клуб

female

женских

single combat

единоборств

club


Средневековые воительницы и их доспехи

Armor
Дамы в тяжелых доспехах сражаются на боевых топорах
Работа Джозефа Табора (псевдоним RJLbwb) из его альбома на ресурсе DeviantArts

Сражались ли средневековые воительницы в доспехах и какие доспехи они могли носить?

Основу данного материала составила статья Лорен Дэйвис, подготовленная для "Daily Explainer" 16 января 2014 года

English Version


На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих, разведчиков и реже - в качестве воинов. Существует довольно длинный список женщин, активно участвовавших в военных действиях, в частности, в период Средних Веков. Здесь рассматривается более узкий вопрос - сражались ли средневековые воительницы в доспехах, и, если да, то в каких.

Средневековые воительницы

Когда мы говорим о средневековой Европе, мы объединяем различные культуры, нации и традиции, менявшиеся в пространстве и во времени. И роль женщин, включая их скромное место на полях сражений, также менялась. И так же как их соратники-мужчины, некоторые женщины сражались без дорогих доспехов, а некоторые носили роскошные доспехи, особенно командующие и стратеги, не получившие ни одного удара на полях сражений.

Необычный случай участия женщины в средневековом сражении произошел в 12-м столетии, в Каталонии. В 1149 году, женщины из города Тортоза оделись в мужское платье и приняли участие в яростной борьбе с напавшими на город маврами. Говорили, что Раймонд IV был так поражен мужеством этих женщин, что основал “Орден Топора”, в котором членам женского пола были дарованы привилегии рыцарей: они были освобождены от уплаты налогов и даже получали преимущество по отношению к некоторым мужчинам в публичных собраниях.

Тем не менее, случай Ордена Топора вряд ли являлся нормой для женщин, участвоварших в вооруженых конфликтах. Меган МакЛафлин в своем эссе “Воительница: пол, война и общество средневековой Европы” отметила, что участие в военных действиях в критических ситуациях было вполне обычным делом для женщин: они защищали свои города во время неприятельской осады и командовали воинскими отрядами в отсутствии мужей и отцов. В период Высокого Средневековья несколько дам из высшего сословия сделали карьеру воинов и военачальников: Этельфледа Мерсийская, вдовствующая дочь Альфреда Великого, вместе со своим братом Эдвардом участвовала в кампании по вытеснению скандинавов из Северной Шотландии; Сишельгаита, принцесса Ломбардии, сопровождала своего мужа Роберта в кампаниях, командовала осадой Трани в 1080 году и, облачившись в доспехи и с копьем, участвовала в битве при Дураццо в 1081 году, когда их армия была на грани поражения; Петрония де Гранмесниль, вместе со своим мужем, Робертом де Бомоном, участвовала в восстании короля Генриха Молодого против короля Генриха II.

Armor
Дама-рыцарь и Черная Лошаль: Манускрипт "Кодекс Каподиста". Общественная библиотека Падуи
Visual Photos

Armor
Этельфледа ведет своих воинов в бой.
Иллюстрация из "Иллюстрированной истории Англии" Касселя.
HerStoria

Armor
Портрет Сишельгаиты, принцессы-воительницы 11 века из Ломбардии
Artwork by Alayna.
Album Deviant Art

В период Позднего Средневековья военные действия становятся более организованными и упорядоченными, в них участвуют армии, укомплектованные тренированными воинами и членами рыцарских орденов (откуда и проишодят канонические доспехи с бронированными пластинами). В связи с этим МакЛафлин отмечает, что в эту эпоху и без того редкие упоминания о воительницах становятся еще более редкими, поскольку жесткий воинский порядок оставлял женщинам меньше возможностей для участия в битвах - как в качестве рядовых воинов, так и военачальников. Однако, это не означает, что женские имена совсем не встречаются в летописях войн Позднего Средневековья. Особо следует отметить Столетнюю Войну, в которой отличилось немало женщин, таких как Жанна Д'Арк и Жанна Пентьевр, лично участвовавших в битвах (есть достоверные сведения, что последняя сражалась в доспехах). В 1405 году Кристина Пизанская написала книгу “Город дам”, в которой советовала женщинам изучать воинское искусство на случай необходимости защищать свой дом и свою землю. Джеймс Блит отмечает в своем труде “Женщины в армии: Научный взгляд на средневековые изображения воительниц”, что в 14-м веке женщины из низших классов сражались и умирали во время восстаний во Фландрии.

Но даже во времена, когда женщины иногда брались за оружие, война считалась чисто мужским занятием, и этот факт оказал существенное влияние - как на боевое одеяние реальных воительниц, так и на их изображения

Изображения женщин в доспехах

Female Knight Female Viking Очевидно, что часто изображаемые на картинках куцые женские доспехи, которые позволяют видеть ложбинку между грудями, бесполезны в реальном бою. Более того, эти “нагруднички” даже могут создать проблемы для здоровья*. Так или иначе, возникает вопрос: если иногда воительницы в средневековой Европе облачались в доспехи, как они выглядели? Являются ли доспехи, подогнанные к женским формам, современным изобретением или подобные женские доспехи существовали в Средних Веках?

Изображения мужских доспехов в иллюстрациях рассказов или фантазий о европейских Средних Веках хотя бы частично опираются на известные факты, даже, если они не очень соответствуют исторической правде - боевые доспехи может увидеть каждый в любом музее. В то же время, женские доспехи изображаются в гораздо более фантастическом виде, поскольку их не увидишь в музеях. Глядя на картинки с воительницами, изображенными в пресловутом боевом облачении с бронированными чашками-лифчиками и кольчугой на чреслах, хочется сказать: “Пожалуйста проткните мне живот!” Что касается закрытых доспехов, то эти бронированные нагрудные латы в форме чаш добавляют воображаемым воительницам женственности, но и создают реальную угрозу проникновения металлических стыков нагрудников прямо в грудину носительницы таких доспехов.

Сейчас женщин частенько наряжают в красивые доспехи, отчасти из эстетических соображений - художники и кинорежиссеры стремятся показать женское тело своих фантастических воительниц в выгодном свете. Проблема в том, что определить как выглядели женские средневековые доспехи очень трудно - согласно специалистам по оружию из нью-йоркского Музея Метрополитен, не сохранилось ни одного изображения женщины в доспехах, сделанных при её жизни. Это относится и к изображениям Жанны Д’Арк, которая, как известно, носила доспехи, сделанные по приказу короля Карла VII специально для нее и в соответствии с ее размерами. Единственное изображение Жанны Д Арк, сделанное при ее жизни, представляет её без доспехов.

В то же время существуют живописные картины и иллюстрации, изображающие мифологических и исторических персонажей женского пола в доспехах. Можно увидеть закованных в доспехи амазонок, богиню Минерву (Афину) и царицу 6 века до н.э. Томирис. Изображение женщины в доспехах часто служило символом мужества в средневековом искусстве. Тем не менее, художники, изображавщие этих воительниц, возможно никогда не видели собственными глазами женщин в доспехах, скорее всего они сами создавали художественные изображения, основываясь на домыслах и традициях. Некоторые историки ссылаются на старинные манускрипты, содержащие изображения женщин, состязающихся в жюсте (вид рыцарских конных состязаний), но, поскольку художники не желали вкладывать им в руки копья, традиционно напоминающие фаллические символы, они изображали их сражающимися на прялках - приспособлениях, применявшихся для прядения нитей.

Даже анализируя основные словестные описания женщин, облаченных в доспехи, мы должны учитывать кругозор авторов. Джеймс Майкл Иллстон в своей диссертации “Пересмотр концепции ‘женщина и война’ в середине и в конце Средних Веков”, защищенной в Университете Кентербери, цитирует труд византийского историка Никиты Хониата, описавшего отряд воительниц (по мнению некоторых историков, речь идет об Элеоноре Аквитанской и ее отряда) во время Второго Крестового Похода:

Среди них было немало женщин, передвигающихся верхом, но не сидя на коне боком, как подобает даме, а бесстыдно расставив ноги, подобно мужчинам. Подобно мужчинам, они были вооружены копьями и другими видами холодного оружия и одеты в мужское платье. Они выглядели как настоящие воины, более мужеподобно, чем амазонки. Одна из воительниц выделялась среди других (подобно Пентесилее среди амазонок) - в обшитом золотом костюме, с бахромой, касавшейся ног.

Иллстон предположил, что это описание не обязательно полностью соответствует действительности, автор мог подчеркивать этим нецивилизованность и дикость племени франков, которые позволяют своим женщинам участвовать в битвах наравне с мужчинами. Майкл Эванс в своем эссе “Оружие и доспехи женщин в Крестовых Походах” считал по-другому. Эванс считал, что христианские авторы брезговали упоминать женщин, сражающихся наравне с мужчинами в Крестовых Походах, поскольку это могло принизить величие Крестоносцев. С другой стороны, мусульманские авторы чаще описывали женщин, сражающиохся на стороне Крестоносцев, очевидно из тех же самых соображений. Многие историки с осторожностью относятся к подобным описаниям воительниц.

Anazons against Trojans
Битва амазонок с троянцами. Средневековая иллюстрация.
Вебсайт BBC

Siege
Иллюстрация из манускрипта 1230 "Декреталии Смитфилда". Женщина, вооруженная мечом, защищает осажденную крепость. Судя по прическам остальных действующих лиц, в крепости одни женщины - из окна выглядывает другая женщина, по-видимому, с ребенком.
Interesting Pretties

И тем не менее, мы знаем, что женщины действительно участвовали в военных действиях в Средние Века, а в некоторых случаях, командовали армиями. И были женщины, на самом деле сражавщиеся в отрядах Крестоносцев, причем некоторые из них носили доспехи, даже в те времена, когда доспехи считались чисто мужским атрибутом.

Как средневековые женские доспехи могли бы выглядеть

Средневековые авторы нередко обращались к одному и тому же сюжету, в котором участвовали женщины в доспехах. Средневековые историки отмечали, что воительницы редко облачались в доспехи - это было скорее исключением, чем правилом. Недаром авторы, описывавшие таких воительниц, обращались к прошлому - к амазонкам, изображая своих героинь в виде реинкарнации Пентесилеи. Тем не менее, поскольку рыцарство считалось чисто мужским атрибутом, женщина, надевшая доспехи и взявшая в руки оружие, воспринималась как мужеподобное существо.

Aethelflaed by Angus McBride
Этельфледа Мерсийская ведет в бой воинов-саксонцев
против датских викингов при Дерби, Англия, 917 год
Historical Warrior Illustration Series Part XII

Battle
Кейт Бланшетт в роли Королевы Англии Елизаветы I (1533 – 1603)
в кинофильме "Золотой век".
Дизайн костюма Александры Бёрн. Иллюстрация с сайта DramaStyle

Во времена, предшествовавшие изобретению тяжелых доспехов, воительницы носили практически ту же одежду, что и их мужья и братья. Женщины, состоявшие в упомянутом выше Ордене Топора носили ту же одежду, что и мужчины и сражались в тех же доспехах и с тем же оружием. В тех случаях, когда в исторических хрониках упоминаются доспехи воительниц, неизменно описывается железная кольчуга, которая прикрывает руки, торс и бедра. Англо-норманский историк Джордан Фантосм (умерший ок. 1185г.) вспоминает, что во время пленения Петронии де Гранмесниль, сражавшейся против Генриха II, “она была облачена в кольчугу и вооружена мечом и щитом”. Эрменгарда, виконтесса Нарбонны, прославилась в 12-м веке тем, что сама командовала своими войсками против Раймона VI Тулузского. Ее современник, Андрэ Капелланус, описал ее в своем трактате Любовь, вложив в ее уста следующие слова:

Amazon Knight
"Рыцарь-амазонка"
работы Джозефа Табора.
Фльбом DeviantArt

Battling Princess
"Принцесса-воительница" работы Джозефа Табора.
Фльбом DeviantArt

"Я сама поскачу туда,
облачившись в броневой наряд и блесящий шлем,
окаймленный раструбом, защищающим шею,
с мечом на боку, с копьем в руке, впереди всех.
Хотя мои волосы белы,
мое сердце - как камень и жаждет боя".

Кстати, это вовсе не факт, что Андрэ Капелланус лично видел виконтессу, облаченную в доспехи, он мог пересказать другие рассказы об Энмергарде (она ведь была любимой героиней трубадуров) или создать образ воительницы на основании своих представлений. В то же время, исследователь Фредрик Шейетт, в своем труде “Эрменгарда из Нарбонны и мир трубадуров” аналогично описывает ее в кольчуге и в шлеме.

Персидский историк 12-го века, Имад ад-Дин (к чьим свидетельствам многие относятся скептически) так описал женщин-крестоносцев, носивших те же доспехи, что и мужчины, которых они сопровождали:

На поле битвы вышло несколько женщин, которые выглядели так же как рыцари, демонстрируя мужество и выносливость, не присущие слабому полу; они были закованы в латы, и, пока они не снимут свои доспехи, нелегко распознать в них женщин.

Мэттью Беннетт, как и другие историки, цитирующие вышеприведенный текст, сомневается в свидетельствах Имада ад-Дина о воительницах, но в своем эссе “Вирильные латинцы, изнеженные греки и сильные женщины: Половой состав Крестоносцев” допускает, что женщины могли носить доспехи и латы для своей защиты, если у них была возможность приобретать это дорогостоящее облачение.

К тому времени, когда Жанна Д’Арк стала ангелом-хранителем войска Карла VII во время Столетней Войны, в качестве доспехов уже использовались тяжелые латы. Как уже говорилось, не сохранилось прижизненных изображений Жанны Д’Арк в доспехах. Действительно, единственное сохранившееся прижизненное изображение Жанны Д’Арк - это рисунок Клемента Фокенберка, который никогда ее не видел, а изобразил ее по описанию других людей: молодая девушка в платье с мечом и знаменем. Все более поздние её изображения в доспехах выполнены в стиле времени написания того портрета.

И, тем не менее, есть достоверное подтверждение того, что Жанна Д’Арк носила доспехи. В 1429 году, в городе Тур, с нее сняли мерку для изготовления доспехов из лат, которые бы подошли ей по размеру. Это были относительно недорогие металлические доспехи стоимостью в 100 турских ливров. Эти доспехи назывались “белая амуниция”, что означает, что на нем не было украшений, даже геральдической лилии, которая украшала актрису Лили Собески, исполнявшую роль святой Жанны. Анатоль Франс, автор знаменитой биографии Жанны, предположил, что примерка в Туре также производилась для пошива гупелянда, просторного плаща, надеваемого поверх панцыря. В книге Регины Пернуд и Нару-Вероник Клин “Жанна Д Арк: Её история” говорится о том, что Жанна носила шлем ‘капелину’, стальную шляпу с широким раструбом, но часто выходила на поле боя с непокрытой головой. Хотя дизайн доспехов Жанны предполагал практичность его использования - удобство в носке и защита тела от ударов (что полезно в горячем бою), надо помнить, что Жанна играла роль символа и стратега, а не пехотинца на поле боя, поэтому ее шлем был немного декоративным, и она могла позволить снимать его во время сражений. Если бы она сражалась как солдат, то ей бы сделали шлем другого фасона.

Armor
Статуя Жанны Д'Арк в Шато Динан
Flickr by Alyse & Remi

Armor
Статуя Жанны Д'Арк в Филадельфии, США
Waymarking

Armor
Портрет актрисы Мэри Кингсли в роли Жанны Д'Арк в спектакле "Генрих IV"'
ThinkStock

Lady Knight Исторические данные свидетельствуют о том, что женщины-воительницы носили мужские доспехи или, в крайнем случае, ‘мужеподобные’, и тем не менее, феминизация воительниц - это далеко не современное изобретение. Давид Хей в статье “Оружие и доспехи” (сборник “Женщина и пол в средневековой Европе”) отметил, что авторы средневековых рыцарских романов затруднялись сочетать женственность и вооруженных воительниц. В поэме 13-го века “Роман молчания” (из цикла сказаний о Короле Артуре) героиня, носящая доспехи, описана как мужчина, и только после её гибели, когда с её головы был снят шлем, она превращается в женщину. Популярными были истории о женщинах, переодетых мужчинами-рыцарями, ключевым моментом которых являлось разоблачение псевдо-рыцаря. В рассказе о реальной женщине, Агнес Отот, утверждается, что Агнес заменила больного отца в его дуэли с другим мужчиной. Она надела одежду и доспехи отца и в бою на клинках сумела победить своего противника, после чего обнажила грудь, демонстрируя окружающим, что женщина одолела мужчину.

Хей также утверждал, что “в некоторых рыцарских романах была предпринята попытка придать половые признаки самим доспехам. Так, мужские доспехи украшались амулетами, подчеркивающими ‘мужественность’, в то время как стиль женских доспехов был более изысканным и открытым”. Он подчеркивает, что этот приём не отражал реальных особенностей женских доспехов, а просто являлся художественным методом, позволяющим изобразить женщину в подобном обличье так, чтобы это было более социально преемлемым.

Надо отметить также, что на исторические и художественные изображение средневековых воительниц безусловно повлияли образы античных амазонок. Эллисон Уэйр в книге “Элеанора Аквитанская: Жизнь” отмечает, что французский поэт 12-го века Бенуа де Сент-Мор в своем “Романе о Трое”, описывая Элеонору, уезжающую в Крестовый Поход, сравнил ее со скачущей на коне Пентесилеей, украшенной “сотней маленьких звонких бубенчиков”, одетую в “кольчугу белее снега”, со свободно распущенными волосами. (Опять же, стоит отметить, что, если Элеонора и носила доспехи, отправляясь с крестоносцами, как это описано многими авторами, это было всего лишь церемониальным жестом).

Помимо украшения доспехов и придания им женственных форм, существовали и другие способы представить воительниц более женственными. Эванс упоминает историю Маргарет из Беверли, которая на самом деле участвовала в обороне Иерусалима от Саладина во время Третьего Крестового Похода. Её брат написал, что она надела на колову кухонную кастрюлю, когда подносила воду защитникам крепости. Хотя её поведение считалось мужским, Эванс отмечает, что это весьма правдоподобно - использовать сподручные средства для самообороны, ведь каждый может приспособить кастрюлю или другую кухонную утварь в качестве оружия или доспехов. Но при этом она предполагает, что шлем Марагрет был преднамеренно сфантазирован, чтобы подчеркнуть её женственность или абсурдность участия в войне женщины, использующей кухонную утварь для самозащиты.

Современные изыскания в области женских военных доспехов.

Contemporary female knight Contemporary female joust Если рассматривать реальную историю Средних веков, то очевидно, что женщины очень редко носили доспехи, тем более, тяжелые латы. Но, если кто-то хочет выдумать историю, относящуюся к Средним Векам, когда ношение доспехов женщинами не было обычным делом, они стараются придать женские доспехам черты, отличающие их от мужских. Рецензируя серию рисунков “Женщины-бойцы в подобающих им доспехах” в социальной сети Tumblr художник Райан с ресурса MadArtLab заметил, что одним из способов сделать доспехи женственными (если вы к этому стремитесь) - прорабатывать детали. Так же как амулеты на мужских средневековых доспехах подчеркивали их маскулинность, конструкция костюма, подбор цветов и материалов может создавать ассоциации с маскулинностью или с женственностью.

На популярном блоге Tor.com отходят от традиции изображения женских доспехов в виде "бронированных лифчиков", вместо этого они нашли другой источник вдохновения для изображения женских доспехов – современную армию. Они используют новейшие разработки в области дизайна военной формы для женщин в американской армии. Этот новый дизайн военной формы учитывает меньшие габариты женщин, особенности пропорций женского тела, а также особенностей мочеиспускания. Если у вас нет долгого опыта конструирования женских военных доспехов, вы не обратите внимания на подобные тонкости. Если же вы имеете дело с массой женщин-воинов, вам придется подумать о том, чтобы им было удобно мочиться.

Иллюстрации с сайтов: Too Timid and Squeamish and Forrest Imel.


*) Может ли "бронированный лифчик" на самом деле убить его носительницу?

По мнению Эмили Эйшер-Перрин, доспехи, сконструированные по форме женской груди, не просто выглядят нелепо, но - что существенно - могут стать непосредственной причиной гибели воительницы, как только она вступит в реальный бой. Эйшер-Перрин подробно разобрала концепцию бронированного лифчика, начав с очевидного принципа: доспехи служат для того, чтобы отражать удары. При наличии промежутка между грудными чашечками, удар по ним холодным оружием отклоняется прямо в центр грудины. Более того, даже падение на землю грудью может привести к переломам грудной клетки твердой перегородкой между грудями - добавляет она. "Вы носите доспехи, которые по сути играют роль копья постоянно направленного вам в самые уязвимые части тела".

Armor
Опасный "бронированный лифчик". Всадница в латах мастерской "Skyrim Steel".
Сайт IgmarCade

Armor
Женские доспехи.
Статья "Кованый металл"(Hammered Melal), Часть 2.
Сайт jbwid

Воображаемые "бронированные лифчики".
Выглядят весьма сексуально, но совершенно неправдоподобно, если рассматривать употребление подобных доспехов в реальном бою.


Известно, что одним из популярных фасонов средневековых рыцарских доспехов являлась конусообразная или шарообразная выпуклость на груди, существенно усиливающая прочность металлического доспеха и способствующая соскальзыванию меча или копья противника вбок. Неожиданным образом эта конструкция - именно то, что небходимо для эффективной защиты груди воительницы. Не исключено, что до этого догадались и в Средние Века, и воительницы сражались именно в таких доспехах. Это косвенно подтверждается и “одночашечной” формой доспехов на некоторых скульптурах Жанны Д’Арк.


Armor
Церемониальные латы.
Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Фото Чарльза Тилфорда. Альбм Flickr

Armor
Средневековые доспехи. Музей Искусств Кливленда

Nicole Leigh Verdin
Николь Лей в сериале "Завеса" (The Shroud).
Фото с сайта Armor Archive.

Конусообразный дизайн доспехов.


Female fighetr protector С другой стороны, люди, знакомые со спортивными единоборствами, могут возразить, что боксерши, кикбоксерши и единоборки в стиле ММА носят протекторы груди как раз в форме “бронированного лифчика” с жесткими пластиковыми вставками. Учитывая, что эти единоборки нередко получают прямые удары руками и ногами в грудь, можно предположить, что при правильно подобранных чашечках доспехи в “двухчашечной“ форме не так уж и плохи.


>> История Единоборств

>> История Воительниц и дуэлянток

>> Воительницы


Пишите Нам / Contact Us


Последнее обновление:

Last updated:


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved