Цирковые афиши извещали, что она приглашает всех желающих на цирковую арену попробовать удачи в борьбе с ней (после того как она разделается со всеми членами своей борцовской команды).

В 1901 году в дальневосточном городе Благовещенске гремела некая госпожа Юдина, проявившая героизм при защите города от китайцев. Эксцентричная Юдина начала удивлять окружающих с того, что вызвала на "дуэль" гастролировавшую в городе силовую циркачку Грен. К радости хозяина цирка, народу набилось до отказа. Борьбу обставили как настоящую дуэль.

Сандвина с мужем
Сандвина с мужем

Немка Кати Брумбах (Сандвина) была пожалуй самой знаменитой силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку".

Circus wrestling Тифлисские газеты в мае 1911 года собщали о женском чемпионате по борьбе в цирке “Модерн”. В чемпионате принимали участие знаменитости со всего мира: англичанка Реотер, украинка Шевченко, россиянка Морозова (по кличке “женщина – богатырь”), норвежка Розинг, полька Янковская, австрийка Оффенбахер, шотландка Келт и испанка Гиралд - все они были чемпионками своих стран. В турнире боролись две чемпионки мира: немка Фрида Дамберг и шведка Педерсон. Интересно отметить, что почти все поединки продолжались необычно долго. Например, россиянка Морозова сумела победить четырех своих соперниц: Оффенбахер за 18 минут, Янковскую за 10 минут, Реотер за 8 минут и Шевченко за 5 минут. Поединок Морозовой с Гиралд после 20 минут упорной борьбы закончился вничью, так как обе борчихи были примерно равны по силе и технической подготовке. Расстроенная Морозова по окончании поединка так "сборола" арбитра, что тот еле поднялся на ноги...

Фрида Дамберг
Фрида Дамберг

Особой симпатией тбилисского зрителя пользовалась чемпионка мира Фрида Дамберг, которая очень хорошо владела техникой французской борьбы и, в тоже время, была очень пластична. Из многочисленных побед Дамберг особо отмечали ее убедительные и красивые победы на туше над Реотер и Келт. Местные газеты взахлеб описывали поединок между Дамберг и Гиралд. “На ринг вышли две самые высокие и сильные дамы, которые прекрасно владели приемами борьбы. Яростная схватка продолжалась 15 минут и закончилась победой немки, прижавшей огромную испанку лопатками к ковру, что вызвало у зрителей большой восторг. В результате, Фрида уложила на пол всех борчих”.

Вот еще некоторые собщения из местных российских газет ев рубеже 19-20 веков:

В 1895 году прямо на аллеях Русского семейного сада В.Н.Егарева (бывш. Демидовский) на Офицерской проводились состязания в женской борьбе, но успеха у публики женская борьба не имела ("Геркулес", СПб, 1912 год)
На прошлой неделе в цирке состоялся "Дамский чемпионат французской борьбы". (Местная газета г. Екатеринбурга 1911)

В нашем цирке состоялся первоклассный дамский чемпионат, состоящий из 12 дам-борцов и атлеток под руководством эстонца, профессора борьбы и атлетики Алекса Мюллера (Миллера). (Местная газета г. Челябинска, 1916)

19 сентября - в саду “Аквариум” открытие первого международного женского чемпионата французской и другой национальной борьбы. В чемпионате принимали участие 10 дам-борцов. (Омский вестник. Сентябрь 1917).

Circus wrestling В 1912 году Иркутск готовился принять участников Международного чемпионата по французской борьбе среди дам. По поводу намечаемого события в местной прессе возник невиданный доселе ажиотаж. Еще бы, горожанам впервые предстояло увидеть представительниц слабого пола в такой необычайной роли.

Чемпионат открылся 21 апреля цирке-шапито торжественным выходом десяти дам-атлетов. Все они считались сильнейшими борчихами своего времени. Первой на арену цирка с национальным флагом в руках вышла чемпионка Англии Рейтер, а вслед за ней по порядку конферансье объявлял:

- Чемпионка Германии Дамберг! Чемпионка Австрии Офенбахер! Чемпионка Греции Гастилос! Победитель всех мировых рекордов по поднятию тяжести, чемпионка Шотландии Кельт! Чемпионка Румынии Василеско! Чемпионка Норвегии Нельсон! Кубанская казачка Шевченко! Чемпионка Польши Янковская! Единственная женщина борющаяся с быками, чемпионка Испании Гиральди!

Через два дня к ним присоединилась женщина-богатырь, чемпионка России и Европы мадам Морозова.

После окончания парада на ковер потешать публику вышли германка Дамберг и австриячка Офенбахер. Поединок между ними продолжался три минуты. Техничная германка, уловив момент неожиданным приемом "tour de tet" уложила австриячку на обе лопатки. Следующая схватка Гастилос - Кельт отняла у зрителей чуть больше 15 минут, после чего гречанка захватом руки перевернула свою соперницу на спину и довела схватку до победного конца. Зритель от происходящего на арене пришел в дикий восторг.

Circus wrestling На следующий день зрительный зал был битком набит народом. Побороть англичанку Рейтер взялась кубанская казачка Шевченко. Ей этого не удалось, но зато удалось как следует развеселить публику. Весь поединок Шевченко отпускала сальные шуточки в адрес своей соперницы, за что и поплатилась на 13 минуте: приемом "bra roule" Рейтер победно завершила борьбу.

Несмотря на поражение, кубанская казачка превратилась в любимицу публики. В поединке с Кельт, которая по весу превосходила ее в два раза, Шевченко сумела устоять. Борьба продолжалась полчаса и закончилась вничью. В дальнейшем отличилась румынская чемпионка Василеско, получившая от зрителей прозвище Смелая пантера. Госпожа Морозова из России блистала применением к противницам убийственных приемов - переднего пояса и двойного нельсона, - а когда это не помогала, она ломала их по-русски, как медведица.

Борьба Гиральди и Дамберг отличалась техничностью, которую редко можно было встретить даже у профессиональных борцов-мужчин. Чтобы поддержать интерес к чемпионату у зрителя его организаторы устроили бенефис для испанки Гиральди. Как указывалось в афише, на этом бенефисе на груди мадемуазель Гиральди оркестр должен был исполнить "Туш", а кузнецы - разбить молотами раскаленное железо. Да к тому же объявлялось, что она поборется с настоящим андалузким быком.

Естественно это был розыгрыш чистой воды, но публика не обижалась и валила валом на представление. Другой трюк, который позволял увеличить сборы, заключался в проведении борцовских поединков между женщинами-борцами и мужчинами-борцами. В цирке-шапито на денежное пари состоялось две таких встречи. Что интересно, вызов женщинам бросили местные спортсмены-любители. Некий Ситников боролся с Гиральди. Заметим что испанка несколько раз опрокидывала любителя на ковер и даже была близка к победе, но по истечении 20 минут борьбы арбитр объявил ничью.

Ровно через месяц 21 июня Международный чемпионат по женской борьбе среди дам завершился. Вот его результаты. Большой золотой венок и звание чемпиона Восточной Сибири получила германка Дамберг. Второе место и большую золотую медаль получила госпожа Морозова. Большую серебряную медаль и звание чемпиона г. Иркутска получила австриячка Офенбахер. Обладательницы трех первых мест поделили призовой фонд в 2000 франков.

Мы уже немало рассказывали о борцах и атлетах, которые в начале ХХ века были любимцами петербургской публики. Однако то время, как известно, было еще и эпохой борьбы за женское равноправие, причем во всех сферах жизни. Неудивительно, что столичные дамы заявили свои претензии и на борьбу, которая до той поры считалась привилегией сильного пола.

Первый чемпионат женской борьбыю 1903
Зарисовки с "Первого чемпионата женской борьбы" в Крестовском саду. 1903"

В мае 1903 года в Крестовском саду начался "Первый чемпионат женской борьбы", который продолжался больше месяца и закончился 8 июня торжественной раздачей призов. Петербургская публика с иронией отнеслась к невиданному зрелищу, называя его участниц "борчихами".

Блок сигарет Ogden
Блок сигарет Ogden. 1902г

"Вид у борчих не особенно внушительный”, - писал один из современников. “Наоборот, большинство выглядят тощими и слабосильными. Сразу же обнаружилось отсутствие того азарта и экстаза, который имеет место у мужчин-борцов. Женщины боролись как-то мягко, пожалуй, нежно, точно не желая причинить друг другу боль. Во время борьбы то одна, то другая теряла гребенки и шпильки, которые распорядитель спешил поднимать, при общем смехе публики, смотревшей на это зрелище вообще шутливо. Нельзя не смеяться при виде прекрасного пола, принимающего самые неизящные позы, ползающего на четвереньках и барахтающегося на полу".

Однако женская борьба не на шутку взволновала столичное общество. Одни находили это зрелище безобразным, уподобляющим женщину животному, другие, наоборот, считали движения "борчих" пластичными, а некоторые заявляли, что иных "борчих" были бы не прочь пригласить на ужин.

"Петербургская газета" провела даже опрос ряда столичных художников о том, подходит ли женщинам борьба? "Я никогда не ходил на борьбу, зрелище это некрасиво, - заявил известный в ту пору художник Н. Н. Каразин. - Женщинам тем менее подходит борьба, что женщина должна быть грациозна. А борьба, как свалка, исключает всякую грацию". Другой художник, С. С. Егорнов, также был против женской борьбы: "Вид женщин, мнущих и треплющих друг друга, может только внушать либо отвращение, либо смех. В борьбе мужчин нет ничего дурного, но вид борющихся женщин производит впечатление чего-то дикого, некультурного, первобытного".

Тем не менее устроители нового шоу достигли того, чего хотели: скандальное зрелище привлекло массу публики. А когда чемпионат в Крестовском саду закончился, спустя лишь десять дней начался новый, на сцене одного из самых популярных увеселительных садов Петербурга - "Аквариума".
(Источник: "Санкт-Петербургские Ведомости")

Four female wrestlers
Четыре женщины-борца приветствуют огромную толпу на балконе циркового павильона на ярмарке. 1909 год.
Фото Генри Таунта. Сайт The Bridgeman Art Library

Стоит также остановиться на зрителях на соревнованиях по цирковой борьбе. Вернее зрительниц. Писатель Валентин Катаев в автобиографической книге "Алмазный мой венец" вспоминает, что наблюдать восторженных зрительниц цирковой борьбы было увлекательнее, чем самих борцов, которые частенько халтурили и подставлялись по указке антрепренеров. Дамы в зале, захваченные мужским единоборстом, не обращали внимания на такие тонкости, они восторженно приветствовали борцов, а в кульминационные моменты поединка "испуганно" визжали и бросали на арену надушенные платочки (а иногда и другие части женского туалета). Они грезили рельефными торсами и бицепсами борцов и поджидали их на выходе из цирка как знаменитых теноров, подставляя им пальчики для поцелуя. В то же время, современники отмечали резко враждебное отношение женской части публики к появлению на арене женщин-борцов. Их завизгивали и зло обругивали, обзывая "драными кошками".

Если в столицах над женской борьбой подтрунивали, то в провинции, не избалованной зрелищами, отношение к этому было совсем иное.

И все-таки женщина-борец, на цирковой арене или вне ее, была в те времена редким исключением и рассматривалась большинством людей скорее как цирковой номер, вроде считающей лошади. Или, хуже того, как отвратительное зрелище. Вот как например французский журналист Макс Витербо описывает состязания по женской борьбе в зале на улице Монмартр в Париже в 1903 году: "В ваши ноздри ударяет спертый запах потного и скверного воздуха. В этом перегретом помещении краснеют лица зрителей. Дым схватывает вас за горло, а непристойная брань свербит вам уши. Борчихи швыряют себя друг на друга как современные вакханки, они терзают друг другу плоть. Развеваются волосы, оголяются груди, неприлично пенятся рты, мужчины в зале вопят, апплодируют, топают ногами”. Тогда еще не было ни традиций женского спорта вообще, ни тем более традиций женской спортивной борьбы, не были разработаны ни женская спортивная одежда, ни женские протекторы, ни правила борьбы для женщин. Тогдашнее общество еще не воспринимало женщину так, как ее воспримимают сегодня. Заботясь о здоровье и благополучии женщины, в те времена преувеличивали ее беспомощность и слабость.

Современное развитие женской спортивной борьбы и включение ее в программу Олимпийский игр поставило точку в дискуссиях о том, способны ли женщины по-настоящему бороться.

Александр Хромов
30 января 2003г.
Переработано в апреле 2011г.
Специально для "Клуба женских единоборств"


Police Gazette
Титульный лист "Police Gazette" с репортажем о женском борцовском матче, состоявшемся 25 декабря 1897 года
и изображение силачки Минервы из статьи "Мускулистые мамаши" в номере газеты за 1913 год. Перепечатка с сайта Orrin J Heller


>>> История Женских Единоборств
>>> Цирковая борьба и цирковой атлетизм на рубеже веков


Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление:

Last updated: